Газета Спорт-Экспресс от 11 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 марта 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА - 1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Первый этап - "Гран-при Австралии"

КУЛТХАРД. КТО МОГ ПРЕДПОЛОЖИТЬ?!

Финал первого этапа 48-го чемпионата мира предсказать было невозможно. Для фаворита номер один, канадца Жака Вильнева, гонка закончилась через двести метров после старта, для фаворита номер два, немца Хайнца-Харальда Френтцена, - за 10 км 404 м до финиша. Оба пилота команды "Уильямс-Рено" выбыли в одном и том же месте - в первом повороте после прямой "старт/финиш". Первый - по вине соперника, второй - по вине тормозов. Фиаско "Уильямса" обернулось триумфом "Макларен-Мерседеса" - Дэвид Култхард и Мика Хаккинен заняли первое и третье места. Ровно три года, с "Гран-при Австралии"-93, гонщики Рона Денниса не выигрывали "Больших призов". А "Мерседес" не побеждал в "Формуле-1" с 1955 года!

ПЯТНИЦА, 7-е. ДЕНЬ ШУМАХЕРОВ

Первый день "Гран-при", пятница, вот уже год как вроде бы ничем не примечателен: квалификацию отменили - и теперь это так, тренировки. Но на первой гонке сезона пятница, вероятно, самый волнительный день. Впервые после зимнего перерыва команды и гонщики сошлись лицом к лицу. Конечно, в пятницу никто (имеются в виду пилоты опытные, а не зеленые новички, сгорающие от собственного азарта) в полную силу не ездит, но - все же, все же...

Героями пятницы в Мельбурне оказались братья Шумахеры. Двукратный чемпион мира Михаэль - и никакой пока не чемпион Ральф. "Шумахер I" показал лучший результат (1.32,496 - всего на 0,12 медленнее прошлогоднего поула Жака Вильнева на "Уильямс-Рено") и заодно продемонстрировал, что не так уж плоха раскритикованная в пух и прах последняя "Феррари" знаменитого Джона Барнарда. Кстати, глядя на время Шумахера, стало ясно - на квалификации парни поедут минимум секунды на две резвее. "Шумахер II" показал пятый (!) результат. Старший философски признался, что, поскольку не знает, с каким количеством топлива на борту ездили соперники (между строк читаем - сам он ездил с минимально возможным), не переоценивает собственный результат: "С мой точки зрения, мы пока не готовы выигрывать гонки. Все, на что я рассчитываю, это место на подиуме. И надеюсь со старта сезона не растерять слишком много очков, чтобы не сильно отстать от Вильнева. Считаю его фаворитом, хотя уверен - восемь побед, как год назад Дэмон Хилл, ему одержать не удастся". Младший же, угодивший со своим пятым временем в центр внимания прессы, солидно (а как же иначе - он же все-таки Шумахер, а не какой-то там Фисикелла безродный!) пробасил: "Я просто сделал свою работу".

А еще в центре внимания был действующий чемпион мира Дэмон Хилл, дебютировавший за рулем "Эрроуза". Он показал 13-е время и от души хохотал: "Если и завтра, после квалификации, мы по-прежнему будем позади "Уильямсов" лишь на две с половиной секунды, я буду считать себя двукратным чемпионом мира!"

СУББОТА, 8-е. ДЕНЬ ВИЛЬНЕВА

Первая мысль, которая пришла в голову в тот момент, когда взгляд упал на результаты утренней двухсерийной субботней тренировки, была грустной. Зима, так много обещавшая, ушла. И обещанное выполнять оказалось некому - весна не имеет к этим прогнозам ни малейшего отношения! Судите сами - утром Жак Вильнев, вице-чемпион мира-96 и общепризнанный (в том числе и самим собой) фаворит нынешнего чемпионата, показал 1.28,594. Ближайший соперник, партнер по команде "Уильямс-Рено" Хайнц-Харальд Френтцен отстал на 1,432.

