ФОРМУЛА-1 |
Жан ТОДТ
ЛЮБЛЮ ЖЕНЩИН, НО "ФЕРРАРИ" ТАК РЕВНИВА!
Стартующий 9 марта в Мельбурне 48-й чемпионат мира обещает быть весьма напряженным и как никогда запутанным. Именно такие выводы напрашиваются сами собой, если проанализировать результаты зимних подготовительных тестов команд - участниц предстоящего чемпионата в 17 этапов. Результаты некоторых гонщиков, например, Оливье Паниса на "Прост-Мюген/Хонда" (1.13,25 в Маньи-Кур) или Мики Хаккинена на "Макларен-Мерседес" (1.17,78 в Барселоне) просто не укладываются в сознании и противоречат здравому смыслу: эти машины на этих трассах просто не могут ехать так быстро! Но едут... Вот эти-то факты и дают повод ждать непредсказуемой схватки за титул чемпиона мира и Кубок конструкторов в сезоне-97.
Но, несмотря на громкие подвиги отдельно взятых гонщиков, в глазах широкого круга формулической общественности безусловными фаворитами остаются двое. Двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер из "Феррари" и вице-чемпион мира-96 Жак Вильнев из "Уильямса". И хотя с позиций прошлого года шансы Вильнева выглядят логичней и предпочтительней, большинство специалистов "Ф-1" ставят на Шумахера.
А что думает по этому поводу глава спортивного отделения "Феррари" Жан ТОДТ? Вот что он сказал в беседе с корреспондентами "СЭ", которая состоялась в Париже.
-Мсье Тодт, у "Феррари", по мнению большинства представителей прессы, в этом году неплохие шансы на чемпионский титул. Вы такого же мнения?
- Шансы? У нас есть цель - прогрессировать по сравнению с каждым предыдущим сезоном. Она не изменилась и теперь. Три года назад "Феррари" оказалась в очень сложной ситуации, нужно было перестраивать всю структуру команды. Сейчас реорганизация практически завершена. И если в 1994-м, как и годом позже, мы одержали одну победу в "Гран-при", то в 1996-м, после того как ушли Жан Алези и Герхард Бергер и пришли Михаэль Шумахер и Эдди Ирвин, уже три. Если помните, три победы как раз и были той целью, которую перед началом сезона наметил для команды президент Скудерии Лука ди Монтеземоло. Наши планы на 1997 год - выступить лучше, чем в 1996-м. То есть выиграть как минимум четыре гонки.
- С четырьмя победами можно рассчитывать на высокое место. Но вы не хотите говорить о шансах на титул чемпиона - что ж, не будем. А о том, кто способен завоевать Кубок конструкторов, ваше мнение узнать можно?
- В начале сезона слишком трудно говорить о возможных претендентах. Сказав, что, по моему мнению, основная борьба будет вестись между "Уильямс-Рено", "Бенеттон-Рено", "Макларен-Мерседес" и "Феррари", я не сообщу вам ничего оригинального. Безусловный фаворит - "Уильямс". Что касается "Феррари", то мы будем изо всех сил стараться отравить им жизнь.
-Переход Шумахера в "Феррари" - сделка, которая по-прежнему вызывает и любопытство, и разные комментарии. Если сравнивать альянсы "Феррари"-Шумахер и "Феррари"-Алези/Бергер, в чью пользу будет сравнение?
- Я не думаю, что такая постановка вопроса корректна. До конца 1995 года за нашу команду ездили Жан и Герхард, начиная с 1996-го - Эдди и Михаэль. Это две очень разные пары. И это были совершенно два разных периода в жизни команды. Если хотите, новая пара пилотов - это и новое направление развития команды, а потому не вижу смысла проводить сравнительный анализ. Всему свое время. Вчера мы жили с одними гонщиками, сегодня в "Феррари" - другие, среди которых Шумахер - лучший в мире. Он еще молод, но умен, профессионален и вообще со всех точек зрения положителен. Мне доставляет громадное удовольствие работать с ним. Михаэль очень много сделал для "Феррари".
-А как вы оцениваете положение дел ваших бывших подопечных, Алези и Бергера, в "Бенеттоне"?
- (Улыбается.) Знаете, этот вопрос лучше все же задать моему другу Флавио Бриаторе. Ведь это он выбрал для себя пару пилотов Алези - Бергер после того, как поработал с Шумахером.
-Мы уже поняли, мсье Тодт, что вы не любите анализировать чьи-либо шансы. И все же - что вы думаете о возможностях чемпиона мира-96 Дэмона Хилла и его новой команды "ТВР-Эрроуз" в предстоящем чемпионате?
- Дэмон блестяще провел прошлый сезон. Он уже давно сражался за право называться чемпионом, но дуэль всегда оборачивалась в пользу Шумахера - и в 1994-м, и в 1995-м. В прошлом году пришла его очередь. У него была лучшая машина чемпионата, и он сумел извлечь из этого выгоду, умело используя свое преимущество. Но в 1997 году в его жизнь вошли перемены, перед ним теперь иная цель. Думаю, ему будет намного труднее, чем год назад.
-Еще один вопрос, возможно, не очень приятный. По какой причине "Феррари" рассталась с таким известным конструктором, как Джон Барнард, чей контракт истекал только 29 июля 1997 года? Говорят, что между вами и мистером Барнардом, мягко говоря, не было взаимопонимания...
- Это абсолютно не так. Мы долго работали вместе, Джон всегда подходил к своим обязанностям предельно ответственно. Так что с этой стороны не было никаких оснований выдергивать его из "Феррари". Но перед командой есть два пути развития: либо остается та структура, которая существовала до прошлого года, когда технические службы и конструкторские бюро базировались на фирме Джона в Англии, либо, что, с моей точки зрения, правильнее, создается новая, при которой все службы, работающие на "Феррари", концентрируются в одном месте в Италии, в Маранелло. Если бы мы остановились на первом варианте, сохранились бы и все полномочия Барнарда. Но мы пришли к выводу, что для будущего лучше собрать все силы в одном месте. Поэтому у дизайнеров и инженеров "Феррари" появился новый шеф.
-Да-да, вы восстановили дуэт Росс Браун - Рори Бирн, бывший весьма эффективным в "Бенеттоне". Это вызывает некоторые шутки со стороны вашего друга Бриаторе. Он говорит: "Ба,"Феррари" свернула на протоптанную нами дорожку!"
- Не вижу причин, почему бы тому, что срабатывало в "Бенеттоне", не сработать так же успешно и у нас...
-А теперь, мсье Тодт, позвольте один вопрос не о "Формуле-1". О вашей личной жизни...
- О, на это всегда так сложно отвечать!
-Но есть же в вашей жизни что-то, кроме автогонок и "Феррари"?
- "Феррари" отнимает у меня слишком много времени, а автогонки оставляют слишком мало места для личной жизни. Поэтому я всегда так радуюсь, когда выпадает свободный день и можно вырваться домой, в Париж, пообщаться с друзьями, посвятить это время себе.
-Франция так располагает к тому, чтобы любить женщин...
- Знаете, по-моему, чтобы любить женщин, совсем не обязательно быть французом!
Маргарита ВЕННБЕРГ, Марианна ЦИММЕРМАН
Париж