Газета Спорт-Экспресс от 26 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 июля 1997 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

LE TOUR DE FRANCE

ЗВЕЗДА, КОТОРОЙ ЛЕГКО УПРАВЛЯТЬ

Александр ПРОСВЕТОВ

из Парижа

Три недели "Тур де Франс-97" сделали из Яна Ульриха суперзвезду и народного героя Германии. Но, как утверждает спортивный директор команды "Телеком" Вальтер Годефроот, самого гонщика свет юпитеров и поднятая вокруг него шумиха смущают. Ульрих по-прежнему застенчив, скромен и исключительно исполнителен, в чем наставник спортсмена склонен видеть влияние ГДРовской школы.

-Вы помните, когда впервые увидели Ульриха?

- Это было в Осло в 1993 году, когда он завоевал звание чемпиона мира среди любителей. Я не мог пройти мимо немца, выигравшего такое соревнование. Все-таки "Телеком" - германская команда. На финише я поздравил Яна. Он же крайне застеснялся.

-Когда вы встретились потом?

- Спустя несколько месяцев, когда я предложил ему годовой контракт, но при условии, что он останется среди любителей, чтобы набраться опыта. Ему же тогда было только девятнадцать. Помню, мы беседовали впятером: Ян, его менеджер Вольфганг Штраубандс, постоянный тренер Ульриха - Петер Беккер, ответственный за рекламу в "Телекоме" и я. Ян почти не открывал рта - за него говорили двое других. В конце концов мне удалось их убедить, что надо потерпеть годик, несмотря на предложения профсссиональных команд.

-Какова же была сумма первого контрактаУльриха?

- Точно не помню. Что-то между 900 и 1200 долларами.

-Создается впечатление, что Беккер имеет большое влияние на Ульриха?

- Ничего удивительного. Они вместе с того времени, когда Ян оказался в берлинской велосипедной школе. Беккер составляет планы тренировок. Хотя вообще-то он, представитель школы бывшей ГДР, обладает диктаторскими замашками. Помнится, в январе во время тренировочного сбора на Мальорке я оказался с ним рядом в автомашине. Обычно, когда тренеры хотят подозвать к себе гонщика, они обгоняют группу, и спортсмен подъезжает к машине. А Беккер просто каждый раз трижды давил на клаксон. И гонщик, будь то Ульрих или кто-то другой, слезал с велосипеда. Посмотрев на методы работы Беккера, я понял, откуда у Яна такая дисциплинированность.

-Когда вы осознали, что Ульрих многого добьется?

- Не сразу. Поначалу он не отличался от других. Впервые отметился, пожалуй, в 1996 году во время гонки "Четыре дня Дюнкерка". Наша команда стремилась обеспечить победный спринт Цабелю, а "Лотто" старалась для Нелиссена. Ульрих выполнял ту же работу, что и трое соперников, да еще ехал быстрее них. Тогда ко мне подошел гонщик "Лотто" Петер де Клерк и спросил, где я "нарыл" такого монстра.

-Какой Ульрих поражает вас больше - нынешний или прошлогодний?

- Несомненно, Ульрих образца 1996 года. Тогда я еще не знал его возможностей. Он попал в состав команды на "Тур де Франс" благодаря успешному выступлению на "Туре Швейцарии". У моего помощника, когда он каждый вечер звонил мне, имя Ульриха не сходило с уст. И мне пришлось вывести из состава хорошего гонщика Петера Майнерта. Поначалу предполагалось, что Ян примет участие в Олимпийских играх в Атланте - этого очень хотела Германская велосипедная федерация - и "Вуэльте". В итоге же Ульриху пришлось выбирать между Атлантой и "Тур де Франс". Он не колебался.

-С какой же перспективой он отправился на "Тур"?

- Учиться. Предусматривалось даже, что он досрочно прекратит гонку. Никто и предположить не мог, что дуэт Рийс - Ульрих займет первые два места, что команда выиграет пять этапов, а Цабель завоюет зеленую майку. Ульрих же поражал меня день ото дня, а апофеозом стала его победа на этапе с раздельным стартом в Сент-Эмильоне. И это после феноменальной работы ради Рийса, к которому Ян относится с почитанием.

-Неужели?

- Именно так. Он всегда его уважал, восторгался им. Рийс был для него живым памятником.

-Оглядываясь назад, скажите, мог ли Ульрих выиграть "Тур де Франс" уже в 1996 году?

- Нет. Это было невозможно.

-Изменилось ли с тех пор его поведение?

- Ни в коем случае. Ян амбициозен, он знает, чего хочет, но это прямой, корректный и честный парень. На нынешней гонке, когда я давал ему указания подождать Рийса, он все выполнял, бровью не поведя.

-Когда же вы сказали ему уходить в отрыв в Андорре...

- То он так и сделал, черт побери.

-Выходит, Ульрих до сих пор не стал лидером команды?

- Не все сразу. Ему же только 24. С другой стороны, воспитанный в бывшей ГДР, в которой надо было делать то, что говорят, он не привык утверждать себя.

-Кстати, каков он как личность? Застенчивый, замкнутый, говорящийтолько по-немецки...

- Он не любит выставлять себя напоказ, хотя, скажем, в хорошей компании охотно посидит за общим столом. Он до сих пор чувствует себя немного скованным на пьедестале почета. У меня такое впечатление, что он до сих пор не осознает, что происходит. Перед стартом "разделки" в Сент-Этьенне я, сохраняя серьезность, сказал ему: "Когда ты догонишь и обойдешь Виранка (француз стартовал на три минуты раньше Ульриха. - "СЭ"), то демонстративно утри ему нос: прижмись хорошенько влево - пускай, мол, едет". "Нет-нет, только не это", - залепетал Ян в ответ.

-Как же он переносит известность, пристальное внимание средств массовой информации?

- Ян не понимает всей этой возни. После финиша в л'Альп-д'Юэз он укрылся в моей машине, чтобы доехать до гостиницы. Дорога была перекрыта, и публика, узнав Ульриха, окружила автомобиль и принялась стучать по крыше. Ян просто испугался. Да, его пугает публика.

-Как ведет себя Ульрих на установке перед стартом?

- Слушает. Обычно от имени гонщиков говорит Рийс, Яном легко управлять. Такова уж знаменитая восточногерманская школа, У него до сих пор остались привитые в ней привычки. Так, после этапа ему надо четверть часа разминать ноги на тренажере. Кроме того, каждый вечер ему как минимум час с четвертью делает массаж Дитер Рутенберг, в прошлом работавший со сборной шоссейников ГДР.

-У Ульриха имеются слабые места?

- Пожалуй, есть один недостаток. Он подвержен простудам. Остальное-то, связанное с неопытностью, можно подправить. А вот с насморком, который начинается у него в холодную погоду, ничего не поделаешь. Поэтому Ульрих в начале сезона малозаметен. Это июльский гонщик.

-Ему прочат место в пантеоне славы рядом с Анкетилем, Ино, Мерксом.

- Поживем - увидим. Джимонди многое обещал, выиграв в 1965 году "Тур де Франс" в 22-летнем возрасте. Но на этом он и остановился.

-Что думают руководители компании "Телеком" о будущем команды?

- Контракт действует до конца 1998 года, но они в принципе согласны продлить его до 2000 года. "Телеком" - это самая мощная в Европе компания в области связи, насчитывающая 200 тысяч сотрудников. Она отдает себе отчет в том, сколько может заработать благодаря команде, которая обходится ей только в 5 процентов от объема расходов, предназначенных для рекламных целей.