Газета Спорт-Экспресс от 20 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 марта 1997 | Остальные

БРИДЖ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

Из десяти российских дуэтов в полуфинал IX парного чемпионата Европы по спортивному бриджу, который проходит в эти дни в Гааге, сумели пробиться только два

ИГРА В КАРТЫ ЧЕРЕЗ ЗАНАВЕСКУ

Тимур БАРАЕВ

из Гааги

Спортивный бридж - занятие серьезное. Причем играть на высоком уровне - полдела: для участия в первенстве континента нужны не только мозги, но и деньги. Каждый из 20 участников российской сборной заплатил 1900 долларов, ну и, естественно, захватил с собой кое-что в кошельке - на питание и на такси от гостиницы до "Конгрессхолла", где проходят соревнования (одна поездка обходится в 40 гульденов). Согласитесь, в наши дни позволить себе такое может далеко не каждый.

В Голландию съехались 800 игроков из 29 стран - и это говорит о том, что спортивный бридж стремительно набирает популярность. В 1995 году в Италии (чемпионаты по бриджу проводятся раз в два года) играло всего чуть более 300. Не спешите негодовать: вот, мол, какой интерес - а речь всего-то о карточной игре. Спортивный бридж картами назвать трудно. Здесь напрочь отсутствует такое понятие, как фарт: наоборот, шансы всех участников равны. И достигается это просто.

К примеру, в первом туре французская пара разыгрывает с англичанами произвольно назначенный компьютером расклад карт номер 1. Наши в это время вместе с поляками ломают голову над раскладом номер 2. В следующем туре уже Россия и Польша разыгрывают между собой первый расклад, а Франция и Англия - второй. Затем подсчитывают: французы извлекли из первого варианта 370 очков, а наши, например, - лишь 320. После чего первый расклад идет на следующие столы: и кто-то ухитрится "выжать" из него 500 баллов, а кто-то останется с результатом, скажем, "минус 50".

"Ясно, - скажете вы. - Один и тот же выбранный компьютером расклад попадает на разные столы, и, значит, все дело не в везении, а в мастерстве участников. И все-таки: почему такой разнобой в баллах?" А потому, что бридж - игра парная. За каких-то семь минут спортсменам требуется разыграть расклад, но еще до этого - определить с предельной точностью, сколько взяток из 13 вы вместе с партнером сможете взять. И как раз это - самое главное и трудное, так как во время торговли между партнерами, которые сидят по противоположные стороны стола, опускается занавеска, и переговоры категорически запрещены, за чем очень внимательно следят судьи. Представляете, насколько трудно правильно оценить силу карт не только своих, но и партнерских! Неграмотная оценка приводит к тому, что пара может использовать имеющийся потенциал лишь на десять процентов возможного.

О том, какие карты на руках у партнера, можно получить некоторое представление лишь во время торговли за право назначить козыри, когда игроки молча подсовывают под занавеской таблички с заявками на взятки или зеленые карточки с надписью "пас". В таких условиях определяющую роль, как вы сами понимаете, играет сыгранность, которую можно достичь только благодаря долгим и упорным тренировкам.

В конце концов, когда расклад совершит полный оборот и все пары сыграют друг с другом, судьи получают "накладную", которая путешествует вместе с коробочкой с вариантом номер 1, выводят из достигнутых разными парами результатов среднее арифметическое (в данном случае это 285 очков) и принимают его за условные 50 процентов. А потом уже разбираются, насколько в процентном смысле полученные французами 370 очков больше 285.

На предварительном этапе соревнований здесь, в Гааге, 306 пар разыграли между собой всего-то за два дня в общей сложности 168 (!) раскладов. Представляете, какая физическая форма требуется от спортсменов, чтобы в течение без малого двух десятков часов играть на самом высоком уровне - да еще в табачном дыму!

Так как класс игроков на подобных соревнованиях приблизительно равный, превосходным результатом считаются 59,39 процента (именно с таким результатом на промежуточном финише после трех первых сессий первенствовали норвежцы Ионсен и Нордби), а плохим - 31,49 процента (показанные голландской парой Клейн - ван дер Мейе). Проходным баллом в полуфинал стала отметка 51,49 процента. В ее пределах оказались 112 пар из 306. В том числе и российские дуэты Анатолий Гудков - Сергей Русецкий и Марк Кузнецов - Михаил Красносельский. Они набрали соответственно 52,85 и 52,00 процента.

Одна из сильнейших наших пар Андрей Громов - Андрей Чуднев набрала чуть больше 48 процентов и попытается сегодня доказать в полуфинале "В", что этот срыв вызван просто тем, что не пошла игра. Такое в спортивном бридже, как, впрочем, и в футболе, случается довольно часто. Кстати, именно сильным парам, у которых не пошла игра, организаторы специально зарезервировали окошко: в финал попадут 40 пар из полуфинала "А" и 4 - из полуфинала "В".

Думается, попытается впрыгнуть на подножку уходящего поезда и российский бриджист номер 1 - Юрий Хюппенен из Санкт-Петербурга. В Гааге Хюппенен вынужден играть с новым партнером Олегом Казанцевым (постоянный напарник петербуржца Холомеев остался дома из-за финансовых проблем). Чемпионат Европы - не самое подходящее место для отработки сыгранности, но ободряет то, что, провалив первую сессию, Хюппенен - Казанцев набирали больше 50 процентов во второй и третьей.

Впрочем, шансы наших спортсменов занять даже призовое место, прямо скажем, невелики. Скорее всего главный приз и 10 тысяч швейцарских франков (гонорары в спортивном бридже занижены преднамеренно, дабы умерить соблазн соперников использовать во время торговли неконвенционные способы оповещения партнера о своих картах, как то - покашливание, смех или "нечаянное" роняние на пол различных предметов) разыграют между собой французы, представленные здесь пятью парами, которые в разное время побеждали на первенствах континента, или нынешние чемпионы Европы поляки Гавриш - Ласоцки. Очень сильно выступает и английская пара Уотерлоу - Хэккет.

Редакция благодарит ТОО "Фирма РКК" за помощь в организации командировки корреспондента "СЭ" в Гаагу.