Газета Спорт-Экспресс от 5 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 августа 1997 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

VI чемпионат мира по легкой атлетике. Афины. 2 августа. Мужчины. Ядро. 1. Александр Багач (Украина) - 21,47. 2. Джон Година (США) - 21,44. 3. Оливер-Свен Будер (Германия) - 21,24. 4. Си. Джей. Хантер (США) - 20,33. 5. Юрий Белоног (Украина) - 20,26. 6. Мика Халвари (Финляндия) - 20,13. 7. Роман Вирастюк (Украина) - 20,12. 8. Кевин Тот (США) - 20,02. 9. Михаэль Мертенс (Германия) - 19,91.10. Паоло Даль Сольо (Италия) - 19,77. 11. Бургер Лэмбрехтс (ЮАР) - 19,39. 12. Саулюс Клейза (Литва) - 18,25.

Ходьба. 20 км. 1. Даниэль Гарсия (Мексика) - 1:21.43. 2. Михаил Щенников (Россия) - 1:21.53. 3. Михаил Хмельницкий (Белоруссия) - 1:22.01. 4. Юй Гохой (Китай) - 1:22.57. 5. Ли Цзевэнь (Китай) - 1:23.03. 6. Евгений Мисюля (Белоруссия) - 1:23.10. 7. Микеле Дидони (Италия) - 1:23.14. 8. Джованни Де Бенедиктис (Италия) - 1:23.33. 9. Хатем Гула (Тунис) - 1:23.49. 10. Даниэль Пласа (Испания) - 1:23.53... 20. Артур Мелехевич (Белоруссия) - 1:25.47... 24. Модрис Лиепиньш (Латвия) - 1:26.24... 30. Феодосии Чумаченко (Молдавия) - 1:28.51... 35. Валерий Борисов (Казахстан) - 1:32.32. Сошли Айгарс Фадеевс (Латвия), Владимир Андреев (Россия). Илья Марков (Россия). - дисквалифицирован.

3 августа. Мужчины. 100 м. 1. Морис Грин (США) - 9,86 (ветер +0,2 м). 2. Донован Бэйли (Канада) - 9,91. 3. Тим Монтгомери (США) - 9,94. 4. Фрэнки Фредерике (Намибия) - 9,95. 5. Ато Болдон (Тринидад) - 10,02. 6. Дэвидсон Эзинва (Нигерия) - 10,10. 7. Бруни Сурин (Канада) - 10,12. 8. Майк Марш (США) - 10,29.

Молот. 1. Хайнц Вайс (Германия) - 81,78. 2. Андрей Скварук (Украина) - 81,46. 3. Василий Сидоренко (Россия) - 80,76. 4. Балаш Кишш (Венгрия) - 79,96. 5. Игорь Астапкович (Белоруссия) - 79,70. 6. Илья Коновалов (Россия) - 78,68. 7. Вадим Херсонцев (Россия) - 77,42. 8. Алексей Крикун (Украина) - 77,14. 9. Карстен Кобс (Германия) - 76,12. 10. Кодзи Мирофуши (Япония) - 74,82. 11. Рафаэль Пиоланти (Франция) - 74,08.

Женщины. 100 м. 1. Мэрион Джонс (США) - 10,83 (ветер +0,4 м/с). 2. Жанна Пинтусевич (Украина) - 10,85. 3. Севатеда Файнс (Багамы) - 11,03. 4. Кристин Аррон (Франция) - 11,05. 5. Ингер Миллер (США) - 11,18. 6. Мелани Пашке (Германия) - 11,19. 7. Мерлин Отти (Ямайка) - 11,29. 8. Кристи Гейне (США) - 11,32.

День первый. ТОЛКАНИЕ ЯДРА. Мужчины

РОМА, ДЭ ПРАПОР?

Уже на старте моральное преимущество получили американцы. Чемпионский титул-95, завоеванный Джоном Годиной в Гетеборге, позволил сборной США привезти в Афины - вне квоты - лишнего спортсмена.

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ

из Афин

ЯДЕРНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Если учесть, что возможности каждого из великолепной заокеанской четверки велики, шансы на золото у американцев соответственно повышались. Да и по лучшим результатам в сезоне они занимали три первые позиции. Однако квалификация преподнесла первый сюрприз. Не выполнив норматив, остался вне основных соревнований самый титулованный - чемпион Атланты Рэнди Барнс. Как говорится, все встало на свои места. И представители самых "ядерных" в последние годы держав - США и Украины - вышли в сектор в равных составах.

