ФУТБОЛ |
Игорь ЛЕОНОВ
НАМ С КАНЧЕЛЬСКИСОМ ЗА ПОБЕДУ ДАЛИ ПО КОВРУ
Игорь Леонов, которому в этом году исполнится 30, - ветеран не только по общему футбольному стажу, но и по количеству лет, проведенных в донецком "Шахтере". В союзных чемпионатах он успел сыграть ровно сто матчей, в украинских - уже более ста. Если бы зачеркнуть "австрийский" сезон, от которого у Леонова остались не самые приятные воспоминания, нынче он бы отметил юбилей: 10 лет в футболке "Шахтера".
-Чем же вам так не угодила Австрия?
- Австрия здесь ни при чем. Сам виноват: доверился случайным людям. Все помнят неразбериху, которая творилась в футболе в 1992 году. Многие игроки рванули искать счастье за границей. Я тоже не удержался от искушения - хотелось, не скрою, заработать, но не учел всех тонкостей этого предприятия и занялся чистой самодеятельностью: не имел связей ни с менеджерами клубов, ни с серьезными агентами. В результате начал сезон в первой австрийской лиге, а заканчивал - в третьей. Словом, год потерял напрасно. Ну да ладно: ничего уже не изменишь, что было, то было.
-А в "Шахтере" вы как оказались?
- Родился и вырос в Керчи. Уже в десятом классе я играл за "Океан" - команду второй союзной лиги. А 16 июня 1984 года в пять утра к порогу школы, в которой только что закончился выпускной вечер, подъехал "рафик", присланный за мной из симферопольской "Таврии" Коньковым. До конца сезона играл там за дубль, а в 1985 году, когда "Таврия" оказалась во второй лиге. Коньков поставил меня в основной состав. Анатолий Дмитриевич очень много сделал для меня, в какой-то степени даже отца заменил, которого я потерял очень рано. Именно Коньков отговорил меня от опрометчивого шага - перехода в киевское "Динамо".
-Разве от этого нужно отговаривать?
- В моем случае - нужно было. В 1984 году после очередной игры юношеской сборной Украины, за которую я тогда выступал, Лобановский пригласил меня. Геращенко. Сидельникова и Москвина в свой кабинет на стадионе "Динамо" и предложил перейти в киевский дубль. Но Коньков не советовал мне соглашаться, резонно полагая, что в Киеве я могу затеряться и не раскрыться, да и жить одному вдали от родных в моем возрасте было бы тяжеловато.
-Теперь не жалеете?
- Нет.
-А в "Шахтер" за Коньковым пошли, не задумываясь?
- Да, это произошло в 1988 году, когда Коньков был главным тренером в Донецке.
-При нем вы так ничего и не выиграли?
- У Анатолия Дмитриевича, на мой взгляд, потенциал великого тренера. Но характер очень тяжелый, А тренер, кроме всего прочего, должен быть не последним дипломатом.
-Что изменилось тогда с приходом Яремченко, сменившего Конькова на посту главного тренера?
- По существу, возникла новая команда. При Яремченко в "Шахтере" заблистали Канчельскис, Щербаков, Онопко, Погодин. Канчельскис, например, пришел из киевского "Динамо" с травмой мениска. Залечив ее и почувствовав абсолютное доверие со стороны тренера, Андрей стал очень быстро прогрессировать. С Витей Онопко, которого я помню еще по выступлениям за дубль, мы играли на одной позиции - опорного защитника, и, если честно, поначалу он ничем не выделялся. Вот Сережа Щербаков - это футболист от Бога. Если бы не постигшее его несчастье - стал бы суперзвездой. Погодина сразу отличали мощь, нацеленность на ворота соперников. Жаль, но травма спины так и не позволила ему раскрыться до конца. Сейчас играет в Израиле.
-Если не секрет, сколько вы тогда зарабатывали в "Шахтере"?
- Все игроки основного состава получали пятьсот рублей в месяц плюс премиальные. Причем повальное увлечение бартером коснулось и нас: премиальные выдавались телевизорами, холодильниками... Помню, за сезон я заработал четыре телевизора марки "Электрон", которые не знал, куда девать. Кстати, точно такой же ковер, который лежит сейчас перед вами, дали тогда и Канчельскису.
-Вы вернулись из Австрии перед началом второго круга первого украинского чемпионата. Какое он произвел на вас впечатление?
- Не очень веселое. Но теперь все это в прошлом. С тех пор украинский футбол заметно прибавил. Доказательства тому - и успешный старт сборной страны в отборочном турнире ЧМ-98. и второй подряд успех киевского "Динамо" в Кубке Содружества. На недавних сборах "Шахтера" в Израиле и на Кипре мы встречались со "Спартаком", "Торпедо" и "КАМАЗом". Впечатление произвел лишь "Спартак", у которого просто в потрясающей форме находится Цымбаларь. Основными составами мы сыграли вничью - 3:3. причем "Спартак" едва ушел от поражения, а в игре резервистов победил "Шахтер" - 4:1. Торпедовцы хоть и выиграли у нас 1:0. но выглядели гораздо бледнее спартаковцев. Счет 2:0 во встрече с "КАМАЗом", на мой взгляд, точно отразил соотношение сил на поле.
