Газета Спорт-Экспресс от 27 февраля 1997 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 февраля 1997 | Хоккей

ХОККЕЙ от "СЭ"

№ 20. Февраль `97

Дуг ГИЛМОР

БОРЩЕВСКИЙ ВПИСАЛ СВОЕ ИМЯ В ИСТОРИЮ "ТОРОНТО"

АНКЕТА "СЭ"

1. Любимый стадион - "Мэйпл Лиф Гарденз"

2. Несчастливый стадион - нет

3. Самые шумные болельщики - у "Торонто"

4. Самые тихие болельщики - у "Сент-Луиса"

5. Самый недооцениваемый хоккеист - Юшкевич

6. Самый переоцениваемый хоккеист - Гилмор (шутка)

7. Самый, грязный хоккеист - не любило вешать ярлыки

8. Сильнейший боец - Доми

9. Самый странный хоккеист - Бретт Халл

10. Самый неудобный защитник - Каспарайтис, Ульф Самуэльссон

11. Самая красивая форма - у "Торонто"

12. Самая некрасивая форма - у "Эдмонтона"

13, Любимый клуб - "Торонто"

14, Лучший вратарь - Потвен, Руа

15. Лучший защитник - Челиос, Стивенс

16 Лучший форвард - Гретцки

17. Самый быстрый хоккеист - Бондра

18. Лучший кистевой бросок - у Кларка

19. Лучший щелчок - у Эла Мокинниса

20. Любимая музыка - классика

21. Любимый фильм - "Форест Гамп"

22. Любимый актер - Том Хэнкс

23. Любимая марка машины - нет

Отправляясь в Торонто, я внимательно изучил статистические показатели ведущих хоккеистов "Мэйпл Ливз" и пришел к выводу, что именно не слишком результативный капитан команды 33-летний Дуг Гилмор ответственен за затяжной кризис в игре популярного канадского клуба. Однако вскоре убедился в ошибочности такого мнения: в матчах с "Колорадо", "Сент-Луисом" и "Оттавой" 93-й номер "Кленовых Листьев" проявил себя настоящим лидером, ведущим за собой остальных. И лишь в поединке с "Ванкувером", состоявшемся на следующий день после того, как агент хоккеиста провел безрезультатные переговоры с генеральным менеджером Клиффом Флетчером по поводу нового контракта, Гилмор был пассивен. С вопроса о дальнейших хоккейных планах знаменитого центрфорварда, который на площадке кажется хулиганом, а в жизни - настоящий интеллигент, и начался наш разговор.

-Дуг, в последние недели все торонтские газеты обсуждают возможные варианты вашего обмена. Вас это не раздражает?

- Я давно к этому привык. Еще в прошлом сезоне, когда "Торонто" начало лихорадить, именно меня называли первым кандидатом на трейд, что в общем-то вполне естественно: в трудные для клуба времена строже всего спрашивают с его самого высокооплачиваемого хоккеиста.

-Но ведь помимо того, что вы - самый дорогой "Кленовый Лист", вы еще и капитан команды.

- В Северной Америке это никого не волнует, а в Канаде - особенно. Вспомните "Монреаль Канадиенс", который за полтора года поменял всех своих капитанов - моего нынешнего одноклубника Кирка Мюллера, Майка Кина и Пьера Тарджона.

-В число клубов, желающих вас видеть в своем составе, почему-то входят только команды, предпочитающие играть в чисто оборонительный хоккей, -"Флорида", "Нью-Джерси" и "Вашингтон".

- Никак не могу прокомментировать это.

-А вы-то сами хотите обмена?

- Конечно, нет! В "Торонто" я провел свои лучшие сезоны и не испытываю никакого желания покидать этот клуб. Знает о моих планах завершить свою хоккейную карьеру в Торонто и генеральный менеджер Флетчер. Единственная проблема в том, что вскоре срок моего контракта с "Мэйпл Ливз" истекает, и "Кленовые Листья" не предложат мне новый договор, я стану свободным агентом, после чего клуб не получит за меня никакой компенсации.

-Нынешним летом подобная история произошла с лучшим хоккеистом в истории Северной Америки Уэйном Гретцки, за которого "Сент-Луис Блюз" сначала отдал едва ли не всех своих самых перспективных игроков и которого затем лишился, ничего за него не получив.

- Это пример того, как не стоит вести контрактные дела.

-Еще 3 - 4 года назад вашего генерального менеджера Клиффа Флетчера называли лучшим хоккейным купцом в истории НХЛ, а лучшим обменом в его исполнении был признан трансфер между "Торонто" и "Калгари", в котором были задействованы 10 хоккеистов и в результате которого вы и оказались в составе "Мэйпл Ливз".

- Это давняя история. В начале 90-х "Торонто" выступал примерно так же слабо, как в последние два сезона, и для выхода из затяжного кризиса клубу нужно было что-то срочно предпринять. Флетчер, пришедший в "Торонто" из "Калгари Флэймз", цвета которого я несколько лет защищал, провернул серию обменов, и "Кленовые Листья" постепенно стали прогрессировать.

