Газета Спорт-Экспресс от 22 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 июля 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕТВЕРИК ПОД СЛЕДСТВИЕМ, НО БОЛЕЛЬЩИКИ ВЕРЯТ, ЧТО ОН НЕВИНОВЕН

Три с половиной месяца назад, в начале апреля, бывший главный тренер и действующий генеральный директор ФК "КАМАЗ" (Набережные Челны) Валерий Четверик ушел в отпуск. Тогда этот его шаг объясняли усталостью: Четверик не знал отдыха на протяжении пяти лет. Безусловно, отдыхать надо, но решение пойти в отпуск тем не менее выглядело странным - чемпионат только начался, а руководитель клуба решил взять паузу. Мало того - "КАМАЗ" стартовал хуже некуда: два разгрома по 0:5. Какой уж тут отдых? И все же в клубе настойчиво повторяли, что генеральный директор "устал и нуждается в покое".

Прошел месяц, другой, третий, а Четверика в его кабинете все не было и не было. Попытки поговорить с ним заканчивались ничем - телефон в его квартире либо просто молчал, либо трубку поднимали близкие Валерия Васильевича, отвечавшие: "Его нет", "Он занят", "Перезвоните позже", "Он отдыхает".

Чувствовалось, что генеральный директор к беседам с прессой не склонен. Хотя всегда было наоборот - Четверик в российской высшей лиге слыл человеком общительным, всегда шел на контакт с прессой. Да и в самом клубе, где с работы директора никто не снимал, пояснять ситуацию явно не желали, отделываясь ничего не значащими фразами.

Бомба рванула в начале июля. По Набережным Челнам разнесся слух, что Четверика обвиняют в растратах. Местные газеты, поначалу не указывая фамилию, сообщили, что некое "высокопоставленное лицо" действительно оказалось под следствием. Позже были названы и фамилия, и должность этого "лица".

Так что же случилось в ФК "КАМАЗ" и лично с Четвериком?

Первым, кто согласился хоть как-то пролить свет на эту историю, был начальник команды Валерий Салов - в недавнем прошлом ближайший помощник Валерия Четверика, а ныне генерал без армии. Салов ныне скорее числится в клубе, нежели работает. Судя по всему, рикошетом эта история зацепила и его.

- Все, о чем говоря в городе и пишут в местных газетах, - недоказуемо. Мне кажется, кому-то хочется испачкать имя Четверика. Но для того, чтобы обвинять человека, надо иметь информацию из первых уст. Либо от самого Четверика, либо от следователя.

-То есть в отношении генерального директора "КАМАЗа" действительно существует уголовное дело?

- Да, существует. Но по этому поводу вам лучше поговорить со следователем.

Корреспондент "СЭ" так и сделал. Но до этого решил встретиться с президентом "КАМАЗа" Владимиром Алтуховым - депутатом Государственной Думы, возглавившим клуб на общественных началах в начале этого года.

-Отпуск Четверика был как-то связан с возбуждением уголовного дела?

- Нет. Он действительно устал и был на пределе сил. А потом клубом занялись проверяющие органы, и до окончания проверки Четверик находился на отдыхе.

-Что проверяли в клубе?

- Хозяйственную и финансовую деятельность. Подобные проверки не редкость на любом предприятии. Футбольный клуб не исключение.

-На основании чего возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора? И является ли Четверик таковым и сейчас?

- Генеральным директором он по-прежнему является. Никто с этого поста его не снимал. Что касается следствия, то вам лучше обратиться в органы, которые этим занимаются. По-моему, там далеко еще не все ясно, и потому говорить о чем-то конкретном неэтично и преждевременно. По крайней мере - мне.

-Но ситуация такова, что Четверик уже три месяца не работает. Его функции выполняет другой человек. Значит ли это, что, когда завершится процедура акционирования "КАМАЗа", кресло генерального директора займет кто-то другой? И будет ли сам Четверик работать в клубе?

- Мы предлагали Валерию Васильевичу занять пост в клубе. Не генерального директора или президента, а иной. Но Четверик отказался. Видимо, в дальнейшем работать в клубе он не будет.

Попытался я поговорить и с самим Четвериком. Не вышло. Трубку домашнего телефона взяла супруга Валерия Васильевича, поинтересовавшаяся, кто спрашивает ее мужа. Через некоторое время был дан ответ: "Он занят". На вопрос "Стоит ли корреспонденту "СЭ" перезванивать?" был получен лаконичный ответ: "Нет". Впрочем, иного ждать было трудно - в той ситуации, в которую попал бессменный рулевой "КАМАЗа", ему сейчас не до бесед с прессой.

Следователем оказалась женщина - Наталья Федяева. Ее точная должность - старший следователь следственного отдела Управления по расследованиям организованной преступной деятельности при следственном управлении МВД Татарстана по Набережно-Челнинскому региону.

-Означает ли это, что вы напрямую подчиняетесь Казани? - спросил я следователя Федяеву, очаровательную женщину, признавшуюся мне при знакомстве, что корреспондент "СЭ" стал первым журналистом, который обратился к ней в попытке получить информацию из первых рук.

- Да, это так. Мое руководство находится в столице республики.

-На основании чего заведено уголовное дело?

- На основании проверки целевого использования бюджетных средств в футбольном клубе "КАМАЗ".

