Газета Спорт-Экспресс от 18 февраля 1997 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 февраля 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

"ДЕЛО СЕННЫ": НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ ИЛИ НОВЫЕ ДОМЫСЛЫ?

20 февраля в суде Имолы начнется слушание дела Айртона Сенны, трехкратного чемпиона мира, 1 мая 1994 года оказавшегося жертвой аварии на "Гран-при Сан-Марино" в Имоле. После почти трехлетнего расследования прокуратура Болоньи вынесла обвинение в непредумышленном убийстве против владельца команды "Уильямс" Фрэнка Уильямса, технического директора команды и ее совладельца Патрика Хеда, бывшего главного дизайнера Эдриана Ньюи и еще нескольких человек.

Причиной аварии на скорости 290 км/ч, по заключению экспертов, стала неисправность колонки рулевого управления, модернизированной незадолго до гонки без ведома гонщика. Однако адвокаты Уильямса и его "подельщиков" отказываются принимать это как пункт обвинения, утверждая, что злосчастная колонка сломалась в результате удара автомобиля о бетонный отбойник, а не до того.

В минувшее воскресенье в этом деле, которое и без того переполнено разного рода спекуляциями, неясностями и домыслами, появилась новая деталь. Как утверждается в материале, опубликованном в лондонской The Sunday Times, причиной фатальной аварии великого гонщика стал обломок элерона, попавший на трассу в результате стартового столкновения между "Бенеттоном" Джей Джея Лехто и "Лотусом" Педро Лами.

Фотография француза Поля-Анри Кайе, опубликованная в The Sunday Times, ранее не публиковалась нигде. На этом снимке, как утверждают авторы комментария Тим Рэймент и Питер Виндзор, отчетливо виден вылетающий из-под колес "Уильямса" Айртона Сенны обломок, раскрашенный в цвета "Бенеттона". По версии журналистов, бразилец, увидевший на трассе кусок элерона, попытался на высочайшей скорости миновать препятствие, угодил колесом на кочку, машина потеряла сцепление с трассой - и именно это стало причиной аварии. Или - наехав на обломок, проколол колесо с теми же последствиями.

Рэймент и Виндзор подчеркивают, что опытный фотограф стоял в 600 ярдах (ярд - 91,44 см. - О.Л.) от того места, где машина Сенны сошла с трассы. По словам Кайе, когда он проявил фото, то был поражен, увидев фрагмент "Бенеттона", вылетающий из-под колес "Уильямса". Тот факт, что никогда ранее эта фотография не публиковалась, сам фотограф объяснил тем, что не желал иметь никакой прибыли от трагедии великого гонщика; отпечатки, сделанные с этого негатива, он, по его словам, отправил в "Рено" и в "Уильямс" - в надежде, что это поможет при анализе причин аварии.

Расследование, проведенное авторами статьи в The Sunday Times, по их мнению, показывает, что обломок вполне мог вызвать трагедию. Даже если Сенна и не наехал на него. Ранее неоднократно отмечалось, что давление в шинах "Уильямса" после долгой езды за медленно ползущим пейскаром было очень низким, это делало машину неустойчивой и плохо управляемой, а значит, попытка объехать нежелательное препятствие могла кончиться трагически.

Трудно сказать, насколько серьезно относятся сами Рэймент и Виндзор к своему открытию. Скорее всего публикация сенсационного снимка, качество которого, увы, оставляет желать много лучшего, рассчитано на то, чтобы дать защите Фрэнка Уильямса и его коллег дополнительный козырь. Недаром все это было сделано за четыре дня до начала официального слушания дела в суде Имолы.

Не случайно вчера из штаб-квартиры "Уильямс Гран-при инжиниринг" сообщили, что адвокаты компании отказались приобщить историческое фото месье Кайе в качестве доказательства зашиты. Как заявил Патрик Хед, линия защиты построена на иных доказательствах. Кроме того, известный дизайнер категорически отвергает основу обвинительного заключения - версию сломанной колонки рулевого управления. По его словам, показания телеметрии с машины Сенны не дают оснований сомневаться в исправности этого фрагмента в момент аварии.

Итак, 20 февраля начнется судебное разбирательство. Хед заявил, что вопреки первоначальному решению ни его, ни Фрэнка Уильямса в этот день в Имоле не будет. В самый канун судебного триллера Уильямс и Хед поменяли адвоката - вместо итальянца Роберто Каузо их интересы в суде будет отстаивать известный английский юрист Питер Гудмэн из адвокатской конторы Pickworth Solicitors (его помощниками выступят Стефен Гринуэй, фирменный юрист "Уильямс Гран-при инжиниринг", и итальянец Оресто Доминиони). По мнению большинства, слушание дела затянется на несколько лет. Уже сейчас известны основные даты судебных заседаний (разбирательство, по крайней мере вначале, будет вестись за закрытыми дверями) - первое слушание 20 февраля, следующее - 28-го, затем 5, 12, 17 и 18 марта, 2, 15, 16, 22, 28 и 29 апреля (видимо, в эти дни Уильямсу и Хеду не удастся избежать присутствия в суде - на 27 апреля назначен "Гран-при Сан-Марино" в Имоле), 6, 7, 13 и 14 мая.

