ШАХМАТЫ |
СУПЕРТУРНИР 19-й КАТЕГОРИИ |
ТРУСАМ НА ДЖИПЕ НЕ ЕЗДИТЬ
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Линареса |
Торжественная церемония открытия супертурнира 19-й категории "Линарес-97" проходила в городской мэрии, и главным ее событием стала, конечно же, жеребьевка, существенно влияющая на турнирную судьбу участников.
Гроссмейстеры тянули жребий по алфавиту. Имевший тут приоритет Адамc твердой рукой вытащил себе... номер 1! Везунчик, да и только. Впрочем, насколько ему повезло, мы узнаем после первого тура, в котором Адамсу выпало играть с Алексеем Дреевым. Кстати, жеребьевка - это еще и повод для организаторов блеснуть выдумкой. Если, на недавнем турнире в Лае-Пальмасе гроссмейстеры тянули свои жребии из глиняных горшочков, то в Линаресе номера были приклеены к подножию интересных сувениров: к массивной деревяшке прикреплен изрядный кусок гранита, на котором - миниатюрная модель джипа "Сузуки". А настоящая машина этой марки - главный приз турнира - выставлена на всеобщее обозрение в холле гостиницы "Анибал", где живут и играют участники "Линареса-97". Что ж, любой мужчина, любящий рыбалку или охоту, не отказался бы иметь у себя в хозяйстве этот симпатичный "вседорожник". Я поинтересовался у бессменно выполнявшего до недавнего времени обязанности технического директора линаресского турнира сеньора Луиса Рентеро, которому, как я уже сообщил в предыдущем репортаже, помимо многого прочего принадлежит и отель "Анибал", сколько же стоит такой суперприз. Выяснилось, что в пересчете на американские доллары - 35 тысяч, а предоставил его организаторам турнира расположенный в окрестностях Линареса завод, где собирают эти японские джипы.
К разговору с сеньором Рентеро я еще вернусь, а пока покончим с жеребьевкой. Вот какие номера достались игрокам: 1. Майкл Адамс (Англия, рейтинг - 2660), 2. Василий Иванчук (Украина. 2740). 3. Юдит Полгар (Венгрия, 2645), 4. Алексей Широв (Испания, 2690), 5. Владимир Крамник (Россия, 2740), 6. Вишванатан Ананд (Индия, 2765), 7. Гарри Каспаров (Россия, 2795), 8. Борис Гельфанд (Белоруссия, 2700), 9. Йерун Пикет (Нидерланды, 2640), 10. Предраг Николич (Босния и Герцеговина, 2655), 11. Веселин Топалов (Болгария, 2725), 12. Алексей Дреев (Россия, 2650).
Между прочим, жеребьевка выкинула маленькую шутку. Быть может, читатели помнят, что на уже упоминавшемся "Лас-Пальмасе-96" 21-й категории в последнем туре встречались Иванчук с Топаловым и Ананд с Каспаровым. Результат тех встреч был весьма важен для итогов турнира: Иванчука победа выводила на почетное третье место, Ананд же в случае успеха мог сравняться с Каспаровым. Иванчук проиграл и занял предпоследнее место, Ананд сделал ничью и остался вторым. Так вот, в первом туре "Линареса" играют... Ну, конечно: Иванчук и Топалов, Ананд и Каспаров! Почему-то мне кажется, что "переигровка" даст другие результаты.
Ну а теперь продолжим беседу с сеньором Рентеро, который знаменит еще и тем, что в бытность свою техническим директором турнира ввел штрафные санкции для игроков, склонных к быстрым "договорным" ничьим. Не означает ли уход сеньора Луиса со своего поста то, что отныне в Линаресе у любителей быстренько сгонять ничейную партию будет спокойная жизнь?
- Хоть я больше и не технический директор, - прогремел мой собеседник, - у меня по-прежнему большое влияние на этот турнир. И главной санкцией для шахматных трусов будет то, что они никогда больше не смогут приехать сюда!
-Если не ошибаюсь, в свое время вы так поступили с Борисом Спасским?
- Кроме Спасского были и другие, кого перестали приглашать в Линарес.
