ТЕННИС |
Юджин СКОТТ
ПОЧЕМУ БЫ МОЕ МЕСТО НЕ ЗАНЯТЬ Александру ВОЛКОВУ?
До начала восьмого "Кубка Кремля" еще почти три месяца, но его подготовка идет полным ходом. Неудивительно, что неизменный директор турнира - американец Юджин Скотт - в разгар лета оказался в Москве .
-Этим летом много говорят о том, кто обладает правами на проведение "Кубка Кремля". Не могли бы вы внести ясность?
- Подобные разговоры ходят все восемь лет, что я занимаюсь организацией турнира. Сейчас у него четыре соучредителя с равными правами. Это правительство Москвы, Всероссийская теннисная ассоциация, Олимпийский комитет России. В качестве четвертого выступают основатель "Кубка Кремля" Сассон Какшури и я как директор турнира. У каждого из партнеров своя роль. Самая, возможно, значительная - у московского правительства, без политической, финансовой и административной поддержки которого мы не могли бы существовать. Немаловажно и то, что правительство Москвы обладает более чем 50 процентами акций спорткомплекса "Олимпийский". Всероссийская теннисная ассоциация официально представляет теннис в этой стране. Без участия Олимпийского комитета практически невозможно решение вопросов, связанных с любым видом спорта. Присутствие же основателя "Кубка Кремля" и постоянного директора турнира придает всему, что мы делаем, ощущение стабильности. Ведь время от времени к организации турнира подключаются совершенно новые люди. Так, в прошлом году правами на его проведение владел Национальный фонд спорта, но теперь у него нет достаточных финансовых возможностей.
-Успех любого спортивного мероприятия прежде всего зависит от состава его участников. Готовы ли вы уже сейчас назвать фамилии хотя бы некоторых теннисистов, которые собираются приехать в Москву?
- В этом году сетка женского турнира почти наверняка будет значительно сильнее мужского. Возможно, если Штеффи Граф, пропускающей из-за травмы вторую половину сезона, суждено вернуться на корт нынешней осенью, "Кубок Кремля" станет для нее первым турниром после многомесячного перерыва. В число участниц Ladies Kremlin Cup входят третья на данный момент ракетка мира Моника Селеш, игроки первой десятки Анке Хубер, Мари Пьерс и Кончита Мартинес, которая, кстати, на прошлой неделе впервые обыграла Селещ. И, наконец, российская звезда - полуфиналистка Уимблдона Анна Курникова.
По поводу мужского турнира такой ясности пока нет. Пока я в состоянии назвать только одно имя - Евгений Кафельников. Очевидно, сформировать мужскую сетку на этот раз будет сложнее, чем через год: в нынешнем календаре чемпионат мира АТР в Ганновере стоит сразу же за "Кубком Кремля", а на будущий год, как и в 1996-м, между ними вклинится парный чемпионат мира АТР. Кстати, исключительно по этой причине нам в прошлом году удалось заполучить Горана Иванишевича: вылетев перед "Кубком Кремля" на Paris Open в первом круге, он остался без игровой практики почти на три недели и попросил у нас wild card. Таким образом, нам не пришлось платить Иванишевичу гарантийных денег, но мы получили очень сильную сетку. Увидим ли мы Иванишевича в этом году? Вряд ли. Не думаю, что целесообразно расходовать все имеющиеся наши финансовые резервы только на него. Иванишевич ведь непредсказуем - может приехать и выиграть турнир, а может проиграть в первом круге. И все же мужская сетка предстоящего "Кубка Кремля" должна получиться интересной. У нас есть своя стратегия привлечения в Москву других игроков первой десятки. Надеюсь, она принесет успех.
-Практически с момента основания "Кубка Кремля" муссируются вопросы повышения его категории и изменения сроков проведения. Есть ли сейчас у московского турнира шансы попасть в число более престижных чемпионатов АТР?
- Вопрос в том, когда будет принята новая структура профессионального календаря. Некоторые турниры сейчас имеют не самое блестящее финансовое положение, теряют спонсоров. Но чемпионаты, входящие в так называемую "супердевятку", стоят на ногах очень крепко, и выкупить их место в календаре практически невозможно. "Кубок Кремля" уже имеет свои традиции, но ему всего восемь лет. Турниры "супердевятки" гораздо старше и не собираются прекращать свое существование. Потенциально мы можем попасть в число соревнований второй категории по классификации АТР - Championship Series, Double - Up Week. Естественно, шаги в этом направлении предпринимаются. Не знаю, в будущем ли году, позже ли, но почти уверен, что когда-нибудь это обязательно произойдет. По крайней мере в списке претендентов на повышение категории мы стоим первыми.
Теперь о сроках проведения турнира. Два года назад мы имели возможность поменять место в календаре на середину октября, но отказались: в этом случае "Кубку Кремля" пришлось бы испытывать серьезную конкуренцию со стороны очень сильных европейских турниров. Посмотрите на календарь АТР, и вы увидите, что свободных мест в нем практически нет. Теннисный бизнес очень непрост. Конечно, мы не можем привлечь Пита Сампраса или Майкла Чанга, но уверяю вас, что "Кубок Кремля" занимает в календаре далеко не самое плохое место. Среди игроков, претендующих на участие в чемпионате мира АТР, на финише сезона кому-то всегда нужны рейтинговые очки, чтобы поехать в Ганновер. Поэтому мы практически каждый год имеем шансы увидеть в Москве теннисистов, занимающих в классификации места с 6-го по 12-е, причем без гарантийных выплат. Если бы "Кубок Кремля" стоял где-нибудь в середине календаря, такой возможности бы не было. Цена же игрока уровня Иванишевича известна - от 200 до 250 тысяч долларов, причем, получив эти деньги, он может приехать и проиграть в первом же круге.