В интервью газете Sunday Mail нынешний лидер обвиняемой команды, "Уильямса", Жак Вильнев назвал предстоящее судебное разбирательство "мыльной оперой": "Обвинения, выдвинутые против Фрэнка, абсурдны. Я испытываю сверхдоверие, пилотируя "Уильямс". Но в каждом сезоне, который я провел в автогонках, всегда бывает пара-тройка опасных поломок. И это - в правилах игры. Разве может быть безопасной на сто процентов машина, когда вы ведете гонку на пределе возможностей техники? Авария - наш спутник. И, идя в гонки, мы все соглашаемся с этим. Но что раздражает меня больше всего, так это тот факт, что вся шумиха поднята только потому, что авария случилась с Сенной. Если бы это был кто угодно другой, никому и в голову не пришло бы искать виновного. Кого обвинили в смерти Роланда Ратценбергера?! О'кей, он не был героем вроде Сенны, но ведь закон должен быть для всех один. Большинство людей не могут смириться с тем, что такое случилось с Сенной, а потому они готовы обвинять кого угодно в чем угодно. Было бы справедливее оставить всех в покое, вспоминая о том, что Сенна жил счастливо и всегда первым стремился к риску. Вот так и я смотрю на жизнь и смерть".

"ПРОСТ-МЮГЕН/ХОНДА": ПЕРВЫЕ КРУГИ В МАНЬИ-КУР

На следующий день после объявления о создании на базе "Лижье" новой французской команды "Прост Гран-при", то есть в минувшую субботу, четырехкратный чемпион мира Ален Прост, глава новорожденной конюшни, был в Маньи-Кур, на фамильном автодроме "синих", где первый пилот команды (о слове "Лижье" рекомендуется забыть - во время парижской пресс-конференции сам Прост ни разу не употребил этого слова, сказав, что такой команды больше не существует, - есть "Прост Гран-при", ибо ни один из будущих финансовых партнеров его команды не пожелал иметь никаких дел с "Лижье", проявляя заинтересованность только к команде по имени "Прост". - О.Л.) Оливье Панис провел очередные тесты на JS45. В общей сложности француз проехал 90 кругов, лучший - за 1.14,77, что на секунду с лишним лучше времени поул-позишн Михаэля Шумахера на "Гран-при Франции"-96 (1.15,989 - "Феррари").

ЭШТОРИЛ. На автодроме "Фернанда Пиреш да Силва" к очередной серии тестов приступили гонщики "Уильямса", "Бенеттона", "Джордана", "Стюарта" и "Минарди". Погода в Португалии переменчивая - то дождь, то сухо. 15 февраля, во втором повороте трассы на "Стюарте" юного датчанина Яна Магнуссена на скорости за 200 км/ч сломалась передняя подвеска - и болид с силой врезался в бетонный отбойник. Пострадавшего пилота вертолетом эвакуировали в госпиталь, где Магнуссену было наложено семь швов на ногу. Никаких иных повреждений обнаружено не было. Однако машина оказалась разрушена столь основательно, что на следующий день гонщик "Стюарта" боксов не покидал.

В первый день на "Беннетоне" у Жана Алези вышла из строя коробка передач, во второй - трансмиссия. К началу тестов опоздал партнер Алези Герхард Бергер - он смог выехать на трассу лишь во второй половине субботы: на дорогах Испании застрял трейлер с его машиной. На следующий день австриец имитировал "Гран-при", что было необходимо для повышения надежности машины. Вице-чемпион мира-96 канадец Жак Вильнев без напряжения вплотную приблизился к тестовому рекорду Эшторила, установленному двукратным чемпионом мира Михаэлем Шумахером на "Феррари" - 1.19,66 против 1.19,67.

Результаты тестов. Суббота. Жак Вильнев ("Уильямс-Рено") - 1.19,67 (33 круга). Хайнц-Харальд Френтцен ("Уильямс-Рено") - 1.19,79 (29). Жан Алези ("Бенеттон-Рено") - 1.19,82 (12). Герхард Бергер ("Бенеттон-Рено") - 1.20,18 (27). Ральф Шумахер ("Джордан-Пежо") - 1.21,08 (14). Джанкарло Фисикелла ("Джордан-Пежо") - 1.22,39 (9). Ян Магнуссен ("Стюарт-Форд") - 1.22,77 (15). Ярно Трулли ("Минарди-Харт") - 1.29,07 (4). Воскресенье. Вильнев 1.21,08 (63). Фисикелла - 1.22,14 (54). Френтцен - 1.22,17 (34). Бергер - 1.22,22 (74). Шумахер-младший - 1.23,90 (17). Трулли - 1.26,19 (39). Алези - 1.40,87 (12).

Имитировал "Гран-при" и младший Шумахер, но его подвела неисправность коробки передач. Алези же из-за проблем с трансмиссией сумел выехать на трассу лишь в тот момент, когда пошел дождь.

Ольга ЛИНДЕ