Газета Спорт-Экспресс от 19 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 июля 1997 | Фехтование

ФЕХТОВАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Чемпионат мира по фехтованию. Кейптаун

Зал "Кулемборг". 16 - 17 июля

Шпага. Женщины. Личные соревнования. 1/4финала. Сулейдис Ортис-Пуэнте (Куба) - Имке Дуллитцер (Германия) - 15:11. Тайми Чаппе (Испания) - Изабелла Таркнин (Швейцария) - 15:6. Дьенди Салаи (Венгрия) - Адрием Хормаи (Венгрия) - 15:6. Мирайде Гарсия-Сото (Куба) - Тимеа Надь (Венгрия) - 15:12.

1/2 финала. Ортис-Пуэнте - Чаппе - 15:7. Гарсия-Сото - Салаи - 15:7.

Финал. Ортис-Пуэнте - Гарсия-Сото - 15:13.

Финальная классификация. 1. Ортис-Пуэнте 2. Гарсия-Сото. 3-4. Салаи и Чаппе. 5. Хормаи. 6. Надь. 7. Таркнин. 8. Дуплитцер.

Мужчины. Командные соревнования. За 1-е место. Куба - Германия - 45:34.

За 3-е. Италия - Франция - 45:32.

За 5-е. Венгрия - Польша - 45:38.

За 7-е. Россия - Белоруссия - 45:34.

Лев РОССОШИК

из Кейптауна

В том, что первые два дня финалов прошли без участия кубинцев, было что-то неестественное. В последние годы кубинские фехтовальщики прочно обосновались в первых строках рейтинговых протоколов в мужских рапире и шпаге, выигрывали и чемпионаты мира, а уж побед на международных турнирах, входящих в программу мировых кубков, на их счету великое множество.

И вдруг - тишина. Ни во вторник, ни в среду о кубинцах и слышно не было. Зато в шпажный четверг - словно прорвало. Мало того, что мужчины вышли в главный финал командного турнира в этом виде оружия, так еще и в женском личном соперничестве в решающем бою сошлись две кубинки. И на помосте был разыгран прекрасно отрепетированный спектакль, в котором каждая исполнительница не скажу, что с блеском, но все же мастерски исполнила свою роль. Победа, разумеется, была заранее гарантирована более опытной и возрастной Сулейдис Ортис-Пуэнте. Правда, поначалу она проигрывала (так, видимо, было задумано по сценарию) совсем юной Мирайде Гарсия-Сото, но не надо было быть знатоком фехтования, чтобы понять; в итоге победит опыт. Так все и произошло.

ВОСХОЖДЕНИЕ НЕМЦЕВ

Как пробились в мужской шпажный финал немцы, ума яс приложу. Уже писал в одном из репортажей о том, что они на этом чемпионате не смотрятся вовсе, а их некогда могучие лидеры - 40-летний (!) Эльмар Боррманн и 32-летний Арнд Шмитт сопит с дистанции уже в самом начале личных соревнований. Возможно, благодаря этому и сохранили силы на командный турнир. Да, первый соперник немцев в 1/32 - новозеландцы - по большому счету не более чем хороший спарринг-партнер. А вот дальше на пути немецкой команды встали корейцы, просто блестяще выступающие на этом чемпионате. И чуть было не преподнесли очередную сенсацию: перед выходом на последний бои Шмитта, олимпийского чемпиона Сеула (личного) и Барселоны (командного), его сборная безнадежно проигрывала. Но мудрый шпажист совершил, казалось, невозможное. Выиграл свой поединок - 14:4 и довел счет до необходимого - 45:44 в пользу немецкой команды.

Нынешняя эстафетная система командных соревнований весьма интересна и зрелищна: соперники меняют друг друга, как только один из них достигает цифры, кратной 5. При этом каждый участник одной команды должен сойтись на дорожке с каждым членом соперничающей. Получается, что "смена караула" происходит, как только любая из конкурирующих команд достигает цифры 5. 10, 15 и так далее до 45. Так вот. Шмитт вышел на дорожку, когда его сборная безнадежно проигрывала 31:40. То есть корейцу нужно было нанести всего пять уколов, Шмитту - 14. Представляете, он успел нанести эти 14 раньше, чем соперник 5! Класс, ничего не скажешь!

