Газета Спорт-Экспресс от 11 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 июля 1997 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

Лоран ЖАЛАБЕР В ДУЭТЕ С ПАРТНЕРОМ И БРАТОМ

Александр ПРОСВЕТОВ

из Парижа

Если исходить из мировой классификации велогонщиков, то ударный тандем испанской ОНСЕ в составе француза Лорана Жалабера и швейцарца Алекса Цулле, первого и третьего номеров рейтинга, не должен иметь себе равных. Но всякие рейтинг-листы, как правило, дают лишь примерное представление о силах спортсменов. Это эдакий эскиз, теория, которая не всегда находит подтверждение на практике.

ТОЛЬКО ЛИ В НЕРВАХ ЗАГВОЗДКА?

В 1995 году на "Большой петле" дуэт Жалабер - Цулле показал класс. Швейцарец был в общем зачете вторым вслед за Мигелем Индурайном, а француз, как и тремя годами ранее, завоевал зеленую майку самого активного гонщика. Напротив, на прошлом "Тур де Франс" лидеры ОНСЕ опростоволосились. Цулле занял 26-е место, а Жалабер и вовсе сошел с дистанции. Победили же, причем очень уверенно, представители команды "Телеком" Бьярне Рийс и Ян Ульрих.

Спортивный директор ОНСЕ Маноло Сайс считает, что его подопечным помешала чрезмерная нервозность.

- Перед прошлогодним "Туром" мы выиграли множество гонок и тем самым, не отдавая себе отчета, подверглись адскому психологическому давлению. Чувствовали, что были должны всех смять. Даже соперники говорили, что мало кто может нам перейти дорогу. И подсознательно мы в это поверили. Мысленно каждый - и Лоран, и Алекс - проехал гонку раза по три. Когда же настало время преодолеть дистанцию наяву, они уже были опустошены. Потому в этот раз команда постаралась подойти к "Тур де Франс" с минимумом напряжения. Теперь очередь "Телекома" испытывать стресс.

Сайс обещает, что ОНСЕ будет придерживаться привычной активной тактики ("По духу мы нападающие. Если же нападающих заставить играть от защиты, то поражение обеспечено".) Что касается распределения обязанностей между Жалабером и Цулле, то спортивный директор заметил следующее:

- Они оба стопроцентные лидеры. Но при этом не испытывают ни малейшего психологического неудобства, помогая один другому. Гонка покажет, кто из них будет работать на партнера. У Цулле есть преимущество в том, что он сильнее в разделках. С другой стороны, Жалабер - это самый мудрый участник гонки, который умеет приспособиться к любой обстановке. Никто не знает его истинных возможностей - он способен выиграть все, абсолютно все.

Однако большинство специалистов склоняется к тому, что лучшие шансы на общую победу имеют все-таки не мастера из ОНСЕ, а их соперники из "Телекома". Вот, к примеру, что думает пятикратный победитель "Тур де Франс" Бернар Ино:

- Чтобы выиграть "Тур", у Жалабера есть 90 процентов необходимых качеств. Не хватает же ему пяти процентов в разделках и столько же - на высокогорье. Это очень много. Цулле поувереннее выступает на этапах с раздельным стартом. Его беда в том, что в этом элементе Ульрих еще лучше, в горах же возможности швейцарца тоже ограничены. В общем, я не думаю, что ОНСЕ превзойдет "Телеком", но дерзнуть вправе.

В свою очередь, спортивный директор "Ля Франсэз де Же" Марк Мадьо сказал по поводу тактики ОНСЕ:

- Мне нравятся гонщики, которые дарят зрелище, но я против пустой траты сил. По мне лучше выиграть четыре раза со счетом 1:0, чем однажды добиться разгрома - 4:0, а потом упустить свои шансы.

"ДВУГЛАВОМУ ОРЛУ" ПОДРЕЗАЛИ КРЫЛЬЯ

Дополнительную серьезную проблему для ОНСЕ создала травма Цулле в гонке по его родной Швейцарии. Он сломал ключицу, когда до начала "Тур де Франс" оставалось лишь 13 дней. И все-таки мужественный гонщик взял старт в Руане (примечательно, что он сел на велотренажер в больнице уже через 16 часов после перенесенной операции!). И хотя Алекс проявляет удивительное мужество, но бороться на привычном для себя уровне явно не может. Так что в этой гонке ОНСЕ не будет, как прежде, "двуглавым орлом".