Нельзя не учитывать и другое обстоятельство: проводить турнир с начала апреля по конец сентября можно только на открытом воздухе. Наверное, в Москве можно было бы играть в Лужниках, но существует много факторов, которые обязательно нужно принимать во внимание. Например, погода: по-моему, в Москве она более непредсказуема, чем в Западной Европе. Поэтому изменить сроки "Кубка Кремля" гораздо труднее, чем может показаться на первый взгляд.
-Известно, что в прошлом году возникли проблемы с распределением wild cards. В частности, не получивший одного из трех персональных приглашений Александр Волков даже временно отказался играть за сборную России в Кубке Дэвиса. Какова будет политика организаторов на этот раз?
- С тех пор, как я стал директором турнира, она практически не менялась. Не поменяется по большому счету и в этом году. Во главу угла мы всегда ставили качественный состав сетки, что всегда заботило моих российских партнеров. И когда в прошлом году пришлось делать выбор между Волковым и Иванишевичем, они выбрали Иванишевича.
Кстати, я не исключаю возможности включения в будущем того же Волкова в состав команды, которая занимается организацией "Кубка Кремля". Я ведь, как и Волков, участвовал в Кубке Дэвиса, и в принципе не вижу причин, по которым он не мог бы занять мое место. Естественно, не сейчас, поскольку он продолжает играть в теннис. Между прочим, всемирно известный турнир "Липтон", как и турнир в Палм-Спрингз, был основан бывшими игроками. Играли в свое время директор Открытого чемпионата Франции, главный судья Уимблдона... Ну а что касается каких-то проблем, которые могут возникнуть по поводу Волкова, Чеснокова или Черкасова, то решаться они будут российской стороной.
-Хорошо известно, что задолго до рождения "Кубка Кремля" вы начали издавать в Нью-Йорке журнал Tennis Week. Хотелось бы задать вам несколько вопросов как одному из самых известных теннисных специалистов. Вы наверняка не станете оспаривать тот факт, что в мировом мужском теннисе сейчас, безусловно, вне конкуренции Пит Сампрас. А кого вы считаете вторым?
- Прежде всего замечу, что у нас в Штатах сейчас нет игрока, способного соперничать с Сампрасом, и нам остается надеяться, что он будет играть до 35 лет. Не могу назвать какого-то одного теннисиста, которого я поставил бы вслед за Сампрасом. Таких несколько, в том числе и совеем молодые. Например, победитель Открытого чемпионата Франции Густаво Куэртен. Он нестабильно выступает после "Ролан Гарроса", но у него большой талант. Бразильцу всего 20 лет, но на грунте он уже показал себя лучше Сампраса. Считаю, в ближайшее время появится несколько специалистов по различным типам покрытий. Назову еще несколько теннисистов, потенциал которых достаточно велик. Это немец Николас Кифер, который входит в недавно созданную группу молодых игроков, работающую под руководством Бориса Беккера. Меньше месяца назад он дошел до четвертьфинала Уимблдона, имеет хорошие данные и бьет по мячу сильнее, чем сам Беккер. Марокканец Хишам Арази, четвертьфиналист "Ролан Гаррос". В двух сетах матча четвертого круга против чилийца Марсело Риоса он показал, возможно, лучший теннис, который мне когда-либо доводилось видеть на грунте. Наконец, сам Риос. Может быть, это не такая сильная личность, но игрок, несомненно, талантливый. То, что сейчас в мире много игроков, обращающих на себя внимание, очень хорошо для тенниса, хотя и прибавляет забот директору "Кубка Кремля". В конце концов не рейтинги, а яркие личности возбуждают интерес к тому или иному виду спорта. Возьмите гольф. Спросите любого в моем офисе, кто сейчас возглавляет мировую классификацию - уверен, что никто не даст правильного ответа. Зато наверняка все знают новую звезду - Тайгера Вудса.
-Кто, по вашему мнению, выиграет в этом году US Open?
- Наилучшие шансы, естественно, у Сампраса и Хингис, которая для своего юного возраста играет в очень интеллектуальный теннис. Но у мужчин все же конкуренция выше. Не забывайте, что в прошлом году Сампрас в четвертьфинале вполне мог проиграть Алексу Корретхе, если бы испанец реализовал матч-пойнт. В числе главных конкурентов Сампраса назову Майкла Чанга. Есть и другие игроки, способные показать свой лучший теннис на этом турнире. Например, австралийцы Марк Филиппоуссис и Патрик Рафтер - при условии, что не только будут мощно подавать, но и сумеют разнообразить свою игру.
-Сейчас много говорят о последних неудачах Андре Агасси. Считаете ли вы, что он сможет достигнуть прежнего уровня?
- Вряд ли. Агасси женился, его внимание отвлекают многие вещи, не связанные с теннисом, и, кроме того, он никогда не отличался особенным усердием на тренировках. Конечно, это выдающийся игрок, у него потрясающие данные и великолепный прием подачи. Но теннис не стоит на месте. Шесть-семь лет назад с Агасси практически никто не мог сравниться в силе удара по мячу, сейчас же таких игроков около десятка, а некоторые даже превзошли его. Конечно, когда Агасси уйдет, это будет большая потеря для всего тенниса. Он был самым популярным игроком в мужской первой десятке, и остается одним из самых знаменитых спортсменов. Даже сейчас, когда Агасси откатился в рейтинге в четвертый десяток, его узнают чаще, чем Пита Сампраса.
Евгений ФЕДЯКОВ