ОЛИМПИЙСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ |
№3. Август '97 |
ЖИВАЯ ПЛАСТИКА ФАРФОРА
Если вы болельщик, цените красоту и в вас вдруг проснулась тяга к коллекционированию, попробуйте начать собирать фарфоровые статуэтки. Сделав это, вы очень скоро поймете, что объем коллекционного материала в принципе ограничен. Что, украшая вашу квартиру, он не занимает в ней много места, финансово пока еще доступен и существенно расширяет ваши познания как в области спорта, так и искусства.
Вы также с удивлением откроете для себя, что практически на всех фарфоровых заводах нашей страны работали мастера, находившие вдохновение в спорте, и что можно встретить фигурки, изображающие лыжников, фигуристок, саночников, хоккеистов, гимнастов, футболистов, пловчих, борцов, акробатов, дзюдоистов, велосипедистов, теннисистов, боксеров и т.д. Вплоть до виндсерфингистов, синхронисток и - уж не знаю, как правильно назвать, - тех, кто перетягивает канат.
Особенно близки отечественному фарфоровому искусству всегда были подлинно всенародные виды - футбол, хоккей, лыжи, коньки. И все-таки наибольшее число статуэток изображают, наверное, фигуристок и пловчих. Видимо, в силу особой выразительности женской фигуры.
Когда число экспонатов в вашей коллекции превысит пару десятков, вы поймете, что большинство из них были созданы в 60-е и 70-е годы. Специалисты утверждают, что именно тогда советское фарфоровое искусство переживало эпоху наивысшего расцвета. Да и отечественный спорт был тоже на подъеме. Наверное, этим можно объяснить, что наряду с серийной продукцией появлялись работы, посвященные конкретным спортсменам. Так, на Дулевском фарфоровом заводе имени газеты "Правда" скульптор Евгения Гатилова создала композиции "Победа гимнаста М. Воронина" и "Е. Петушкова", а на Ленинградском фарфоровом заводе имени Ломоносова был выпущен "Хоккейный вратарь", удивительно похожий на Николая Пучкова. Есть статуэтки, посвященные Людмиле Пахомовой, Леониду Жаботинскому, Юрию Власову.
Расцвет темы спорта в отечественном фарфоровом искусстве, приходящийся на 60-е и 70-е годы, возник не на пустом месте. Есть работы, свидетельствующие о том, что и в 20-е, и в 30-е, и в 40-е годы она вдохновляла творческие натуры. Если повезет, в вашей коллекции может оказаться "Лыжник", выпускавшийся Дмитровским фарфоровым заводом в Вербилках в середине 30-х годов. При сопутствии суперудачи вы найдете композицию "Узбек с узбечкой играют в шашки", созданную в 37-м году главным фарфористом ЛФЗ Натальей Данько. И уже если звезды будут совсем благосклонны, вы украсите свою коллекцию гениальным творением академика Иосифа Чайкова "Прыжок в воду".
Немало фарфоровой продукции было изготовлено на отечественных заводах в канун Олимпиады-80. Талисман Игр "Мишка олимпийский" самых разных размеров и окрасов по сей день можно приобрести весьма недорого. Куда труднее найти другие образцы сувенирной продукции с эмблемой Игр в Москве - чайники, вазочки, рюмки, тарелки, чашки. И уже совсем непросто стать обладателем авторских работ, созданных в связи с проведением Олимпиады-80. Таких, скажем, как "Олимпийский огонь", "Олимпийская награда" Аси Бржезицкой, "Венок победителю", Олимпийский огонь" и "Лучница" Евгении Гатиковой, "Олимпийский огонь" и "Боксер" Нины Малышевой.
В общем, начав собирать фарфоровые статуэтки, посвященные спортсменам и спорту, вы познаете массу интересного и, главное, поймете: тема спорта в фарфоровом искусстве - явление сугубо российское. Ни в одной другой культуре аналогов ее не найти.
Евгений ГЛАГОЛЕВ