Перед стартом третьего этапа в Вире Цулле грустно признался, что при ускорениях испытывает боль. "Чтобы обрести уверенность, мне надо проехать целый этап без болезненных ощущений", - сказал он.

На финише в Плюмелеке швейцарца, задержавшегося в пути из-за массового завала, отделяли от лидеров полторы минуты. "Хорошо еще, что не упал, - промолвил гонщик. - Но я потому и находился сзади, что готов недостаточно хорошо. Гонка шла на высокой скорости. Я нервничал. Со скованными мышцами далеко не уедешь".

- Главное - чтобы он не растратил все силы еще в первую неделю, до того, как начнутся горные этапы. Конечно, травма снизила его шансы, но я уверен, что Цулле способен в итоге занять одно из первых мест, - считает Маноло Сайс.

- Травма Алекса подрезала нам крылья, тем более что также нездоровы Мулеон и Диас-Сабала. Но Алекс знает, как он нужен команде, и сделал все, чтобы выйти на старт, хотя кого-то это может шокировать, говорит Лоран Жалабер. - "Тур де Франс" манит, пусть это и самая длинная гонка.

ЖАЛАБЕР НЕ ХОЧЕТ УМИРАТЬ В ИЮЛЕ

-Несмотря на все преследующие ОНСЕ проблемы, вы, Лоран, кажетесь более раскованным, чем год назад.

- Уж не знаю, хорошо это или плохо. Если я спокойнее, то, может быть, потому, что в нынешнем году у меня более скромные достижения,

-Так и было запрограммировано?

- Да, все идет по плану, и это позволяет мне быть раскованнее. Я медленно набирал форму, и первые гонки сезона не мог ехать в полную силу. Но я не огорчался и ждал лучших времен, помня о том, что в прошлом году в июне я был в полном порядке, а в июле умирал. Словом, надеюсь, что на сей раз все будет в точности до наоборот.

-В гонках вы всегда отличались активностью. В этом же сезоне часто укрывались в середине пелотона. Не приносила ли вам такая манера езды разочарование?

- Для меня действительно непривычно оставаться в стороне от борьбы. Но чтобы идти в атаку, надо чувствовать в себе силы. Если бы я забавлял себя рывками на "Туре Швейцарии", то пришлось бы заплатить за это позже. Не могу причислить себя к "узким специалистам по "Тур де Франс", но все же вижу, как поступают другие. Не надо разбрасываться.

-У вас нет впечатления, что на "Туре" нынче от вас не многого ждут?

- В этом году, безусловно, о Жалабере слышали меньше, чем раньше, но меня это не волнует. Думаю, что значительно лучше подходить к "Туру" при подобных обстоятельствах, чем считаться фаворитом. Особенно если нет убеждения, что это заслуженно. В прошлом году из меня сделали фаворита. Еще до того, как был дан старт гонке в Голландии, многие были уверены, что я финиширую в Париже в желтой майке. Я же все проиграл.

ЭТУ ГОНКУ НАДО УВАЖАТЬ...

-Какой урок вы извлекли из досрочного прекращения борьбы?

- Я что-то не помню, чтобы заявлял, что выиграю "Тур". Потому мне не пришлось падать с большой высоты. С другой стороны, хорошие результаты действительно вселяли надежду на успех. Словом, гонка 1996 года открыла мне глаза: я понял, что надо уважать "Тур де Франс", - эта гонка сильнее тебя. Я уже занимал в "Туре" четвертое место и выигрывал "Вуэльту", и это придает мне уверенности в своих силах. В глубине души надеюсь на отличное выступление. Сам не знаю, почему. Вспоминаю гонку по Испании 1995 года. Как мне не хотелось тогда на нее ехать! Я принял участие в ней чуть ли не помимо своей воли - и победил. Когда стартуешь в "Тур де Франс", то имеешь шанс совершить нечто выдающееся, а потому я до конца карьеры буду участником этого состязания.

-Вы намерены побороться за премиальные минуты на промежуточных финишах и в концовках этапов?

- Нет, потому что я потерял кураж. Спринт многое мне принес, однако он также заставил страдать. После истории в Армантьере (во время гонки в окрестностях Лилля в 1994 году Жалабер получил серьезную травму в результате падения. - "СЭ") я несколько раз принял участие в спринтерских разборках, но тот инцидент породил у меня страх. Я стал больше, чем нужно, размышлять, даже тормозил на поворотах. А это - последнее дело для спринтера. В такую крутую драку нужно лезть, позабыв все на свете. А если нет уверенности в себе, то лучше не рисковать.