Не потерял Вильнев скорости и во второй половине дня, когда на Мельбурн рухнула просто-таки тропическая жара ( плюс 33 по Цельсию при дикой влажности - это вместо приятных 19 - 23 накануне!), и большинство команд оказалось к такому повороту событий явно не готово. К примеру, вполне прилично выглядевшие днем раньше "Бенеттоны" (Жан Алези закончил пятницу с третьим временем, Бергер похуже, с седьмым, но на его машине капризничали гидравлика и электроника) провалились, заняв на стартовом поле 8-е и 10-е места, после чего гонщики признались, что команда так и не сумела нащупать оптимальную температуру для резины. "Такого пекла мы ждали только летом", - сказал технический директор команды Пэт Симмондс. Между прочим, теперь ко всем проблемам, которые гонщики должны решать за два дня, предшествующие гонке, добавились и проблемы с резиной. Минули те времена, когда все ездили на одинаковых шинах - тех, что привозил "Гудьир". И выбора не было. Теперь же, после появления на арене "Больших призов" "Бриджстоуна", обе компании возят комплекты разного состава и разной жесткости, выбрать же ту резину, на которой потом поедешь в воскресенье, можно лишь в пятницу. Поди угадай!

Но вот у Вильнева "резиновых" проблем не возникло. У него, по сути, не возникло вообще никаких проблем. Квалификация получилась - скучнее не придумать. Канадец просто выехал на трассу, без раскачки показал 1.30,505, потом чуть обождал в боксах, выехал во второй раз - и нокаутировал соперников: 1.29,369. В 2,103 от него оказался Шумахер, в 2,162 - Култхард. Остальные - еще дальше (Френтцен - так и вовсе в 3,394!). Показалось, что Шумахер со своим прогнозом относительно восьми побед попал пальцем в небо: ситуация очень уж напоминала чемпионат 1992-го, когда Мэнселл на все том же "Уильямсе" вез всем по две секунды с круга - и уже со старта отправлялся в сольное путешествие к победе. Грустно стало - сил нет! Эх, зима... Обманщица. И куда только подевались наверченные на колеса "Бенеттонов" 7000 тестовых (таких многообещающих!) километров. Видимо, туда же, куда и 5500 феррарийных. Но Шумахер хоть результатами зимой не обнадеживал... Кстати, Вильнев за зиму накрутил 10 000 км - больше, чем год назад, осваивая новую для себя машину.

А еще примерно сорока минутами позже возникли невольные аналогии с прошлым годом. Можно бы сказать, что соперников у Вильнева не оказалось. Но нет. Был-таки. Один. Тот же, что и год назад. Хилл. Сражавшийся с капризничавшим "Эрроузом" за право пройти квалификацию. "Боевая" машина забастовала, как водители общественного транспорта в Мельбурне (именно из-за этой забастовки оргкомитет недосчитался на трибунах более 100 тысяч зрителей - год назад за три дня автодром посетили полмиллиона человек, на этот раз - около 400 000), пришлось пересаживаться на запасную, а она была настроена из рук вон плохо. 50 минут Хилл потратил на ее настройку, а на 54-й выжал из нее весь потенциал скорости, уложившись в коварные 107%. И тут на трассу вылетел Вильнев. И понесся. Вышибать Хилла из стартовой решетки. Видно ведь было, что Хилл прибавить уже не сможет: 1.34,806 - это предел. И если бы Вильневу удалось разменять, как утром, 1.29. быть бы его бывшему партнеру зрителем. "В один момент показалось - ночь с субботы на воскресенье мне в Мельбурне не ночевать", - кривил Дэмон губы в улыбке. Но Вильнев не справился с собственным порывом: но даже наделав штук десять технических ошибок, он показал на этом убийственном круге 1.29,434! А если бы ошибок не было?!

