Газета Спорт-Экспресс от 26 февраля 1997 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 февраля 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

Сергей МАНДРЕКО

В СБОРНОЙ РОССИИ СВОЕГО СЛОВА ЕЩЕ НЕ СКАЗАЛ

Уследить за перемещениями наших легионеров по футбольной Европе ничуть не легче, чем выиграть "джэк-пот" в "Лотто-миллион". Редко кто задерживается на одном месте надолго. На этом фоне достижение Сергея Мандреко - пять лет в австрийском "Рапиде" - уже само по себе достойно российской Книги рекордов Гиннесса. Однако скоро и это рекордное постоянство по всей видимости прервется. 30 июня у Мандреко заканчивается контракт, а подписывать новый он не намерен.

-Ваше решение окончательное?

- Да. В "Рапиде" оставаться не собираюсь, хотя из клуба меня никто не гонит. Наоборот - руководство предлагает заключить новое соглашение. Но я сразу сказал - нет. Надоело терпеть недоверие главного тренера Эрнста Докупила, который крутит мной, как хочет.

-Но, может быть, летом все изменится?

- Я в это не верю. Самый свежий пример: когда мне позвонил Борис Петрович Игнатьев и предложил поехать со сборной в Гонконг, "Рапид" как раз собирался на сбор в Эмираты. Австрийцы эту идею приняли в штыки - как будто я на курорт отпрашивался: "Какой Гонконг?! Ты должен готовиться с командой".

-В общем-то логично, ведь 1 марта заканчивается перерыв в чемпионате.

- А я никакой логики не вижу, потому что в Эмиратах меня выпустили в одном матче на полчаса. Уж, наверное, в сборной Игнатьева я бы это время с большей пользой провел.

-Зато вы стали очевидцем битвы "Рапид" - "Ростсельмаш". Что же там произошло?

- С самого начала пошли грубые фолы с обеих сторон. Досталось, в частности, Просенику, который на каждое нарушение слишком болезненно реагировал - все время норовил поговорить с обидчиком. В конце концов он ударил кого-то из ростовчан ногой в живот, и после этого началась массовая драка, в которой больше всех пострадал как раз Просеник. Врачам даже пришлось зашивать ему бровь. Если бы не его горячность, думаю, все бы обошлось. А вообще такие стычки для "Рапида" не в диковинку. В прошлом году в Дубай мы не поладили со сборной Омана. Уже на 15-й минуте мне распороли ногу. А дальше - точная копия матча с Ростовом. В итоге тоже закончили встречу гораздо раньше, чем положено.

-Там тоже Просеник завелся?

- Нет. Тогда не выдержали нервы у поляка Сливовски. Горячий парень. Сейчас он в "Тироле" играет.

-Трифон Иванов - не такой?

- Нет. Он умеет себя в руках держать. Но лентяй страшный! На тренировках нагружается так, как ему удобно. Тренер для него - не указ.

-Неужели нет способов его укротить?

- Все перепробовали, вплоть до штрафов - ничего не помогает!

-На крайний случай всегда есть одно радикальное средство.

- Убрать Иванова из команды? А за что? В игре-то он - великий. Я у него ни одного провала не помню. Как ему удается, не утруждая себя работой на тренировках, быть в хорошей форме - для меня загадка.

-А за что он человека ударил?

- Трифон без причины кулаками махать не станет. Только если за дело. А тот человек Иванова за майку цеплял, чтобы при угловом позицию повыгоднее занять. Ну болгарин и отмахнулся. Не со зла, а скорее просто от раздражения, что в его огород чужак залез.

-У вас сразу не заладились отношения с Докупилом?

- Нет. Проблемы начались полтора года назад. При старом тренере я и Кюбауэр считались ведущими игроками "Рапида". Докупил же начал свою деятельность с того, что пригласил на мое место - под нападающими - Петера Штегера. До зимних каникул нам как-то удавалось делить игровое время примерно поровну. Но потом я получил травму. И хотя до начала второй половины чемпионата успел вылечиться. Докупил тем не менее в первой игре обошелся без Мандреко. И начались качели: то я в составе, то - нет. В газетах Докупил рассказывает, какой Мандреко замечательный игрок, а во время матчей этот "замечательный игрок" почему-то сидит на скамейке запасных.

-Интересно, почему?

- Я Докупилу не раз этот вопрос задавал. Но вразумительного объяснения так и не получил. Видимо, "не вписываюсь в его концепцию". Сейчас у тренеров это самая популярная фраза.

-Можно по-разному относиться к Докупилу, но ведь нельзя отрицать, что "Рапид" с его приходом преобразился.

- С финансами у клуба все в порядке. Поэтому здесь собраны лучшие австрийские игроки. У нас длинная скамейка. Если для других команд потеря одного-двух ключевых футболистов - почти трагедия, то у "Рапида" им всегда найдется достойная замена. В команде работает очень толковый тренер по физподготовке. И, конечно, хватает ярких личностей, способных в одиночку решить игру.

-Да и вратарь тоже хорош.

- Консел в "Рапиде" уже 2 года, а я до сих пор не могу привыкнуть к его подвигам! Журналисты прозвали его "инопланетянином". И действительно, когда видишь, что творит Консел в воротах, не покидает ощущение, что этот голкипер не от мира сего.