ТЕПЕРЬ И ЖЕНЩИНЫ БЕРУТ САБЛЮ В РУКИ

В следующем круге произошло то же самое. И опять немцы, казалось бы в безнадежной ситуации, смогли вырвать победу. На сей раз у поляков, и опять-таки на падающем флажке - 45:44. Затем на кураже победили еще и олимпийских чемпионов Атланты итальянцев, обидчиков российских шпажистов - 45:38.

Неудача россиян в матче с итальянцами заслуживает, как мне представляется, отдельного объяснения. Впрочем, нисколько не претендуя на истину в последней инстанции, возьму на себя смелость принять в этой ситуации сторону тренера российской команды Александра Можаева, хотя после проигрыша итальянцам в его адрес полетели критические стрелы, и в большом количестве. Главный упрек заключался в том, что Можаев-де вовремя не заменил травмированного (об этом я уже тоже писал) Александра Бекетова, олимпийского чемпиона Атланты. Пропущенные шпажистом из Воскресенска пять уколов кряду после почти ровного счета 34:33 решили все дело. Но тренер знал (и матчи за 5 - 8-е места это подтвердили), что запасной участник, молодой Андрей Колотилин. пока еще не готов к соперничеству на столь высоком уровне. К тому же тот же Бекетов - человек с характером и мог на силе волк, "на зубах" сделать свое дело. Во всяком случае, в этой непростой ситуации последнее слово, как мне, повторяю, кажется, было все же не за тренером, а за учеником. Бекетов же, по, только ему одному известным причинам, замены не попросил.

Короче, нашей сборной оставалось выяснять отношения за места с 5-го по 8-е. И в первом же матче она проиграла полякам - 42:45, а в следующем выиграла у команды Белоруссии - 45:44, И осталась на непривычной для себя седьмой позиции.

Финальный матч кубинцы выиграли у немцев с огромным перевесом - 45:34, лишний раз доказав, что сборная Германии оказалась в числе соискателей золота случайно. Опять-таки у проигравших выделялся Шмитт, которого пытался поддержать "дедушка" Боррманн. Но это было все, чем могли похвастаться европейцы. Кубинцы же, словно напичканные допингом, просто порхали над дорожкой.

ГЛАЗА В ГЛАЗА

В последние годы все, что происходит в видах спорта, будем так говорить, - не массовых, не имеющих широкого зрителя, направлено на достижение главной цели - сделать данный конкретный спорт более доступным широкому кругу болельщиков, а значит, и более привлекательным. Ну посудите сами, разве дано разобрать, что на самом деле происходит на фехтовальной дорожке, если ты впервые оказался свидетелем, скажем, сабельного или рапирного боя. И не важно, в зале ты за ним наблюдаешь или на экране телевизора. Секрет известен лишь тем, кто пусть и немного, но занимался данным видом.

Впрочем, фехтование и современное ТВ в последние годы настолько быстро продвигаются друг другу навстречу, что не удивлюсь, если уже в олимпийском Сиднее на рубеже веков и тысячелетий телеверсия фехтовального турнира по числу зрителей перекроет некогда гораздо более "смотрибельные" спортивные зрелища. И все потому, что после Барселоны МОК, а если еще конкретнее, то сам маркиз Хуан Антонио Самаранч, озадачил руководителей ряда спортивных федераций требованием сделать их виды более телегеничными. А еще предложил подумать, как ограничить число участников олимпийских турниров и количество соревновательных дней во время и без того раздутых Игр.

Возглавивший в тот момент Международную федерацию фехтования ее бывший казначей француз Рене Рок, как верный солдат, принял приказ верховного к беспрекословному исполнению. Не стану задерживать внимание читателя на помнившихся в последние годы многочисленных новшествах в регламенте фехтовальных соревнований. Скажу о главном: все важнейшие условия дальнейшего сосуществования фехтования в олимпийской программе были выполнены. Если прежде чемпионаты мира продолжались не менее десяти дней, то сегодня - неделю. И это при том, что прибавился еще один вид оружия - женская шлага. Уже в Атланте в зале появились огромные экраны (в Кейптауне они тоже есть), которые дублировали происходящее на дорожке, и каждое касание клинком соперника в многократно увеличенном виде и неоднократно повторенное удовлетворяло любой, даже самый притязательный, зрительский вкус. Переполненные залы во время финальных соревнований в той же Атланте и здесь, в Кейптауне, доказывают, что интерес к фехтованию и в самом деле растет.