Квалификация была отмечена красным флагом. За две с небольшим минуты до ее конца "новичок-старичок" Никола Ларини, наконец-то снова сменивший амплуа тестера на призового пилота, непонятно с чего вознамерился обогнать в неположенном месте Бергера, в результате чего разбил свой "Заубер" и покалечил "Бенеттон" австрийца. Авария Ларини спровоцировала после отмены красного флага красочное зрелище. Первым на выезде с пит-лайн устроился Култхард. Ему в кильватер механики бегом прикатили "Феррари" Шумахера. Следом потянулись все остальные. Эти две минуты и 26 секунд для всех были последней надеждой что-то поправить. Шумахер уже в первом повороте обогнал Култхарда, грамотно подтормозил пелотон (чтобы самому успеть начать последний круг уже под флагом, других же этого шанса по возможности лишить) и за 0.16 до конца рванул. Кроме него за эти 16 секунд успели взять засечку Култхард, Френтцен, Хаккинен, Вильнев, Ирвин. Все.

У Шумахера ничего не вышло. А вот Френтцен сумел подняться на второе место выше он пока ни разу не стартовал. После чего Шумахер заметил, что, судя по скорости Вильнева, завтра ему и компании останется делить места начиная со второго.

Но был в пелотоне некто, у кого на сей счет было иное мнение.

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 9-е. ДЕНЬ ИРВИНА

Я ничего не перепутала. И не забыла, что гонку выиграл Култхард, третьим финишировал Хаккинен - и день надо бы считать днем "Макларена". Нет. Это был день Ирвина.

На прогревочном круге отказал акселератор "Эрроуза" Хилла - и этот соперник Вильнева отпал сам собой. А потом Вильнев отпал сам. По собственной инициативе проиграв старт (сцепление - фамильная болезнь "Уильямса" прошлого года), он оказался в районе шестого места зажатым между "Заубером" Херберта и "Феррари" Ирвина. Ирландец не мог упустить такого шанса - и изо всех сил крутанул руль влево, вышибая канадца (а вместе с ним и Херберта) на траву. Несколько дней назад Эдди разразился откровением: "Этот чемпионат обещает быть весьма плотным по результатам, победителей в гонках будет, видимо, много, и, значит, Михаэль (Шумахер. - О.Л.) при двухтрех победах может получить шанс стать чемпионом. И я приложу все усилия, чтобы ему в этом помочь!"

Да, не зря пирату Эдди платят зарплату в "Феррари"... Кстати, после гонки Култхард не преминул уколоть ирландца: "Не могу выразить словами, как я благодарен Эдди". Шумахер ничего не сказал.

Короче, без малейших видимых проблем лидерство захватил Френтцен. Показалось - вот она, первая победа новобранца мистера Уильямса. На блюдечке с золотой каемочкой.

Но нет. Для немца команда запланировала два пит-стопа: первый - на 18-м круге, второй - на 39-м. Этот-то второй и стоил Френтцену победы: возня механиков с правым задним колесом продержала ХайнцаХаральда в боксах 16,4 секунды! После этого он сумел, ведя машину чрезвычайно нервно, отыграть гандикап у Култхарда и Шумахера, проезжая круги на две секунды быстрее шотландца и "первого немца", но в погоне перегрел тормоза. И на ровном месте, при входе в первый поворот после прямой "старт/финиш" оказался в гравии.

Култхард же и Шумахер, вовремя успевшие увернуться от стартовой коллизии "а-ля Ирвин", всю гонку ехали тихомирно примерно в секунде друг от друга, не предпринимая никаких активных действий. Итоговое отставание Шумахера объясняется аварийным, видимо, вторым пит-стопом - за шесть (!) кругов до финиша. Хаккинен свое третье место получил как подарок от Хайнца-Харальда.

Но все равно пилоты "Макларена" были счастливы. Дэвид признался, что даже плакал на круге почета, а Мика, въехав в закрытый парк, вылез из кокпита и, недолго думая, сгреб партнера в охапку и на руках таскал по паддоку. Что ж, пока не улице "Макларена" и "Мерседеса" праздник. Надолго ли?

