Газета Спорт-Экспресс от 12 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 июля 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

Николай ЛЕВНИКОВ

ВЕРЮ В СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Ключевую игру первого круга чемпионата России между московским "Спартаком" и волгоградским "Ротором" должна была обслуживать бригада судей во главе с Николаем Левниковым. Но 9 июля в назначенный час на поле столичного стадиона "Локомотив" вышел другой арбитр. А один из лучших футбольных рефери страны оказался нынче "вне игры". Дисквалификация до конца года 41-летнего петербуржца получила большой резонанс и в прессе, и на телевидении. Одни эксперты безоговорочно приняли сторону арбитра, другие столь же непримиримо говорят о его профессиональных ошибках. А что же собирается теперь делать сам невольный виновник завязавшихся бурных дебатов по поводу "дела Левникова"?

- Все это время я находился в полном неведении, - говорит Левников. - Дисквалификация, наложенная на меня, продолжает действовать, я пропустил уже три матча, которые должен был обслуживать, и пока официальная Москва хранит молчание.

-Какие шаги вы предпримете? Ведь, насколько я понимаю, арбитр Левников категорически не согласен с решением Всероссийской коллегии судей, дисквалифицировавшей его до конца года.

- Не согласен. В том, что я прав, у меня сомнений нет. В субботу отправляюсь в Москву, где надеюсь встретиться с президентом РФС Вячеславом Колосковым. Изложу ему свои аргументы. Кроме того, 25 июля состоится заседание очередного совета лиги. Хотелось бы верить, что у уважаемых членов совета найдется время, чтобы рассмотреть и мой вопрос.

-Суровое наказание вам вынесено, так сказать, по совокупности. Дескать, вначале Левников назначил необоснованный пенальти в матче чемпионата России "Ростсельмаш" - "Алания", и ростовчане выиграли, а затем не назначил 11-метровый в пользу самарских "Крыльев Советов", и они уступили дорогу в финал Кубка России московскому "Локомотиву". Считаете ли вы принятое вами решение верным в обоих эпизодах?

- Да. Причем, заметьте, что оба инспектора - и Юрий Беляев, работавший на Матче в Ростове, и Виталий Артемьев, инспектировавший игру в Москве, выставили мне высокую оценку. Между тем единственным критерием для вынесения столь серьезного наказания, как дисквалификация до конца года, согласно так называемому Кодексу арбитра может служить только неудовлетворительная оценка, поставленная инспектором матча.

Я с горечью наблюдал за фрагментами игры последнего тура чемпионата России между "Торпедо-Лужники" и "Жемчужиной", снятыми телевизионной камерой из-за ворот. Эту бы камеру да на ростовский матч! Тогда было бы отлично видно, за какое именно нарушение я назначил 11-метровый в ворота владикавказцев. А вот на той пленке, что была представлена на заседание контрольно-экспертной комиссии, плохо видна рука защитника "Алании", задерживающая ворвавшегося в штрафную площадь форварда "Ростсельмаша". Зато прекрасно запечатлен эпизод, когда ростовчанина блокируют за метр до штрафной парой секунд ранее. Но ведь он устоял на ногах, вырвался и продолжал движение в штрафную! И только там, когда правила были нарушены еще раз, упал. Бесспорный фол, и я без тени сомнения указал на 11-метровую отметку.

В кубковом же полуфинале формальное нарушение имело место. Мяч был в воздухе, за него боролись защитник "Локомотива" и нападающий "Крыльев". Да, защитник слегка оттирал корпусом тянувшегося к мячу самарца. Но, во-первых, форвард не угрожал воротам - достать высоко летевший мяч шансов у него не было. А во-вторых, подобных контактных эпизодов практически в любой игре можно насчитать с десяток. И никто и никогда при этом никаких пенальти не назначает. Я так и спросил после матча Александра Аверьянова: а что, интересно, сказали бы вы, если бы вдруг я назначил за такое "прегрешение" 11-метровый в ворота вашей команды?!

-И что же вам ответил на это главный тренер "Крылышек"?