Причем Международная федерация фехтования не намерена останавливаться на достигнутом и, судя по всему, уже в самое ближайшее время сделает еще один шаг навстречу МОК и Самаранчу, а по большому счету и зрителям. Принято решение, что с 1 января 1998 года на всех главных турнирах спортсмены обязаны выступать в прозрачных масках, чтобы зритель (но, главным образом, телезритель) мог видеть глаза бойцов. Уже в ближайшем сентябре комиссия ФИЕ, занимающаяся электрооборудованием, обязана объявить фирму-производителя аппаратов без шнуров. Пока, как вы наверняка знаете, фехтовальщики привязаны к месту электропроводящим шнуром-шлейфом.

Что касается прозрачных масок, то первые из них мне довелось видеть еще лет 20 назад. Однако опытные образцы были тяжелыми и не отвечали всем требованиям безопасности. Теперь же амуниция отвечает всем необходимым требованиям. То же можно сказать и про беспроволочное оружие. Конечно, бесшнуровые аппараты могли бы ввести давно. Но сложность заключалась в том, что радиоволновым оружием можно было управлять и с трибуны, а заодно фиксировать уколы, не нанося их.

Требовалась аппаратура, не реагирующая на радиоволны. Теперь она разработана. Скорее всего лицензию ФИЕ получит фирма Marciano, где придумали вмонтировать передающе-фиксирующее устройство в подошвы фехтовальных туфель, тем самым замкнув электросеть: дорожки-то в фехтовании металлические. Уколол - фонарь зажегся. Если же укол произведен в прыжке, когда подошвы оторваны от дорожки, фонарь тоже зажжется, но с опозданием.

Обо всем этом было сообщено на устроенной Рене Роком в четверг пресс-конференции.

МОНИТОРЫ ДЛЯ СУДЕЙ

-Чем вызван перевод штаб-квартиры ФИЕ из Парижа в Лозанну? - спросили журналисты, - Близостью к МОК?

- Не вижу в этом ничего плохого. Если бы нам предоставляли определенные льготы, как международной организации, имеющей свою штаб-квартиру во Франции, мы бы не перебрались в Швейцарию. Но по французским законам никаких послаблений нам не полагалось. А значит, и оставаться в Париже не было смысла. Мы и без того несколько припозднились, оказались только десятым международным объединением, решившим обосноваться в Лозанне. А близость с МОК, и не только в географическом плане, имеет огромные плюсы. Самое простое - мы используем сооружения МОК для проведения собственных заседаний и семинаров.

-Уровень судейства на этом чемпионате, мягко говоря, не соответствует спортивному уровню турнира.

- Совершенно с вами согласен. Хотя, признаться, на протяжении последних 40 лет, а именно столько я и связан с фехтованием, еще ни разу не услышал, чтобы кто-то произнес добрые слова в адрес арбитров. Да, они часто ошибаются, но ведь и каждый из нас не застрахован от досадных промашек. Хотя я принимаю критику и обещаю, что уже в самое ближайшее время судейская комиссия нашей федерации рассмотрит вопрос о введении мониторов для судей, которые они могли бы использовать при возникновении спорных моментов. Как это сделано сейчас в хоккее с шайбой.

-Последнее время много говорят о женской сабле.

- А что, собственно, вас смущает? Совсем недавно я присутствовал на чемпионате Франции по этому, пока официально не признанному ФИЕ, виду оружия. И, как бывший саблист, должен вам сказать: зрелище было довольно интересным. Насколько мне известно, в США, в Англии, вообще у англосаксов, женская сабля давно в ходу и в почете. Я уже пообщался по этому поводу с Самаранчем. И тот заверил меня, что если мы официально введем женское сабельное фехтование в самое ближайшее время, то оно будет включено в программу Игр 2004 года. И мы решили, что уже в будущем году организуем первые официальные женские сабельные турниры под эгидой ФИЕ. Так что вы у себя, в России, не опоздайте, начинайте уже сейчас развивать новый фехтовальный вид.