Газета Спорт-Экспресс от 6 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 6 августа 1997 | Бокс и ММА

БОКС

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

ЧЕЛЮСТЬ У ВСЕХ ОДИНАКОВАЯ

Никита КИМ

из Перми

Четвертый день чемпионата России был насыщен событиями. Утром определились 16 участников, которые поведут борьбу за звание чемпиона в категории 60 кг. Среди них - Паата Гвасалия (Москва), которому судьи единогласно отдали победу над Надиржоном Умаровым из Ульяновска. А вечером прошли первые бои четвертьфиналов. И вновь никаких сенсаций: все лидеры сборной России образца 1996 - 1997 годов выступили успешно. Алексей Лезин (Ульяновск) в категории свыше 90 кг выиграл у Рашида Шарипова (Уфа), а Игорь Кшинин (Волгоград) у москвича Феликса Дьячука. Сегодня - четвертьфиналы в категориях 48. 51. 57, 71 и 81 кг. Среди тех, кто выйдет на ринг в категории 81 кг. - капитан сборной России Александр Лебзяк. Лебзяк провел на ринге около 250 боев. "Точную цифру назвать не могу. - говорит он, - до двухсот считал, а потом бросил - надоело". И только 24 из них проиграл. В сборной, бессменным капитаном которой он остается уже более шести лет. Лебзяк с 1987 года. Перечислять все его титулы не хватит места. Достаточно сказать, что с 1991 года равных в категории до 75 кг в России ему не было. Правда, чемпионом мира он пока не стал: его карьера на международной арене - типичный пример судьбы "вечно второго". По и там его послужной список вызывает уважение: трехкратный призер чемпионата Европы, двукратный - Игр доброй воли, серебряный призер чемпионата мира.

-Вы четырехкратный чемпион России. Что, и этот чемпионат станет для вас легкой прогулкой?

- У меня и в категории до 75 кг были опасные соперники. А когда после Атланты я перешел в следующую весовую категорию, реальных конкурентов стало вдвое больше. Да и доказывать теперь все приходится по новой.

-Это первое ваше выступление в новой категории?

- Нет, я уже выиграл в ней чемпионат Вооруженных Сил и отборочный турнир к чемпионату мира среди военнослужащих.

-Сейчас, год спустя после Олимпиады, о чем чаще всего думаете, вспоминая Атланту?

- О том злополучном четвертьфинальном бое с Эрнандесом. Разве такое забудешь! У кубинца тактика незатейливая - прыг-скок. прыг-скок. ударил - убежал. Так весь бой и прошел. Он убегал, я догонял. Не бокс, а легкая атлетика. И когда объявили результат поединка, я был шокирован. Вообще уровень судейства в Атланте оставлял желать лучшего. К кубинцам арбитры, мягко говоря, относились либерально. К примеру, им засчитывали очки за легкие удары по корпусу, а нашим - только сильные чистые удары в голову.

-Это ведь была не первая ваша встреча с Эрнандесом?

- Да, не везет мне с ним. В финале Игр доброй воли за 40 секунд до конца я проигрывал Эрнандесу два очка. Затем удалось провести атаку с фиксацией нокдауна, но в этот момент, как на зло, сломался компьютер, и победу по старому счету отдали кубинцу. Но никакого комплекса у меня перед ним нет. Это только так говорят: "О. кубинцы!" Будто они из космоса. А ведь челюсть у всех одинаковая. Мне уже приходилось выигрывать и у олимпийского чемпиона Мартинеса. и у чемпиона мира Эрнандеса - правда, у другого.

-Если вспомнить всю вашу карьеру, какое впечатление было самым ярким?

- Мой первый серьезный успех - победа на молодежном чемпионате мира 1987 года в Гаване. Тогда в финале я выиграл у кубинца Сильвио. Но был у меня и черный день, о котором вспоминать неприятно до сих пор. На чемпионате мира-93 я проиграл 9 мая немецкому боксеру. После боя смотреть ребятам в глаза не мог. Взял бутылку водки и заперся в номере. Причем не столько пил, сколько смотрел на нее и думал: вылить - не выпить?! Впрочем, пока что меня Бог миловал: в нокауте я так ни разу и не побывал.

-Многие ваши товарищи по сборной закончили карьеру или выступают за границей. Вячеслав Яновский - в США, Константин Цзю - в Австралии, Юрий Арбачаков - в Японии. Вас в профессионалы не приглашали?

- Приглашали, и не раз. Звал в Японию Арбачаков. предлагали подписать контракты итальянцы, немцы и англичане. Последние, кстати, приглашали работать в клубе, где тренируется Леннокс Льюис.

-Почему же вы не уехали?

- Предпочитаю синицу в руках. У меня в России есть все. что нужно для счастья, - дом. друзья, семья. Растут две дочки: младшая ходит в садик, старшая учится в школе. Есть и машина - "Мицубиси".

-Живете по рецепту Абдуллыиз "Белого солнца пустыни" - "Хороший дом, хорошая семья - что еще нужно, чтобы спокойно встретить старость?"

- Вот-вот. Искушение попробовать себя в профессионалах, конечно, было, но я немало путешествовал по миру и знаю, что заграница далеко не рай. Другая культура, другие люди, человеческие отношения. Я никого и ничего не боюсь, но зачем куда-то уезжать, если и дома хорошо?

-Семья сейчас с вами?

- Нет, на соревнованиях у меня другая семья: мой тренер Геннадий Михайлович Рыжиков и ребята, с которыми работаю. Все они мне очень близки - я ведь фактически прожил жизнь на ринге.

-В Атланте вас часто видели с Константином Цзю.

- Да, мы дружим еще со сборной. И в последнее время регулярно перезваниваемся. Сейчас у Кости все нормализовалось. Он уже отошел от боя с Филлипсом, в котором, как сам рассказывал, расслабился и "хватанул" удар. Теперь готовится к матчу-реваншу.

-За здоровье не боитесь? Бьют-то сильно.

- Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. В молодости на здоровье внимания не обращаешь. Вот состарюсь, тогда и буду разбираться со своими болячками. Мало кто знает, что обе Олимпиады я провел с травмами. Перед Барселоной мне прооперировали легкое, но я все равно оставался номером один - на предолимпийском сборе выиграл все спарринги за явным преимуществом. А на Играх легкое снова лопнуло. Еле удалось уговорить главного врача соревнований не снимать меня с Олимпиады. Пришлось даже подписать бумагу, что всю ответственность за свое здоровье беру на себя. Правда, на качестве бокса травма сказалась. Чувствовал себя как рыба на суше - не дышал, а всхлипывал.

-Кто ваш кумир в боксе?

- В мое время не было ни видиков, ни специализированных журналов - так что из иностранцев мы знали только Мохамеда Али. Я учился на примере великих российских боксеров - Лемешева. Лагутина, Никанорова, Соломина. Сейчас появилась возможность просматривать бои лучших боксеров мира, и я многое перенял у тех же Али, Тайсона, Холифилда. Но назвать их своими кумирами не могу. Я ведь и сам в спорте уже далеко не мальчик.

-Кто будет вашими основными конкурентами на чемпионате мира?

- Могу отметить кубинца Гарбея и серебряного призера Олимпиады в Барселоне Зауличного, если только он еще не ушел на "пенсию".

-А вы об уходе не подумываете?

- Если доживу в спорте до 2000 года, то в последний раз на ринг выйду на Олимпиаде в Сиднее.