БАСКЕТБОЛ |
Елена БАРАНОВА
НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ В НБА СЫТА ПО ГОРЛО
Уже ясно, что последний матч в НБА-97 россиянка Елена Баранова проведет 24 августа в Шарлотт - ее команда "Юта Старз" занимает последнее место и не имеет шансов на выход в полуфинал. Хотя назвать заокеанский дебют самой Барановой неудачным никак нельзя: она лидирует в лиге по блок-шотам, входит в число лучших по подборам и проценту попаданий 3-очковых, и не исключено, что по окончании сезона будет включена в одну из двух символических пятерок НБА-97. Реноме одной из лучших баскетболисток Европы и мира россиянка подтвердила. Но ее размышления о женской профессиональной лиге по большей части лишены радужного оттенка.
Игорь РАБИНЕР |
из Сакраменто |
Игорь РАБИНЕР - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке.
- Ехать в Америку, конечно, стоит. Хотя бы для того, чтобы окунуться в эту атмосферу, а главное - осознать, что здесь вполне можно играть. Я не сомневаюсь, что многие из российской сборной легко могли бы здесь выступать. Нужна лишь некоторая физическая и моральная подготовка. Физическая - потому что у американок прекрасные данные, и они не стесняются использовать жесткое физическое воздействие. Моральная - поскольку сразу все получиться не может. Нельзя ехать в НБА, думая, что с первого же матча будешь королевой. Нужно терпение. Я это понимала - все-таки опыт есть. Когда я в 17 лет приехала из Фрунзе в московское "Динамо", то нервничала, не понимала, почему меня не ставят на игры. Зато потом, когда в первый год после возвращения из Израиля не смогла пробиться в стартовую пятерку ЦСКА, отнеслась к этому гораздо спокойнее.
Ну и, конечно, надо учить язык. Сейчас у меня есть переводчик, но если я приеду сюда следующим летом, то сомневаюсь, что мне опять его дадут.
-Но вы прибавили в английском?
- Конечно. На собраниях команды и установках уже вполне могу обходиться без Максима. Он даже мешает - сидит сбоку, бубнит то, что я уже поняла, и не дает сосредоточиться на следующих фразах. В последнее время он перестал ходить со мной в рестораны - с заказом блюд я тоже уже справляюсь. О магазинах не говорю: однажды мы отправились вместе за покупками, заняло это мероприятие часа четыре, после чего Максим заявил, что ходить с женщинами по магазинам - гиблое дело и что больше я его никогда на это не подобью.
Зато, когда даешь интервью, без переводчика точно не обойтись. Внутри команды я могу говорить, как умею, а с прессой ошибаться не стоит. Один раз ляпнула, что соскучилась по дому, так потом целый скандал вышел. В газете напечатали: в "Старз", мол, руководство так затерроризировало игроков, что они спят и видят, как бы поскорее разъехаться по домам. С трудом удалось замять. С тех пор поняла, что лучше давать интервью через переводчика - чтобы было слово в слово. Думаю, в следующем сезоне смогу обойтись и без него, но для этого мне нужно весь год заниматься английским, иначе через месяц все забуду. Говорят, в ЦСКА опять будет играть Тереза Уитерспун - надеюсь, она поможет.
-Помнится, после двух недель в США вы жаловались на сумасшедшие тренировки. Видно, тренер "Юты" Дениз Тэйлор подсократила их объем, раз вы стали набирать по 25 очков?
- Усталость удалось преодолеть после того, как неделе на третьей-четвертой я вработалась в режим, стала заставлять себя спать днем, что раньше делать была не в состоянии. А результативность - это в основном из-за 3-очковых. Перед матчем в Нью-Йорке Тэйлор разработала несколько новых комбинаций под мои "трешки". Раньше она меня считала чистым центром, да и я не скрывала, что в ЦСКА Мышкин не очень поощряет, когда я начинаю издали бросать, - мол, этим и без меня есть кому заниматься. Но однажды мне удалось попасть два 3-очковых из двух, Тэйлор посмотрела статистику и сказала: "У тебя процент попаданий 3-очковых больше, чем у всей команды вообще с игры". И с "Нью-Йорком" дальние броски у меня пошли, да и тактика тренерская выполнялась полностью - передачи мне отдавали вовремя. Но лига маленькая, новости разносятся быстро, и все тут же начали говорить: Баранову надо перекрыть. С тех пор мало того, что каждый раз при получении мяча на мне висят по два опекуна, так еще и пасы на пару секунд запаздывают. А тренер все равно кричит диким голосом: кидай! Ну я и кидаю - с гораздо меньшим успехом. Поэтому и процент попаданий стал ниже, и очков я больше 17 в последних играх не набираю.