И началось шоу. Вы видели телетрансляцию? Если да, то вы не могли не обратить внимания на то, какие колоритные личности поочередно выходили в "заколдованный круг". Вот, к примеру, единственный темнокожий атлет Си. Джей. Хантер, который, словно гримом, густо смазывал белым мелом свою бычью шею и пол-лица. Жребий определил ему выступать первым. И хотя стартовая его попытка впечатлила - за 20 метров, но дальше роли статиста он не пошел. Одетый в плотно обтягивающие ноги теплые рейтузы и футболку с длинными рукавами, этот парень из Флориды, похоже, считал прохладной даже 30-градусную жару.

Выходивший следом за ним Александр Багач непрестанно вытирал с лица и шеи обильный пот. Киев вам не Майами, и ему явно хотелось бы немного прохладного ветерка с родного Днепра. Ядро, приземлившееся далеко за 20-метровой отметкой, украинский атлет проводил с укоризной: все-таки капризный снаряд мог бы улететь и подальше. Что ж, все познается в сравнении.

Как обычно метался среди участников, словно медведь в вольере, финалист Олимпиады в Атланте Роман Вирастюк. Возбуждая себя, гипнотизировал ядро. Разговаривал с ним, как с живым существом: ну улети, родное, подальше. А оно в этот день не очень-то слушалось парня из Ивано-Франковска. Впрочем, место в финале он в конечном итоге получил.

Психическую атаку предпринял немец Оливер-Свен Будер, в восторге вскинувший руки после броска на 20,79. Опытный спортсмен потом объяснит: подумал, дескать, что с этим результатом можно закрепиться в тройке. Не рано ли?

И тут же выход Годины. Это в Гетеборге он появился в секторе темной лошадкой, а тут, в Афинах, сразу ошарашил всех броском на 21,24. На 14 сантиметров дальше, чем в квалификации, в которой американец выглядел на голову сильнее остальных. И тут многим показалось, что это уже не психическая атака, а просто нокаут. (Опережая события, отмечу стабильность этого, пожалуй, внешне самого уравновешенного атлета: пять из пяти удавшихся попыток были у него за 21 метр.) И это не могло не сказаться на выступлении самого юного в секторе, выходившего вслед за лидером двухметрового одессита Юрия Белонога. Не сомневаюсь, что победитель зимнего первенства мира мог рассчитывать на большее, чем пятое место. Сник и опытный финн Мика Халвари, в импозантности которому тоже не откажешь. В Гетеборге он всех удивил заплетенной сзади косичкой на огромной голове. Нынче Халвари полысел, но обзавелся татуировкой в полруки. Пять заступов при одной удачной попытке - на хладнокровного скандинава не похоже. Устрашающий вид не всегда помогает.

Вторая попытка оставила всех на местах. Хантер и Багач чуть прибавили, а Година заставил оживиться трибуны еще раз - 21,39. Позиция американца казалась теперь уже и вовсе незыблемой. Его тренер на трибуне принимал поздравления: "Все о'кей, Джон, соперники, похоже, сегодня слабее!" Но через десять минут тренер Годины схватился за голову. Это Багач совершил, казалось бы, невозможное. В третьей попытке, которую он начал, по-хозяйски оглядев сектор (ну прямо как председатель оглядывает колхозное поле в старых кинофильмах), украинец послал ядро на 21,47.

Под занавес разошелся Будер. В последнем броске он заставил поволноваться обоих, и Годину, и Багача, послав снаряд на 21,24. А когда американец в решающей попытке не удержался в секторе, Багач произнес колоритную фразу, которую нам удалось услышать: "Рома, дэ прапор?" (Или по-русски - "Рома, где флаг?) После чего, как и подобает чемпиону, не спеша совершил круг почета с флагом Украины в руке, врученным ему оказавшимся предусмотрительным Романом Вирастюком.

В 20 часов 38 минут по местному, совпадающем с украинским, времени Александр Багач стал первым на афинском чемпионате обладателем золотой медали. С чем я не преминул его поздравить, напомнив при этом, что в Гетеборге в своей беседе с расстроенным Багачем (там он остался за чертой призеров) корреспондент "СЭ" пожелал ему победы в Афинах.

САЛО И БОРЩ - НЕ ДОПИНГ, НО ВСЕ ЖЕ

-Мечта сбылась, Александр. А что изменилось в вашей жизни в промежутке между двумя чемпионатами мира?