Про "шахматных трусов" сеньор Рентеро ввернул, конечно, не случайно. Много шума наделало здесь его открытое письмо отказавшемуся от участия в "Линаресе-97" Анатолию Карпову, которое он раздал всем журналистам, аккредитованным на турнире, всем игрокам и тренерам. Суть этого выдержанного в очень резких тонах послания сводится к тому, что Карпов, такой-сякой, приглашенный в Линарес, не только не приехал, но даже не соизволил ответить ни на один из многочисленных факсов, направленных ему организаторами. В своем письме Рентеро называет Карпова трусом, намекает, что свой титул он когда-то не совсем честно отобрал у Фишера, говорит, что Карпов после провала в Лае-Пальмасе, видимо, испугался снова играть с Каспаровым в одном турнире, что теперь от него отвернутся спонсоры и ему не удастся "продать" свой намечающийся матч с Каспаровым. А заканчивается все это тем, что отныне дорога в Линарес Карпову заказана.
Вообще-то за такие вещи, да еще высказанные публично, в добрые старые времена вызывали на дуэль...
Затем наш разговор с сеньором Рентеро свернул на тему любимого игрока, и тут он просиял:
- Мой шахматный идол - Василий Иванчук! Это - бесстрашный тореадор шахмат! Я преклоняюсь перед ним! Я обожаю его! Я его открыл, когда он еще не был известен, и он потом трижды побеждал в Линаресе!
А "отважный тореадор шахмат" в это время стоял неподалеку, потягивая горькое пиво. Он грустно улыбнулся, услышав высокую похвалу Рентеро. и сказал сначала по-испански: "Мучас грасиас!", а потом для верности повторил по-русски: "Спасибо!" Да, большой артист этот сеньор Рентеро. Зная, какого труда стоило Иванчуку выполнить свои обязательства перед организаторами турнира в Линаресе, где Василий на этот раз не хотел играть, дон Луис весьма эффектно подсластил пилюлю, которую был вынужден проглотить украинский гроссмейстер. Отвергая предположение о том, что приезд Иванчука вызван нежеланием платить очень крупную неустойку, которая грозила ему в противном случае, Рентеро воскликнул:
- Зная, как я к нему отношусь, зная, как к нему относятся люди Линареса, Иванчук просто не мог не приехать!
В заключение - несколько коротких предстартовых интервью с некоторыми участниками турнира, у которых я поинтересовался, какие чувства они испытывают, приезжая в Линарес, кто, по их мнению, тут сейчас фаворит, и какой результат они рассчитывают показать.
Борис ГЕЛЬФАНД:
- Испытываю волнение и подъем. С Линаресом у меня связаны прекрасные воспоминания, здесь ко мне пришел мой первый и самый значительный успех. Фаворит? Загляните в рейтинг-лист, там все фавориты расставлены по порядку.
-Джип не воодушевляет на подвиги?
- Мои амбиции не столь велики. Буду рад, если удастся выступить достойно.
Алексей ШИРОВ:
- В таком сильном турнире давно не играл! Формой своей не совсем доволен, но какова она на самом деле, покажет Линарес. Фаворит, конечно, Каспаров. Но если Иванчук будет играть так же, как на Олимпиаде в Ереване, то он может победить.
Владимир КРАМНИК:
- Турнир как турнир - ничего особенного. Надеюсь здесь отоспаться. Погода хорошая, что радует. Кто выиграет, я не знаю.
- Увидим ли мы староиндийскую защиту в вашем исполнении?
- Возможно, возможно...
Виши АНАНД:
- Соскучился по Линаресу! Ведь не был здесь два года. Что касается фаворитов, то меня такие вопросы не занимают.
-В первом туре вам игратьс Каспаровым. В заключительном туре в Лас-Пальмасе вы тоже играли с ним, и многие тогда говорили, что вы напрасно согласились на ничью. Что скажете по этому поводу?
- Послушайте маленький анекдот, который мне рассказал один мой друг. После нашей партии с Каспаровым, о которой вы говорите, Карпов якобы воскликнул: "На ничью здесь может согласиться или друг, или идиот!" Узнав об этом, Каспаров заметил: "То, что позиция ничейная, я могу доказать даже шимпанзе". Ну а если серьезно, то позиция действительно была ничейной. Но я, пожалуй, согласился на ничью слишком рано - мог бы его еще помучить.