-В любом случае ваша результативность выше, чем в начале сезона. Значит, "Юта" признала в вас лидера.
- Честно говоря, отношение такое же прохладное, как и раньше. Мяч мне отдают только потому, что этого требует тренер, - желания сыграть на партнера тут нет. В ЦСКА мне все равно, сколько я очков наберу. Если их будет всего 4, но при этом я сделаю 20 подборов и 15 передач, буду чувствовать себя прекрасно, потому что сыграла на команду. А здесь, если отдал мяч, обратного паса можешь уже не ждать. Лидера определяют только по количеству набранных очков, поэтому каждый стремится забросить сам. Тренер перед каждым матчем подходит и говорит: "Сегодня ты должна набрать 25 очков и сделать 10 подборов!" Но сказать легко, а вот сделать, да еще с такой командной игрой...
-А неформальный лидер в команде есть - такой, что независимо от результативности может завести партнеров, потребовать, устроить разнос?
- Нет, и все из-за того же индивидуализма. Будь ты хоть семи пядей во лбу, скажешь что-нибудь и тут же в ответ слышишь: "На себя посмотри". Здесь совершенно бесполезно устраивать собрания команды без руководства в надежде обсудить все проблемы. Если говорят о командных ошибках, то никто не воспринимает это на свой счет. Первая реакция: "Кто-то ошибся, но меня там, слава Богу, не было!". Дружбы нет, но нет, с другой стороны, и группировок - каждый замкнут в своем мирке. И бесполезно искать поддержку у девочек, если хочешь по какому-то поводу обратиться к тренеру.
-Конфликты между игроками бывают?
- Как-то Тэйлор решила сократить время тренировок, но сделать их максимально жесткими и напряженными. И вот идет упражнение один на один: Уэнди Палмер против Джесси Хикс. Отсекали-отсекали они друг друга, били по рукам, и в конце концов Палмер взяла и стукнула Хикс. Началась перепалка. До тех пор, пока Хикс не обозвала Уэнди "черной обезьяной", мне их диалог переводили дословно, но потом пошла такая ругань, что Максим продолжать не решился. Кстати, Хикс - мулатка, но считает себя белой и ходит этакой принцессой.
-А у вас такие инциденты случались?
- С руганью - никогда, хотя бы потому, что я половину не понимаю. А столкновения случались. К примеру, сводят один на один лидеров - Палмер и меня. Мало того, что Уэнди раз пять по рукам ударила, так, когда я приготовилась бросать, она меня просто снесла - я улетела в стенку. И не столько даже Палмер в этом виновата - такая установка!
Я после этого сказала: "Так тренироваться больше не буду. Мне еще весь сезон играть - хочу остаться в живых". Тэйлор меня не поняла - чего ты хочешь, говорит, это же игра! Но в том-то и дело, что не игра, а тренировка. В ЦСКА, если у нас перепалки начинаются, Мышкин сразу их пресекает. Говорит, что всю злость надо на соперника выплескивать, а команда - это семья, и к своим надо бережно относиться. Здесь же все наоборот. Например, есть у нас Кэрен Букер, в игре она мяч поймать толком не может, в защите к своему кольцу пропускает буквально всех. Зато на тренировках - лютый зверь, всех отсекает и бьет, в общем - лучшая! Куда только это все в матчах девается?
-На конфликты после подобных столкновений вы не идете?
- Нет, ведь от этого ничего не изменится. Я специальную тактику разработала - если на тренировке ударят, делаю вид, будто меня чуть ли не убили. Сразу врач прибегает, ледок прикладывает. Отсижусь так 10 минут, а там и упражнение опасное закончится. Один раз, правда, сорвалась: Хикс мне губу разбила, так думала, сейчас всех поубиваю. К счастью, вовремя остановилась - поняла, что это пустая трата энергии. Не хотела бы вернуться домой со сломанной рукой или ключицей - а на таких тренировках это элементарно. Губу и лицо мне здесь уже неоднократно разбивали.
-Достаточно ли у Тэйлор авторитета среди игроков?
- Она знающий тренер, но ей не хватает жесткой руки, которая порой очень нужна. Тэйлор умеет кричать, но не требовать. В России тебе один раз ошибку объяснят, а во второй - посадят на "банку", чтобы запомнила лучше. А здесь не посадишь, потому что играть больше некому. И после нескольких поражений подряд авторитет Тэйлор сильно упал. Некоторые грубят ей почти в открытую. Не то чтобы в лицо, но бурчат довольно громко: "На себя бы посмотрела!" С таким отношением к тренеру команда хорошо играть не может. Я во все эти дела стараюсь не вмешиваться. Было одно собрание, когда Тэйлор спросила мнение каждой, почему мы проигрываем. Я многое могла бы сказать, но отговорилась, свела все к какому-то простому игровому совету.