-Доводилось слышать, что "Рапид" в Австрии - народная команда. Это правда?

- Конечно. Так и просится сравнение с московским "Спартаком". Болельщики "Рапида" разбросаны по всей стране и к результатам любимой команды неравнодушны.

-По-моему, так везде.

- Не скажите. У той же "Аустрии" есть ограниченный круг почитателей из венской элиты - в основном, политики. Футбол для этих людей - это возможность повысить свой рейтинг, поддержать имидж политика, интересующегося спортом.

-Вы, кстати, одно время были близки к переходу в "Аустрию".

- Летом наши с Докупилом отношения зашли в тупик. Я-то давно хотел уйти, но тренер был против. А тут сам подошел и говорит: "Насильно удерживать тебя не буду. Хочешь - помогу подыскать другой клуб". В газетах уже написали, что Мандреко переезжает в "Аустрию". И вдруг Докупил заявляет, что продавать Мандреко "Рапид" не собирается.

-Насколько мне известно, свою лепту в неудачное завершение ваших переговоров с "Аустрией" внес бывший тренер "Рапида".

- Его фамилия Баумгартнер. Он сказал своему другу, вице-президенту "Аустрии", что "Мандреко - алкоголик". А этот человек ведет финансовую политику клуба. Он решает - купить игрока или нет. Главный тренер в этот бред, конечно, не поверил. Но сделать ничего не мог.

-Все это очень похоже на месть. У Баумгартнера были причины желать вам зла?

- Когда он работал в "Рапиде", у нас была одна стычка. Он не хотел отпускать меня на отборочный матч игнатьевской "молодежки". Тогда я ему напомнил, как обычно поступает УЕФА с теми клубами, которые не отпускают игроков на официальные матчи сборной. Баумгартнер сдался, но в спину прошипел что-то вроде: "В таком случае место в основном составе я тебе не гарантирую".

-Прямо шантаж какой-то!

- Называйте это, как хотите, только свою угрозу тренер привел в исполнение. Но ему фатально не везло - как только он меня не ставил, "Рапид" обязательно проигрывал. Наконец у руководства лопнуло терпение, и Баумгартнера уволили.

-Год назад вы приняли австрийское гражданство. Неужели в этой стране достаточно прожить 4 года, чтобы стать ее гражданином?

- Нет, конечно. Я слышал, что минимальный срок - 8 лет. Но футболистам нередко делают поблажки. Так, например, югославу Вастичу из "Штурма" оформили гражданство, что называется, "под сборную". За Югославию он не заигран, поэтому австрийцы быстро его под свои знамена затащили.

-Но на Мандреко им заглядываться бесполезно. За российскую "молодежку" вы назабивали столько, что никакому Вастичу не снилось,

- Мне гражданство сделали через спонсоров клуба. Их у "Рапида" два: национальный банк и "Аванти" - владелец сети автозаправочных станций по всей стране.

-Можете назвать причины, толкнувшие вас на этот шаг?

- Причина одна. Я здесь уже достаточно давно, чтобы убедиться: Австрии в ближайшие сто лет не грозят никакие катаклизмы. Солидная спокойная жизнь - вот что нравится мне и моей семье в этой стране. Кроме того, дети уже вовсю говорят по-немецки. Сын на следующий год пойдет в школу. Не вижу смысла что-то менять в нашей жизни.

-За исключением клуба. Кто ваши потенциальные покупатели?

- Есть несколько вариантов остаться в Австрии. А вообще хочу уехать в теплые страны. Уточнять в какие - пока не стану. Еще не время.

-В Австрии холодно?

- Второй год подряд зима здесь с сибирскими морозами. Заскучал я по теплу.

-А в Гонконге недавно было очень жарко.

- Я в курсе. Тот звонок от Игнатьева - приятная неожиданность. Последний раз в сборную я приезжал к Романцеву на товарищеский матч с австрийцами. С тех пор прошло больше двух лет.

-Да, пауза затянулась.

- Виноват в этом только я. Зачем тренерам сборной человек, который в своем клубе - вечный запасной?! Да и я в этой ситуации в сборную не рвусь - ясно ведь, что до прежнего Мандреко мне далеко. Так зачем позориться, чье-то место занимать! Вот уйду из "Рапида" и на новом месте докажу, что не все еще голы в сборной забил.

-Значит, игру с югославами 12 марта вы будете смотреть по телевизору?

- Точно. С Игнатьевым мы договорились поддерживать контакты до лучших времен, которые, надеюсь, не за горами. Кстати, знаете, как меня австрийцы однажды назвали?

-Как?

- Футбольным Гретцки. Перед игрой с "ЛАСКом" шутки ради наш менеджер вытащил три футболки с номерами 77, 99 и 28. "Бросайте жребий, - говорит, - кому в какой играть. Судьи не возражают". Мне досталась майка с двумя девятками. Летал я тогда по полю почти как знаменитый хоккеист из "Нью-Йорк Рейнджерс". А на следующий день газеты вышли с такими шапками: "В австрийском футболе появился свой Гретцки".

Юрий БУТНЕВ