-Именно вас специалисты назвали главным спасителем "Торонто", поскольку за последние два сезона вы переписали едва ли не всю книгу командных рекордов и побили главное достижение "Мэйпл Ливз", установленное знаменитым Дэррилом Ситтлером, - 127 очков за регулярный чемпионат.

- В "Торонто" я сразу же почувствовал себя в своей тарелке, и роль спасителя команды меня нисколько не тяготила. К тому времени я уже заработал себе в лиге определенное имя, что позволяло мне играть раскованно. В результате наш с Флетчером дебютный в рядах "Мэйпл Ливз" сезон-91/92 оказался для аутсайдера лиги переломным, и вскоре я стал первым за последние 26 лет "Кленовым Листом", завоевавшим индивидуальный трофей - приз лучшему форварду оборонительного плана.

-Какое самое яркое впечатление в вашей торонтской карьере?

- Все серии "плей-офф". Никогда не забуду нашей серии с "Сан-Хосе", когда мы проигрывали 2-3, чудом победили в овертайме шестого матча и вырвали победу. Исторической стала и победа "Торонто" над фаворитом дивизиона "Детройтом" 3 года назад: тогда мы выиграли в овертайме решающего, седьмого, матча - 4:3.

-Героем того матча помимо Гилмора, организовавшего все голы "Мэйпл Ливз", стал Николай Борщевский, забросивший победную шайбу.

- О Ники у меня остались самые лучшие воспоминания. В те годы мы выходили с ним на лед в одной тройке, и с нашей связкой не могли справиться сильнейшие защитники лиги. Забив решающий гол в ворота "Детройта", Борщевский вписал свое имя в историю "Торонто".

-Несколько лет цвета "Торонто" защищал и защитник Дмитрий Миронов, который сейчас играет в "Анахайме" и с которым вы недавно едва не подрались.

- Миронов - защитник атакующего плана, а наш прежний тренер Пэт Бернс не предоставлял таким игрокам свободы действий. Тем не менее и сегодня любой болельщик "Мэйпл Ливз" подробно расскажет вам о сильных и слабых сторонах Миронова.

-А кого из российских легионеров НХЛ вы считаете лучшим?

- Русская школа хоккея дала лиге пару десятков ярких талантов. Но самым своеобразным русским игроком я назвал бы Сергея Макарова, техника и катание которого мне кажутся неповторимыми. На мой взгляд, если бы Макаров приехал в Северную Америку чуть раньше, он бы стал ярчайшей звездой лиги! Но даже дебютировав в зрелом возрасте в нашем "Калгари", который задрафтовал его одним из последних, Сергей потряс всех абсолютно неповторимым дриблингом, сразу же завоевав приз лучшему новичку лиги.

-Некоторые канадские журналисты полагают, что заокеанской карьере Макарова помешало его неумение общаться с представителями прессы.

- Я считаю Сергея довольно коммуникабельным человеком. Другое дело, что в Северной Америке понимание необходимости работы с репортерами любой хоккеист впитывает, как говорится, с молоком матери.

-У вас, кстати, также были проблемы в отношениях с прессой. В журнале "Хокки Ньюс" несколько лет назад прошла не соответствовавшая действительности информация о том, что против Гилмора выдвинуто обвинение в изнасиловании.

- Знаете, как определить, стал хоккеист в НХЛ звездой или еще нет? Во-первых, он должен набрать более 100 очков за сезон, а во-вторых, - кого-нибудь "изнасиловать".

-Если не ошибаюсь, в юношеские годы вас никто в звезды не прочил: на драфте-82 вы были выбраны только под 134 номером!

- Это неудивительно. В начале 80-х, как и сегодня, больше ценились крупные хоккеисты. А я в 17 лет весил лишь 59 килограммов, да к тому же выполнял функции защитника, которые в НХЛ всегда были мощнее форвардов!

-Как складывалась ваша карьера в НХЛ?

- В "Сент-Луисе" от малыша Гилмора подвигов не ждали, а потому я постепенно набирался опыта в третьей-четвертой тройках команды. Но в сезоне-86/87 мне удалось набрать за регулярный чемпионат более 100 очков. Через год "Блюз" обменял меня в "Калгари", вместе с которым я вскоре завоевал свой первый Кубок Стэнли.

-Первый и, видимо, последний?

- Если бы я думал так же, то давно бы завершил свою хоккейную карьеру.

-Значит, вы полагаете, что в ближайшее время "Торонто" удастся повторить подвиг пятилетней давности?

- Я этого не исключаю. На самом деле пять лет назад никакого чуда не было. Когда я появился в команде, большинство ее игроков просто потеряли веру в свои силы, и нужно было только их встряхнуть. Сегодня картина примерно такая же: серия обидных поражений угнетающе подействовала на нас.

-То есть причины поражений "Мэйпл Ливз" - не в плохой селекционной работе клуба, не в слабости его состава, на чем настаивают многие обозреватели, а в области психологии?

- Скорее всего - да. Я играю в НХЛ уже больше 10 лет и уверен, что в этой лиге первичен дух, а не материя. В последние годы не раз бывало такое, что Кубок Стэнли завоевывали клубы - например, "Монреаль" или "Нью-Джерси", составы которых никто бы не назвал чемпионскими. Завоевать Кубок этим командам помог только дух!

Игорь ЛАРИН

Торонто - Москва