Ольга ЛИНДЕ

48-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". 1-й этап. "Гран при Австралии". 9 марта. Мельбурн. Автодром в Альберт-парке. 307,516 км (58 кругов по 5302 м). 1. Дэвид Култхард (Великобритания, "Макларен-Мерседес") - 1:30.28,718 (средняя скорость 203,926 км/ч). 2. Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - отставание 20,046. 3. Мика Хаккинен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 22,177. 4. Герхард Бергер (Австрия, "Бенеттон-Рено") - 22,481. 5. Оливье Панис (Франция, "Прост-Мюген/Хонда") - 1.00,308. 6. Никола Ларини (Италия, "Заубер-Петронас") - 1.36,040. 7. Синдзи Накано (Япония, "Прост-Мюген/Хонда") - 2 круга. 8. Хайнц-Харапьд Френтцен (Германия, "Уильямс-Рено") - 2 круга. 9. Ярно Трулли (Италия, "Минарди-Харт") - 3 круга. 10. Педро Паулу Диниц (Бразилия, "Эрроуз-Ямаха") - 4 круга. Поул-позишн: 1.29,369 (213,577 км/ч) - Жак Вильнев (Канада, "Уильямс-Рено"). Быстрейший круг в гонке: 1.30,585 (210,710 км/ч) - Френтцен (36-й). Круги лидирования: Френцтен с 1-го по 17-й, Култхард с 18-го по 32-й, Френтцен с 33-го по 39-й, Култхард с 40-го до финиша. Причины сходов. Хайнц-Харальд Френтцен ("Уильямс-Рено") - 56-й (тормоза, но классифицирован). Рубенс Баррикелло ("Стюарт-Форд") - 50-й (мотор). Мика Сало ("Тиррелл-форд") - 43-й (мотор). Ян Магнуссен ("Стюарт-Форд") - 37-й (подвеска). Жан Алези ("Бенеттон-Рено") - 35-й (топливо). Юкио Катаяма ("Минарди-Харт") - 33-й (инжектор). Джанкарло Фисикелла ("Джордан-Пежо") - 15-й (вылет с трассы). Иос Ферстаппен ("ТирреллФорд") - 3-й (вылет с трассы). Ральф Шумахер ("Джордан-Пежо") - 2-й (ось колеса). Эдди Ирвин ("Феррари") - 1-й (ось колеса, после столкновения с Вильневом и Хербертом). Жак Вильнев ("Уильямс-Рено") - 1-й (столкновение с Ирвином и Хербертом). Джонни Херберт ("Заубер-Петронас") - 1-й (столкновение с Ирвином и Вильневом). Дэмон Хилл ("Эрроуз-Ямаха") - прогревочный круг (акселератор).

Стартовое поле. 1-я линия. Вильнев - 1.29,369. Френтцен - 1.31,123 (отставание 1,754). 2-я линия. Шумахер - 1.31,472. Култхард - 1.31,531 . 3-я линия. Ирвин - 1.31,881. Хаккинен (1.31,971. 4-я линия. Херберт - 1.32,287. Алези - 1.32,593. 5-я линия. Панис - 1.32,842. Бергер - 1.32,870. 6-я линия. Баррикелло - 1.33,075. Шумахер - 1.33,130. 7-я линия. Ларини - 1.33,327. Фисикелла - 1.33,552. 8-я линия. Катаяма - 1.33,798. Накано - 1.33,989. 9-я линия. Трулли - 1.34,120. Сало - 1.34,229. 10-я линия. Магнуссен - 1.34,623. Хилл - 1.34,806. 11-я линия. Ферстаппен - 1.34,943. Время 107% - 1.35,625. Не прошли квалификацию: Винченцо Соспири ("Лола-Форд" - 1.40,972), Риккардо Россет ("Лола-Форд" - 1.42,086) и Диниц (1.36,352), но последний решением комиссаров был допущен на старт, так как имел технические проблемы с машиной, но воспользоваться запасным автомобилем не смог.

Чемпионат мира. 1. Култхард - 10. 2. Шумахер - 6. 3. Хаккинен - 4. 4. Бергер - 3. 5. Панис - 2. 6. Ларини - 1. Кубок конструкторов. 1. "Макларен" - 14. 2. "Феррари" - 6. 3. "Бенетгон" - 3. 4. "Прост" - 2. 5. "Заубер" - 1.