ФУТБОЛ |
Клуб из Набережных Челнов успел прославиться на всю Россию как "побратим" Иордании. Как известно, прошлый сезон в нем провели два футболиста сборной этой арабской страны - Бадран Аль-Шагран и Аднан Аль-Шибат. Теперь же иорданец появился и в администрации "КАМАЗа". Бизнесмен Адель Саид назначен на пост генерального менеджера клуба .
МЕНЕДЖЕРОМ "КАМАЗа" СТАЛ ИОРДАНЕЦ
Его собирались официально представить команде перед встречей минувшего тура с "Ротором", но церемонию вступления в должность пришлось ненадолго отложить, так как ввиду нелетной погоды во Владикавказ не прилетел Владимир Алтухов, председатель недавно созданного Совета управляющих "КАМАЗа".
- Я приехал на учебу в СССР еще в 1975 году, рассказывает Абдель Саид. - Был сначала студентом, а потом аспирантом ГЦОЛИФКа. Защитил диссертацию, да так и остался в Москве. В последние годы занимаюсь бизнесом. Моя фирма - дилер таких всемирно известных компаний как Sony, Moulinex и Rowenta. Кроме того, осуществляю поставки в Россию овощей и фруктов из Иордании и Турции.
-А на "КАМАЗ" как вышли?
- Два года назад я устроил тренировочный сбор в Новогорске для олимпийской команды Иордании, которой предстояла борьба за путевку на Игры в Атланте. "КАМАЗ" изъявил готовность сыграть с ней товарищеский матч, и я отправился с командой в Набережные Челны. Познакомился с руководителями клуба. У нас установились дружеские отношения, чему способствовало и то обстоятельство, что в "КАМАЗе" тогда находился Николай Колесов, с которым я знаком со времени учебы в Институте физкультуры. По окончании сезона 1995 года я организовал для "КАМАЗа" десятидневный сбор в Иордании, оказав ему при этом спонсорскую поддержку. В Челнах же в итоге появились Аль-Шагран и Аль-Шибат. Они стали первыми в истории иорданского футбола профессионалами. Уже после них иорданские игроки пополнили клубы ОАЭ, Катара. Ливана. Израиля.
-Аль-Шагран остался в "КАМАЗе", но Аль-Шибат команду покинул. Почему?
- В прошлом сезоне он провел лишь 7 матчей. Это мало для футболиста национальной сборной, который может устроиться, например, в какой-нибудь арабской стране. В свою очередь. Аль-Шагран участвовал в 25 играх. Жаль только, что не довелось ему забивать. Думаю, в этом чемпионате он наконец откроет счет своим российским голам.
-Не повлияет негативным образом на Аль-Шаграна отъезд соотечественника?
- Нет. За год он освоился, стал немного говорить по-русски. К нему в команде и раньше относились хорошо, однако языковой барьер все-таки не позволял стать в коллективе по-настоящему "своим", и это в какой-то мере отражалось на игре. Теперь Аль-Шагран проводит свободное время вместе с другими ребятами. Так что, возможно, его "одиночество" - к лучшему.
-Сопоставима ли сила клубов из арабских государств и России?
- На мой взгляд, ведущие клубы из Египта, Алжира, Марокко. Саудовской Аравии смогли бы достойно выступать в российском чемпионате. Вряд ли они составили бы конкуренцию "Спартаку", "Алании" или "Ротору", но в первую десятку попали бы.
-Теперь вы генеральный менеджер "КАМАЗа". Как вы думаете, почему выбор клуба пал на вас, иностранца?
- Вообще-то у меня помимо иорданского есть и российское гражданство. Как и у моих двух дочерей. Моя жена - русская. Ее зовут Людмила Рябинина. Она мастер спорта по художественной гимнастике. Мы познакомились во время учебы в институте физкультуры. Что касается критериев, которыми руководствовались в "КАМАЗе", то, вероятно, там приняли во внимание, что у меня есть хорошие связи в футбольных кругах России. Я поддерживаю отношения со многими главными тренерами клубов. Некоторых из них знаю с давних пор. Так, Прокопенко, Малофеев и Газзаев были слушателями Высшей школы тренеров в то время, когда я учился в аспирантуре ГЦОЛИФКа. Занимались на одной и той же кафедре футбола. Я дружу с президентом ПФЛ Николаем Толстых, который в институте был студентом на два курса старше меня. Иногда играю с ним и другими ветеранами в футбол.
-Так вы еще и футболист?
- До отъезда на учебу в СССР я играл в Иордании за клуб "Рамта". В его составе в 1973 году стал чемпионом страны. Аль-Шагран - из этого же клуба. Вообще у нас спортивная семья. Мой старший брат Аднан Массуд Сайд в течение десяти лет был капитаном национальной сборной Иордании, а теперь является одним из ее тренеров.
-Какими будут ваши функции в "КАМАЗе"?
- На меня возлагается селекционная работа. Кроме того, находясь в Москве, буду посещать совещания в ПФЛ и решать различные организационные вопросы.
-Ответственного за селекцию резонно спросить о том, какие линии команды нуждаются в укреплении?
- Прежде всего надо усилить края полузащиты. В системе игры, которую проповедует главный тренер Беньяминас Зелькявичюс. флангам отводится важная роль. Кроме того, нам требуется форвард таранного типа. Постараемся перед началом второго круга подыскать людей на эти позиции.
-А найдутся ли для этого средства?
- Думаю, что найдутся. Сейчас и мэрия Набережных Челнов, и дирекция завода "КамАЗ" повернулись к команде лицом. Они понимают ее значение в жизни города и выразили готовность оказать ей существенную помощь. Меня, кстати, настойчиво приглашал в клуб председатель его Совета управляющих Владимир Алтухов, депутат Госдумы от Набережных Челнов.
-Где собираетесь вести поиски подкрепления?
- В разных местах. И в России, и в ближнем зарубежье, например, на Украине и в Молдавии. Не исключено, что посещу Нигерию и другие африканские страны.
-Вы не упомянули Иорданию. Она более никого не может предложить "КАМАЗу"?
- Перед началом сезона "КАМАЗ" пригласил полузащитника иорданской сборной. Но тот приехал в Набережные Челны, когда стояли 30-градусные морозы, пришел от холода в ужас и решил вернуться домой.
-После двух поражений "КАМАЗа" на старте со счетом 0:5 многие уже записали его в явные кандидаты на расставание с высшей лигой. У вас не закралось сомнение, что, приняв предложение челнинцев, вы поступили опрометчиво?
- О вылете из лиги после двух туров говорить слишком рано. Тем более что "КАМАЗ" проиграл серебряному и бронзовому призерам прошлого чемпионата, которые числятся среди фаворитов и нового первенства. Откровенно говоря, мы и не питали перед встречами с ними особых надежд. Огорчили крупные счета. Впрочем, я уверен, что Зелькявичюс, мудрый и опытный тренер, выведет футболистов из шока.
Александр ПРОСВЕТОВ