-Разве вам не хочется почувствовать себя и в Америке вожаком?
- Нет, я здесь человек чужой и если бы начала говорить то, что действительно думаю, только бы настроила всех против себя. Лучше поддерживать со всеми ровные отношения, ни с кем особо не сближаясь и не ссорясь. Пусть они будут не за меня - главное, чтобы не против. Только так иностранка может выжить в НБА - делать свое дело и никуда не лезть. В том числе и на площадке. В первые дни старалась и одну закрыть, и другой помочь, и третью подстраховать. Но здесь этого не понимают. Если идешь кому-то на подмогу, а в это время твой игрок подбирает мяч, ты же и получишь нагоняй.
-Коллектива в нашем понимании - "один за всех и все за одного" - как я понял, в "Юте" нет. А как себя ведут американки после поражений?
- В том-то и парадокс, что льются реки слез! Только что ей было наплевать, что кто-то из партнеров ошибся - главное, что не она, - а теперь она в голос рыдает, себя проклинает на всю раздевалку. И тренер от них не отстает. Я, когда несколько раз подряд это увидела, была в шоке. Это что, профессиональная команда или институт благородных девиц? В конце концов баскетбол - всего лишь игра, а для американок, судя по эмоциям, матч за предпоследнее место против "Сакраменто" - дело жизни и смерти.
-А для вас - нет?
- Нет. Для меня - или первое место, или никакое. После того как стало ясно, что в плей-офф мы не выйдем, я отношусь к своим выступлениям здесь только как к способу накопить опыт.
-Успеваете ли чем-нибудь заниматься помимо баскетбола? Есть ли у вас знакомые не из баскетбольной среды?
- Появились - группа российских военных. По договору, подписанному еще Горбачевым, они инспектируют здешний завод, который когда-то производил химическое оружие. Приезжают 10-15 человек на месяц, а потом меняются. Чины в основном солидные - от майоров до полковников. Однажды все пришли на игру "Старз" и болели за нас с российским флагом. А потом одному из них присвоили звание подполковника, и мы поехали к ним на шашлыки в городок Сент-Джонс - это 40 минут от Солт-Лейк-Сити. Режим, конечно, слегка нарушили. Недавно военные сменились, и новая группа приглашает нас с переводчиком на рыбалку - карпов в озере ловить. Как время свободное будет, обязательно поедем. А вот в Лас-Вегас съездить времени так и не хватило. Зато когда была в Нью-Йорке, побывала на Брайтон-Бич - причем вместе со съемочной группой NBC. Они снимали, как мы с Максимом ходили там по магазинам. В гостиницу добирались на такси, причем шофер оказался русским, и мы с ним всю дорогу спорили: он "наезжал" на Горбачева, а я - защищала. По-моему, я победила...
-Собираетесь вернуться в НБА следующим летом?
- Пока не решила. Вообще-то контракт у меня на два года, но здешним непрофессионализмом я уже сыта по горло. Для того чтобы была серьезная команда и серьезная лига, нужно годами тренироваться и знать друг друга. А на следующий год, думаю, будет такая же показуха, от которой удовольствия не получишь. К тому же просто нереально играть три года подряд в таком режиме. В прошлом году все лето к Олимпиаде готовились, в этом - чемпионат Европы и женская НБА, в следующем - чемпионат мира, а потом отборочные игры европейского первенства. Не знаю, как смогу все это выдержать.
-Когда возвращаетесь в Россию?
- Тоже пока не знаю. У меня контракт до 30 августа, и мой агент сказал, что до этого времени я тут должна сидеть, хотя последняя игра - 24-го. Зачем - не знаю. Правда, он обещал сделать все возможное, чтобы меня отпустили. При любых обстоятельствах я хочу быть дома до 30-го, потому что в этот день у моей мамы юбилей.
-Ваши впечатления от США в целом?
- Здесь каждый сам за себя, и выживает сильнейший. Я старалась следовать тем же принципам, и пока мне это удается, но жить здесь не смогла бы. С одной стороны, все благополучно, все - для людей, зато люди не умеют быть сами собой, только работают, если хотите, на свои имидж. Натянутые улыбки, неискренние, заученные фразы... С тобой разговаривают, а думают о чем-то совсем другом. Нет, не все, конечно, но большинство. Не могу сказать, что хотела бы долго жить и играть в США.