-Изменит ли уход Индурайна расстановку сил в "Тур де Франс"?

- Индурайн был вожаком стаи. Другие же главным образом стремились к тому, чтобы как можно дольше оставаться возле него. Теперь место, которое он занимал, пустует. Пока. Команда "Телеком", учитывая ее успех на прошлогодней гонке, а также достижения в этом сезоне, имеет наилучшие шансы возвести на трон кого-то из своих гонщиков.

-Вы упомянули команду, а не одного человека.

- Потому, что ее представители Рийс и Ульрих заняли год назад два первых места. Теперь они главные фавориты.

ПРОВАЛ ОДНОГО ЭТО ОБЩИЙ ПРОВАЛ

-Чего вы опасаетесь в ходе нынешней гонки?

- Упадка сил. Боюсь, как бы "Тур де Франс" не закончился для меня преждевременно. Я очень не хотел бы повторения прошлогоднего фиаско. В конце концов француз не имеет права на провал в гонке по Франции.

-Почему в этом году вы вдруг в последний момент изменили свой план подготовки и предпочли "Тур Швейцарии" "Туру Каталонии"?

- Из-за гор. В Каталонии я был бы на виду у болельщиков и журналистов, ведь ОНСЕ испанская команда. А потому предложил Маноло Сайсу швейцарский вариант. Думал, что он будет против из-за обязательств перед организаторами каталонской гонки и спонсорами, но он тотчас согласился. Благодаря участию в "Туре Швейцарии" я знаю, что готов к "Тур де Франс".

-Вы больше не собираетесь покинуть ОНСЕ?

- В 1995 году, когда лучшие годы были еще впереди, передо мною встал трудный выбор между финансовым и спортивным интересом. Я остался с Маноло и думаю, что поступил правильно, пусть и проиграл в деньгах. Срок действия моего контракта истекает в 1999 году, так что есть время подумать о том, как завершить карьеру.

-Все вокруг твердят - ОНСЕ уникальная команда, у нее два равноправных лидера. Но у Цулле - проблемы. Способны ли вы сегодня в одиночку тащить бремя лидера ОНСЕ?

- Если Маноло Сайс попросит меня однажды выиграть "Тур де Франс" и целиком нести ответственность за команду, я откажусь, потому что знаю свой предел. Я не могу обещать победу в "Тур де Франс", пусть и надеюсь однажды ее добиться. Но вопрос таким образом и не ставится. Маноло давно работает со мной и лучше меня знает, что мне по плечу.

-Прекращение вами прошлогодней гонки сказалось как-то на взаимоотношениях с Сайсом?

- У нас всегда были хорошие отношения. Никогда Маноло не позволит себе критиковать меня публично. Я прочел высказывания Эммануэле Бомбини (спортивный директор "Батика". - "СЭ") о Евгении Берзине. Если бы Маноло когда-нибудь отозвался обо мне так же, я бы более не чувствовал себя членом команды. Мой прошлогодний провал стал общим провалом. Я был крайне разочарован, но и Маноло тоже, так как он разделяет с гонщиками как победы, так и поражения.

-Какой результат в "Тур де Франс" вы сочтете успешным?

- Если попаду в первую десятку, то буду доволен, хотя это и не спортивный подвиг. Если, буду среди первых пяти, то, значит, выступил прекрасно. Удовлетворение может принести и победа на отдельном этапе.

МУДРЫЙ ЛОРАН И ОТВАЖНЫЙ НИКОЛЯ

-Впервые в жизни в "Туре" принимает участие ваш младший брат Николя...

- Скажи мне кто-то об этом, когда мы мальчишками катались на велосипедах, ни за что бы не поверил! Откровенно говоря, я за него волнуюсь. Когда во время гонки слышу, что где-то случился завал, то тотчас представляю себе в нем Николя.

...В ходе третьего этапа завал произошел. Братья Жалаберы его благополучно миновали, а вот Тони Ромингер, лидер "Кофидиса", за который выступает Николя, сломав правую ключицу, из борьбы выбыл. Об этом Жалабер-младший узнал только на финише от репортеров. Сам он находился в передней группе и даже предпринял впечатляющий спурт, который едва не принес успех.

- Я рванул за 150 метров до финиша, а надо бы метров пятьдесят спустя", - посетовал Николя. Тем не менее он удостоился братской похвалы. "Молодец, что, дебютируя в "Тур де Франс", не испугался и вел борьбу со страстью. Я горжусь им", - сказал Лоран Жалабер. И добавил: "Хорошо, что все-таки он не попал в завал".