- Стал бронзовым призером Атланты и серебряным на зимнем чемпионате мира. Моя старшая дочка закончила третий класс. В июне моим младшим, дочери и сыну, исполнилось четыре года. Семья переселилась в новую квартиру четырехкомнатную. Тренируюсь там же, в Броварах, в манеже. И не собираюсь менять прописку. Вот, пожалуй, и все изменения в спортивной и личной жизни. Доволен, что сбываются все мечты.

-Не собираетесь ли стать столичным жителем? Все же столь титулованный спортсмен - а живете в маленьком городке?

- Знаете, меня Бровары устраивают. Это всего-навсего десять километров от Киева. До Крещатика я на машине добираюсь минут за 25. А мне хорошо там, где хорошо моей семье. В этом я, поверьте, не изменился. Титулы не должны менять человека.

-Признайтесь, вы рассчитывали на победу?

- Вообще-то место в призовой тройке планировалось. А вот о золотой медали предпочитали не говорить - соперники, вы сами видели, какие были грозные. Не сложилось у Рэнди Барнса. А с Годиной мы сражались достойно. Был очень готов Юра Белоног. Побаивался я немца и финна. А если разобраться, почему не мог победить я? В феврале в Японии я победил и Барнса, и Годину. В Греции в мае выиграл у Тота. Тогда, кстати, показал свой лучший результат в сезоне. Удивительно, а ведь с этим же результатом - 21,47 - я выиграл и здесь. Да и вообще до чемпионата мира у меня в сезоне было пять соревнований, и я во всех был первым. А теперь судите сами: мог ли я рассчитывать в Афинах на золотую медаль.

-Не влияло ли на настрой, что сразу три американца в рейтинг-листе по результатам сезона стояли выше вас?

- По опыту знаю: результаты, показанные накануне, редко подтверждаются. Бывают, конечно, исключения. В любом случае, коленки у меня не дрожали. Как-то не солидно такому дяденьке, как я, впадать в истерику, пусть даже внешне прикрытую. Я выступаю в соревнованиях, слава Богу, уже 16 лет. Кое-кто, когда я начинал, еще ходил пешком под стол.

-А когда почувствовали, что можете победить?

- Результат в районе 21,50 нами планировался. Но неизвестно было, станет ли он чемпионским. Первые две попытки, должно быть от большого усердия, не заладились. Но когда после третьей я вышел вперед и Година чуть заметно засуетился, я, честно говоря, подумал: а чем черт не шутит. А потом даже возникла уверенность.

-Жара не мешала?

- У нас хоть тень была в секторе. А вот участникам в других видах не позавидуешь. Хотя здесь проще, чем в Атланте. Нет такой влажности. А вообще на Олимпиаде мне больше понравилось. Лучше, когда все живут в одной деревне, а не разбросаны по гостиницам. Я по натуре человек компанейский.

-Вот вы, Александр, сказали: мы, мол, планировали. Кого вы имеете в виду под словом "мы"?

- Может быть, заметили на трибуне худощавого мужчину, жестами повторявшего мои движения? Это Иван Падамарчук, мой тренер с 1985 года. Заслуженный тренер СССР еще с Московской Олимпиады. Его ученик Киселев завоевал тогда золото. Но не ищите между нами знака равенства. С Киселевым мы совершенно разные.

-В последние годы частенько задают вопрос: а почему в толкании ядра, да и в других, требующих силушки, видах заметны украинские атлеты?

- Знаю только, что дело не в сале или борще с пампушками. Кстати, в Атланте приключился любопытный случай. Когда на таможне при прилете проверяли сумки, у Вирастюка обнаружили то самое сало. И не могли понять: что такое? Рома объяснил: свинья это. У нас, говорят, таких нет. А Рома с гордостью: а у нас есть. Все равно сало отобрали. А зря. Может, именно этого допинга для победы в Атланте и не хватило. Привычка - большое подспорье.

-Обычно вы пытаетесь завести трибуны. В Гетеборге и Атланте просили поддержать вас аплодисментами. А в Афинах вы традиции изменили.

- Ушел в себя. Наверное, это и был момент истины.

-Планируете ли выступление на следующей Олимпиаде?

- Это к вопросу, не чувствую ли свой возраст? Так рановато еще. Только к своим тридцати с лишним вхожу в кураж. А чемпионат мира и есть этап подготовки к Сиднею.