-Почему вы покинули "Шахтер" во втором круге чемпионата Украины 1995/96 годов, перейдя в кременчугский "Кремень"?
- По своей воле я бы этого не сделал. Все началось с увольнения Яремченко в декабре 1995 года. После отпуска нам вдруг объявляют, что главным тренером назначен Сальков. В команду приходят сразу 15 новых футболистов, большинство из которых в своих прежних клубах, как говорится, звезд с неба не хватали. Полностью ломается игра команды, и, как следствие, "Шахтер" оказывается за чертой призеров.
-Но ведь вы выиграли Кубок Украины?
- Выиграли в финале в лотерею - по послематчевым пенальти - у "Днепра", хотя и "Днепр", и "Черноморец" в полуфинале были сильнее нас. Просто "Шахтеру" фантастически везло.
-Однако на скамейке запасных вы оказались не при Салькове, а при его преемниках - Рудакове и Соколовском.
- Этот тренерский тандем, которому, на мой взгляд, просто не хватило опыта, стал заложником того "реформаторства", которое провел Сальков. Посудите сами, если затрачены немалые деньги на приобретение новых игроков, значит, они должны выходить на поле, хотя ни в чем не превосходят старожилов клуба. Сальков по каким-то причинам пошел на поводу у тех людей, которые сочли необходимым "обновлять" команду, хотя она была одним из лидеров чемпионата страны. Оказавшись не у дел, я попросил руководство "Шахтера" подыскать мне новую команду. Но, видимо, желая компенсировать свои расходы, клуб назначил за меня слишком высокую цену, которая отпугнула покупателей. Пришлось вместе с другими "отверженными" - Ателькиным и Матвеевым - тренироваться какое-то время с "Шахтером-2", выступающим в первой лиге. Нам предлагали там поиграть, но хотелось выступать в высшей лиге. Приняв "Кремень", Яремченко предложил нам троим последовать за ним. "Шахтер" отпустил нас туда на условиях аренды.
- Какие воспоминания о "Кремне"?
- Самые приятные. Когда мы пришли, "Кремень" был на предпоследнем месте в таблице. А закончил чемпионат девятым, обойдя, кстати, "Шахтер". По количеству набранных очков во втором круге мы были третьими, дошли до полуфинала Кубка Украины, где нас остановило киевское "Динамо". После игры чемпионата в Киеве, в которой мы уступили 0:2. Йожеф Сабо назвал нас лучшей командой, которая приезжала за весь сезон в Киев. Матвеев, которого "похоронили" в "Шахтере", забил 12 голов. В Кременчуге народ не избалован большим футболом, на каждой игре присутствовало не менее 10 тысяч зрителей (стадион вмещает 12). Да и бытовые условия были созданы хорошие.
-Уезжать оттуда не хотелось?
- Если честно, не очень. Но, во-первых, Донецк давно стал для меня родным городом, а во-вторых, в "Шахтер" возвращался Яремченко.
-Немного провокационный вопрос: если бы вам пришлось выбирать между сборной Украины и сборной России, за какую предпочли бы играть?
- Немного провокационный ответ: за сборную Крыма (смеется). Ну а если серьезно, то передо мной такой дилеммы, увы, уже не возникнет - поезд ушел. В свое время я играл за молодежную сборную СССР, в составе которой были Добровольский, Кобелев, Колыванов, Геращенко, Сидельников. Но все это теперь - лишь приятные воспоминания.
-Как вы относитесь к вполне вероятному появлению в следующем сезоне в высшей украинской лиге еще одной донецкой команды - "Металлург"?
- Нормально отношусь, с интересом. Почему Киев и Запорожье могут иметь по два клуба в высшей лиге, а Донецк - нет? "Металлург" в прошлом сезоне уже показал зубы, едва не выбив из Кубка страны киевское "Динамо". Любому клубу с таким честолюбивым соперником, по-моему, придется нелегко.
-Кого считаете лучшим в вашем амплуа последнего защитника?
- На Украине - это универсальный защитник киевского "Динамо" Сергей Беженар. В России - Омари Тетрадзе. В мире - Франко Барези. Такие игроки, как он, рождаются один раз лет в пятьдесят.
-А сильнейшего, на ваш взгляд, s мире нападающего готовы назвать?
- Шукер. В этом со мной солидарен и бывший одноклубник Сергей Попов, ныне выступающий за "Зенит". Ему довелось играть против хорвата в составе сборной Украины. Шукер обладает высокой стартовой скоростью, прекрасно оснащен технически и способен в одиночку протаранить любую оборону.
-Каким вам представляется ваше будущее?
- Ближайшее - выиграть с "Шахтером" Кубок Украины, мы ведь уже в полуфинале этого турнира, и попасть в тройку призеров чемпионата страны. После завершения игровой карьеры, которая, надеюсь, продлится еще года четыре, собираюсь стать тренером. Мой давний знакомый Гурам Аджоев, выступающий сейчас за раменский "Сатурн", с которым мы встречались на кипрском сборе, рассказал, что в Москве открылась годичная школа тренеров, по окончании которой выдаются дипломы европейского образца. Остается подождать, когда такая же школа откроется на Украине, и поступить в нее. Думаю, у меня получится.
Сергей ЮРИС
Донецк