ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-97/98 |
Александр ФАТКУЛЛИН
В ФИНЛЯНДИИ МНЕ ПРЕДЛАГАЛИ СТАТЬ ГЛАВНЫМ ТРЕНЕРОМ
Два дня назад армейцы провели последний товарищеский матч перед отъездом на двухнедельный сбор в Финляндию. В этой встрече известный по выступлениям за московские "Спартак" и "Крылья Советов" один из самых именитых новобранцев ЦСКА мастер спорта международного класса Александр Фаткуллин, последние годы выступавший в финском чемпионате, участия не принимал. Он сидел на трибуне. Как оказалось, тренеры просто дали ему день отдыха перед долгой дорогой.
-Сколько лет вы не играли в России? Некоторые любители хоккея вас уже стали забывать...
- В Финляндии я отыграл пять лет. В разных командах.
-С кем из наших легионеров ваши пути пересекались?
- Одно время играл в команде вместе с Игорем Вязьмикиным, который, кстати, возможно, тоже выступит в этом сезоне за ЦСКА.
-За пять лет у вас наверняка сложилось какое-то впечатление о финском хоккее.
- Он, безусловно, не похож на нагл. Там игроки очень любят потолкаться - и этим немного напоминают канадцев, но в целом играют все же в европейский хоккей. Что касается уровня финского чемпионата, то он достаточно высокий. Не случайно там выступает сейчас много наших - Сергей Пряхин, Вячеслав Фандуль, Александр Андриевский, Александр Чербаев, Игорь Малыхин, Дмитрий Филимонов, Сергей Макаров, Андрей Скопинцев, Анатолий Федотов, Александр Барков, Алексей Кудашов, Карлис Скрастиньш. Да и тот факт, что в Финляндии работает такой специалист, как Владимир Юрзинов, на мой взгляд, тоже о чем-то говорит.
-Как бы вы сами подвели итог своего выступления в Финляндии?
- Ну, во-первых, я выучил финский язык. Что же касается собственно хоккея, то за пять сезонов я набрал более ста очков. И со штрафным временем было совсем даже неплохо (смеется)... За первый год арбитры "подарили" мне больше ста минут.
-В чемпионате СССР, помнится, грубостью вы не отличались...
- Я и в Финляндии играл не грубо. Просто финские судьи относятся к легионерам немного предвзято. Но потом, когда я освоился и ко мне как-то привыкли, стало полегче, и правила я нарушал уже реже.
-А скидывать перчатки в Финляндии вам приходилось?
- Да. Несколько раз меня удаляли даже до конца матча.
-А с кем-то из наших дрались?
- Ни разу.
-Неприятный, быть может, вопрос: как считаете, почему вам не удалось попасть в НХЛ?
- Туда я не поехал только по одной причине: родился не вовремя. Если бы я появился на свет лет на десять позже, то, возможно, играл бы сейчас в Северной Америке.
-Этот сезон вы собираетесь, как я понял, провести здесь. А что потом? Ведь, наверняка, агент подыщет вам что-нибудь за рубежом. Уедете?
- Думаю, останусь в России. Если хотите, соскучился. А вот через два года, может быть, опять попробую себя за границей.
-У вас огромный опыт. О тренерской работе не думали?
- Представьте себе, вы попали в точку: один финский клуб сделал мне такое предложение. Причем, речь шла о должности главного тренера. Но я отказался - рановато, хочу еще поиграть.
-Давайте вспомним о том, как вы начинали играть в хоккей. Кто, например, был вашим первым тренером?
- Я - воспитанник новосибирской школы. Первым тренером у меня был Геннадий Колесников, он со мной много повозился. А в команду мастеров меня пригласил Николай Эшптейн, который тогда работал с "Сибирью". Было это в 1977 году. В "Сибири", кстати, я начинал вместе с моим тезкой Барковым и защитником Сергеем Селяниным. Под руководством Эшптейна я отыграл два года. Затем он уехал назад в Москву.
-Но и вы через некоторое время оказались там же...
- Когда мне исполнилось 22, меня пригласили в московский "Спартак". Мне очень нравился стиль игры этого клуба, но возникли некоторые проблемы с руководством команды. И когда главный тренер "Крыльев Советов" Игорь Дмитриев позвал меня к себе, я согласился.
-И за границу вы уехали уже из "Крыльев"?
- Да. Пять лет назад мне поступило сразу несколько предложений от зарубежных клубов. Я выбрал Финляндию. Дмитриев, к слову, без вопросов отпустил.
-Почему именно Финляндия? Вас ведь, насколько
я помню, приглашали не в лучшую команду этой страны.
- Финляндия спокойная, если так можно выразиться, цивильная страна. А у меня семья...
-Ваша семья, к слову, сейчас тоже в Москве?
- Да, моя жена и 16-летняя дочка перебрались в Москву вместе со мной. Мы решили пожить некоторое время в столице: дочь заканчивает школу, и ей скоро нужно будет поступать в институт.
-В свое время вы успели поиграть в сборной Тихонова, выиграв в составе той команды турнир "Приз Известий" в 1986 году.
- Наша команда, в упорной борьбе победив сборную Чехословакии, действительно завоевала почетный трофей. Но закрепиться в национальной сборной страны было тогда практически невозможно: ведь играли Вячеслав Фетисов, Алексей Касатонов, Зинэтула Билялетдинов, Василий Первухин, Игорь Стельнов, Алексей Гусаров, Михаил Татаринов... Привлекать-то в сборную меня привлекали, но ни на чемпионате мира, ни на Олимпийских играх сыграть так и не довелось. Жаль, конечно...
-Сейчас вы в ЦСКА, клубе, с которым вас практически ничто не связывает. Неужели не было предложений от "ваших" команд?
- Я пытался поговорить с руководством "Спартака" и "Крыльев Советов", но мне заявили, что такой возрастной игрок, как я, им не нужен. Странно... Может быть, они мне не доверяют? Всё-таки пять лет не видели. В общем, несколько дней назад я принял окончательное решение и позавчера подписал годовой контракт с командой Александра Волчкова. Я там многих давно знаю. Игоря Стельнова, например. Мы вместе выступали еще за юношескую сборную СССР, в 1979 стали бронзовыми призерами чемпионата Европы.
-Какие цели ставит руководство ЦСКА перед командой в этом сезоне?
- На первом этапе мы должны попасть в "десятку", а там видно будет.
Александр ШАПИРО