Газета Спорт-Экспресс от 14 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 марта 1997 | Горные лыжи

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ

Варвара ЗЕЛЕНСКАЯ

НАПРЯЖЕНИЕ СНИМАЮ ПРЕФЕРАНСОМ

Голос Зеленской на том конце телефонного провода, когда я глубокой ночью со среды на четверг дозвонилась в Америку, вопреки ожиданиям (как-никак Варвара целых две долгие недели проходила в лидерах Кубка мира по скоростному спуску и упустила победу только в самых последних соревнованиях сезона) звенел. Но не от слез. От радости.

- Спасибо вам за внимание и проявленный интерес. Мне никто еще из России не звонил. Только я сама - маме в Петропавловск. Но она почему-то очень расстроилась. А по телевизору нас показывали?

-Целый вечер и по всем программам. Варя, неужели вы всерьез сомневаетесь, что здесь, на Родине, за вас переживали?

- Знаете, я ведь все дни перед финалом находилась под чудовищным прессингом лидерства, о котором перед двумя своими победами в Японии даже и помыслить не могла! Вот если бы, допустим, финал состоялся дней через пять после японских гонок, я бы не успела сжечь себя неотступными мыслями - выиграю или не выиграю этот Кубок. А так пришлось - с ума сойти - две недели носить заветный красный номер, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что два очка преимущества - ничтожно мало. К тому же, не забывайте, что лидером Кубка я оказалась впервые в жизни... Жалко, конечно. Но, как говорится, судьбу не обыграть.

-И все же, какие ошибки по ходу заезда вы допустили, что оказались в итоге так далеко - 18-й?

- На мой взгляд, была одна, но существенная ошибка - потеря скорости перед одним из трамплинов на второй половине дистанции. Самое забавное заключается в том, что если бы я знала, что не попаду даже в первые пятнадцать (которым начисляются зачетные очки), то вообще могла бы не стартовать - постояла бы на старте и сошла бы. Тем самым сберегла бы последние нервы. Между прочим, они мне еще понадобятся, ведь мы со Светланой Гладышевой - а чем черт не шутит, шанс-то остается всегда? - имеем хотя и теоретическую, но все же возможность попытаться пробиться в тройку в супергиганте. И ее нам ни в коем случае нельзя упускать. Перед финалом мы с Гладышевой занимаем 7-ю и 8-ю позиции в общем зачете. Тем более что трасса в Вэйле для нас обеих в определенном смысле счастливая. Света здесь в этом году выиграла этап в супергиганте, а в прошлом году я - в спуске. К тому же была еще и 6-й в супере, что тоже неплохо.

-А как настроен ваш тренер Леонид Мельников?

- Вот кому большое спасибо. Именно он внушил мне мысль, когда я было после 18-го места захандрила, что на все надо смотреть философски: в конце концов жизнь - она ведь не из одних побед состоит, верно? Собственно, расстроилась я не столько из-за того, что не выиграла Кубок - для этого мне нужна была только победа на последнем этапе, - сколько из-за того, что не получился сам спуск. Посудите сами: если бы здесь победила Катя Зайцингер, то в таком случае я вообще бы оказалась на четвертом месте. Вот вам и вся философия.

В общем, не расстраиваться, а радоваться надо и, проанализировав все происшедшее, постараться в будущем исправить все ошибки и тренироваться, тренироваться...

-Какие, например, ошибки?

- Непосредственно в подготовке их, почитай, что и вовсе не было. А вот что касается тактики... Пример: мы со Светой очень хорошо начали сезон. При этом решили, что сможем добиться успеха и там, и там. Но опять-таки не справились с психологическим давлением. А в нашем виде, быть может, как ни в каком другом, психология решает многое, если не все. Вы только представьте, одна-две минуты, что длится заезд, требуют предельной концентрации всех человеческих сил и риска, риска, риска. Когда почувствуешь, что пропадает в тебе чувство риска - пора из горных лыж уходить. Потом, не стоит забывать, что горнолыжниц, которые выступают сейчас примерно на одном уровне, достаточно много. И у всех одни и те же стремления, желания, амбиции.

-Любопытно, как восприняли ваше кратковременное, но все же лидерство, ваши соперницы?

- Девочки как раз по-доброму, во всяком случае, я не чувствовала с их стороны зависти или еще чего-нибудь в таком же духе. А вот тренеры - австрийские, швейцарские, немецкие - с нашими тренерами почему-то даже здороваться перестали.

-Как же вы в таких условиях, приближенных к боевым, снимаете напряжение?

- В преферанс режемся. Между прочим, не на деньги, а исключительно на интерес. Бывает, веселимся при этом до слез.

-После Вэйла - отпуск?

- Отнюдь. Недельку побуду в Москве, накопилась куча разных дел. Потом - чемпионат России и снова возвращение в Москву. И только затем уже - домой, на Камчатку. Весна и осень у нас там - золотое времечко. Кататься буду, с друзьями встречаться, книжки свои любимые читать. А в конце мая - начале июня запланировала себе полуторамесячный вояж в Сан-Франциско. Хочу там на ускоренных курсах английский свой подтянуть. Ну и отдохнуть, конечно, хорошенечко.

-А как же квартира в Дмитрове - позабыта-позаброшена?

- Собственно, так оно и есть. Во-первых, далеко от Москвы. Одна я туда, хотя и купила "Тойоту"-полуджип, все равно не поеду - страшно. А никого из друзей-приятелей у меня там нет.

-Позвольте полюбопытствовать - премия за первое место в Кубке мира и за третье существенно между собой различаются?

- Как это ни парадоксально, но выигрывать этапы Кубка выгоднее, чем собственно Кубок. FIS премирует победителя этапа из расчета 24 тысячи швейцарских франков. Но до 20 процентов от этой суммы - зависит от страны съедают налоги. Так, в Японии мне пришлось отдать государству порядка восьми тысяч долларов с двух премий. Есть у нас и контрактные деньги - в данном случае от фирмы "Мизуно", но мы их отдаем в основном на нужды команды.

-Варя, смотрите, что получается: Елена Вяльбе - в лыжах, вы - в горных лыжах, Оксана Кущенко и Елена Баталова - в лыжном балете - примы сезона. А мужики-то где?

- А Бог их знает. Кстати, мы с Леной Вяльбе уже несколько лет дружим. Увидев ее бег на Олимпиаде в Лиллехаммере, я влюбилась в беговые лыжи и теперь сама вовсю катаюсь. А с Леной мы познакомились на сборах в Рамзау и сразу нашли общий язык. Я понимаю, какая сложная у них в команде моральная атмосфера - что ни лыжница, то лидер. Но мы с ней, бывает, даже без слов чувствуем переживания и душевное состояние друг друга.

Валерия МИРОНОВА