-Кто ее проводил?

- Контрольно-ревизионное управление мэрии Набережных Челнов. А параллельно работала такая же проверка с АО "КАМАЗ".

-Когда, если не секрет, это уголовное дело было открыто?

- 24 июня 1997 года.

-А какой срок работы клуба охватывали проверки?

- Весь 1996 год и первый квартал 1997-го. В ходе проверок выявлены факты растраты бюджетных средств. Ориентировочная сумма - 600 миллионов рублей. Конкретно подозревается генеральный директор футбольного клуба. Я хочу подчеркнуть - подозревается. Обвинения Четверику, а речь идет именно о нем, не предъявлено, и я не хотела бы, чтобы на основании возбуждения уголовного дела человека пачкали грязью.

-Кроме Четверика кто-то еще проходит по делу?

- Если вы имеете в виду подозреваемых, то пока это только один человек - Четверик. А свидетелей - полгорода.

-С футболистами вы встречались?

- Вскоре начнем вызывать их в качестве свидетелей. Думаю, они смогут дать интересующую следствие информацию.

-Давление на вас оказывают?

- Пока нет.

-А показания свидетели и подозреваемый дают охотно?

- Это тайна следствия. Если же говорить в общем, то пока работа идет нормально. Сам же Четверик находится в шоке. Для него это удар.

-Он свободен в своих перемещениях или выбрана какая-то мера пресечения?

- Подписка о невыезде. Хотя я позволяю ему отлучаться по своим делам, и, согласовав это со мной, он уезжает. Вот недавно летал в Москву, на 40 дней со дня смерти Николая Озерова, с которым он дружил.

-Вы что-то понимаете в футболе?

- Нет. Но кто такой Четверик, знаю прекрасно. Если бы не он, то в Челнах футбола не было бы. Город ему многим обязан.

-Сколько, по вашей оценке, продлится следствие?

- Минимум еще четыре месяца. Дело большое, и работы много. Допросы свидетелей, запросы в города, с которыми работал футбольный клуб.

-Что даст следствие на выходе, по завершению?

- Мы надеемся вернуть часть средств. Уже сейчас ясно, куда они пошли.

-Идет ли речь о том, что Четверик положил деньги в свой личный карман?

- Он мог использовать в личных нуждах максимум одну сотую от суммы растрат. Правда, оговорюсь, это касается только одного факта - суммы в 600 миллионов рублей.

-А что, есть и другие факты, говорящие о хищении средств?

- Пока нет. Но идет следствие, и всякое может быть.

-Вы давно работаете в следственных органах?

- Семь лет.

-Это на вашей памяти первый факт возбуждения уголовного дела в отношении крупного руководителя большого спорта? Или, может быть, подобного рода дела уже встречались в практике?

- Нет. Такого ранга руководитель, столь широко известный... Ничего подобного раньше не было.

-А какая статья уголовного кодекса ему грозит?

- 160, часть 3 - растрата имущества, вверенному виновному, путем злоупотребления служебным положением в крупных размерах. О сроках наказания не спрашивайте - идет следствие, а Четверик не виновный, а подозреваемый. Это важно понять.

-Вы постоянно подчеркиваете - подозреваемый. Существует ли вероятность того, что дело будет закрыто?

- Это тайна следствия.

-Не кажется ли вам, что сумма, фигурирующая в документах дела, по футбольным меркам, ничтожно мала? 600 миллионов - да этих денег может хватить на покупку одного хорошего футболиста. Не больше. Работая в футбольном клубе, при желании можно было бы украсть куда более значительные суммы.

- Во-первых, речь идет только об одном установленном факте. Во-вторых, комментарии в пору, когда следствие только началось, неуместны. Хотя, конечно, недавно начав работу, я уже поняла, что средняя цена одного игрока - 100 тысяч долларов. А порой гораздо выше.

Расставшись с г-жой Федяевой, я отправился на футбол. "КАМАЗ" в тот вечер принимал "Аланию". Оставалось узнать мнение болельщиков. Выяснилось, что большинство не верят в то, что Четверик что-то расхищал и действовал в ущерб "КАМАЗу". Болельщики полагают: кто-то хочет убрать Четверика из его кресла. Логично было бы предположить, что подобное - дело рук нового руководства клуба. Но Владимир Алтухов в разговоре со мной сказал, что не желает зла, наверное, уже бывшему генеральному директору.

- Четверик чрезвычайно много сделал для футбола в городе. Да, он человек неоднозначный. Иногда его поступки были во вред клубу. Те контракты, что заключались с игроками, часто были невыполнимы. Но он исходил из того, что обещали на заводе. Мы сами сейчас испытываем те же проблемы, что испытывал Валерий Васильевич. Если заводской конвейер встал и машин нет, то как объяснить футболисту, что у спонсора проблемы? Нет, зла Четверику никто не желал и не желает, - заявил мне президент "КАМАЗа".

Свет на эту историю мог бы пролить сам Четверик, но он пока предпочитает отмалчиваться. И все-таки "СЭ" надеется, что наши читатели услышат версию событий из уст человека, вокруг которого сейчас в Челнах так много шума. И не только в Челнах - во всем Татарстане. Недаром дело взято на контроль руководством МВД республики.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Набережные Челны