- Дословно следующее: "Мне подсказали большие судейские специалисты, что есть основания для подачи протеста". После чего сел к столу и написал этот самый протест.

На полуфинале, как и полагается, присутствовали высшие чины из РФС и ПФЛ. Со многими из них я потом беседовал. Никто не высказал мне даже малейших претензий. И вдруг 17 июня (спустя три недели!) на заседании КДК рассматривается этот момент в штрафной "Локомотива". Причем помимо предоставленной "Крыльями" видеозаписи появляется вторая пленка, происхождение которой мне неизвестно. На самом заседании я не присутствовал. Знаю лишь, что вердикт о дисквалификации немедленно утвердил президиум Всероссийской коллегии судей. После чего об этом было сообщено в УЕФА.

-С подробными комментариями?

- В том-то и дело, что нет. Ни ФИФА, ни УЕФА ведь не признают видеопленку как "вещественное доказательство" виновности арбитра. Помню, на недавнем семинаре европейских судей топ-класса, что проходил на Кипре (я представлял на нем Россию), разбирался подобный случай. Федерация футбола Германии наказала таким же путем, после изучения пленки, одного из своих арбитров. Тут же последовало специальное разъяснение из ФИФА, и штрафные санкции были отменены.

Насколько я знаю, в РФС уже пришел запрос из ФИФА и УЕФА относительно подробностей моей дисквалификации. Интересовался ими у Колоскова и Блаттер. Но президент РФС находился тогда в зарубежной командировке и, естественно, не знал всех деталей истории с моей дисквалификацией.

-Так ли важно для судейского комитета УЕФА то обстоятельство, обслуживает или не обслуживает матчи своего внутреннего календаря арбитр топ-класса?

- Конечно, первостепенное значение для комитета имеет обслуживание международных матчей. Мои последние игры - на Суперкубок между "ПСЖ" и "Ювентусом", полуфинал Лиги чемпионов "Боруссия" - "Манчестер Юнайтед", отборочный матч чемпионата мира Шотландия - Австрия были оценены высоко. НО все дело в том, что каждая национальная федерация ежегодно посылает в УЕФА список из семи арбитров, рекомендуемых ею к привлечению на международный уровень. А после решения о моей дисквалификации у президиума ВКС появляются основания не включить меня в этот список.

-Вы полагаете, кому-то очень хочется, чтобы арбитр Левников проехал мимо чемпионата-98 во Франции?

- Думаю, что да. Другого объяснения случившемуся я просто не нахожу. Возможна и дополнительная причина: я слишком независим, ершист по характеру, имею свою точку зрения, а это многим не нравится.

-Как велики были ваши шансы пройти отбор во Францию и насколько теперь изменилась ситуация?

- Они были весьма велики. Подтверждение тому - уровень матчей, которые были доверены мне в недавнем прошлом. Но теперь... Полагаю, 50 процентов своих шансов я уже потерял. Но еще 50 пока остаются.

-За время вынужденного отгула вы пропустили уже три матча внутреннего календаря. Материальные потери, наверное, велики?

- За обслуживание этих матчей я мог бы заработать "чистыми" примерно 6 с половиной миллионов рублей. Кто-то улыбнется, услышав о таких цифрах, но для меня это очень солидные деньги. Впрочем даже не в них дело. Моральный ущерб неизмеримо выше. Я - футбольный руководитель, пусть и регионального питерского масштаба (Николай Левников - вице-президент Федерации футбола Санкт-Петербурга и председатель Комитета по проведению соревнований в Северо-Западном регионе и Санкт-Петербурге. - Прим. А.К.), возглавляю коллектив принципиальных, преданных футболу людей. И что они могут обо мне теперь при случае сказать? Ей-богу, при одной мысли о подобном кровь в жилах закипает!

Я сужу чемпионаты страны уже 13 лет, с 1984 года. Зарабатывал себе авторитет соленым потом. И честь для меня превыше всего. Я верю в справедливость и здравый смысл.

Александр КУЗЬМИН

Санкт-Петербург