Газета Спорт-Экспресс от 15 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 августа 1997 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

АУКЦИОН В РАЗГАРЕ

Марку Мессье, откупленному у "Нью-Йорк Рейнджерс" клубом "Ванкувер Кэнакс", который отвалил хоккейному гроссмейстеру 20 миллионов долларов, не довелось и недели пробыть самым высокооплачиваемым хоккеистом мира. В минувший четверг ему пришлось уступить это амплуа Джо Сакику. "Рейнджерс", судя по его поведению, не так уж и жаждавший сохранить за собой 36-летнего ведущего центрфорварда и капитана команды, предложил 28-летнему коллеге Мессье и капитану "Колорадо Эвеланш" 21 млн. Сроки контрактов одинаковые - у обоих три года. Но Сакик, чтобы меньше колебался - идти или не идти, - 15 миллионов получит сразу, как только подпишет договор.

Евгений РУБИН

из Нью-Йорка

Евгений РУБИН - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке.

Хотя в этой сделке стороны еще не ударили по рукам, я не ошибся, сказав, что Сакик уже оплачивается выше Мессье. Чтобы сохранить его за собой, "Эвеланш" обязан - таково правило в отношении категории игроков, к которой принадлежит Сакик, категории так называемых "ограниченно свободных агентов" - дать ему лучшие условия. Если это не будет сделано, он переходит в собственность "Рейнджерс". А "Эвеланш" в качестве компенсации передается право первого выбора нью-йоркской командой новичка в летнем драфте на ближайшие пять лет. Но как сообщили вчера американские газеты, "Колорадо" готов дать Сакику больше "Рейнджерс", и он скорее всего сохранит верность "Эвеланш" - своей Alma mater, команде, в которой провел все 8 лет, что играет в НХЛ, вместе с которой переехал из канадского города Квебек в американский Денвер и в которой долго капитанствует.

Мне приходит на память виденный так давно, что забыто и название, фильм 50-х годов - эпохи, когда в итальянском кино на смену произведениям неореализма пришли картины о социальных язвах - коррупции, зависимости властей от мафии, аморальных чиновниках. Там был эпизод: представитель крупного капитала является в кабинет к редактору коммунистической газеты и предлагает ему тот же пост в газете, которой владеют его хозяева. Редактор возмущен. "Я не пойду на это даже за миллион лир!" - восклицает он. "Но мы вам и не предлагаем миллион, - возражает пришедший. - Наше предложение - десять миллионов". "Это другое дело", - уже спокойно, деловым тоном отвечает редактор. И соглашается.

Вот ведь и Мессье, который не скрывал, что мечтает завершить свою карьеру в Нью-Йорке, что полюбил этот город и намерен в нем поселится навсегда, который стал членом его высшего общества и которому явно импонировала репутация светского льва, без колебаний променял "столицу мира" на провинциальный Ванкувер. Хотя, казалось бы, ему-то, только за шесть лет, проведенных в "Рейнджерс", заработавшему 36 миллионов, так ли уж важен размер зарплаты? Тем более что и на старом месте он бы не обеднел. Ему предложили: поиграй еще два года за 9 миллионов 200 тысяч долларов - а там видно будет. И все-таки правильно сделал Мессье, приняв предложение "Ванкувера", чего, наверное, не скажешь о персонаже из итальянского фильма. В профессиональном спорте сумма контракта- это, помимо прочего, удостоверение уровня, достигнутого атлетом, его визитная карточка. Никогда и никто в истории "Нью-Йорк Рейнджерс" и "Колорадо" не получал таких денег, какие предлагаются Сакику.

Этот случай заставляет вспомнить поучение, которое во времена моей журналистской молодости не уставали повторять опытные мастера нашего цеха новичкам: первую половину жизни ты работаешь на свое имя, вторую - имя работает на тебя. Прошлый сезон сложился для Сакика трудно: он пропустил из-за травмы 17 матчей. Тем не менее в остальных он забросил 22 шайбы, и 52 забросили с его подач партнеры. Зато годом раньше, когда "Эвеланш" выиграл Кубок Стэнли, эти показатели у Сакика соответственно были 51 и 69. В розыгрыше Кубка он добавил к ним еще 18 голов и 16 передач, а также получил приз как лучший игрок кубкового турнира. Всего же за те 9 лет, что Сакик играет в НХЛ, он забил в регулярных сезонах 307 голов и зарекомендовал себя как хоккеист, блестяще катающийся на коньках, тонкий тактик и обладатель неотразимого кистевого броска. В общем, на свое имя Джо Сакик потрудился доблестно. И вот - отдача.

Агент Сакика сообщил, что его клиента привлекает возможность попасть в "Рейнджерс". Но, не сомневаюсь, в "Эвеланш", где прошла вся его сознательная спортивная жизнь, он тоже остался бы охотно. Хватит ли все-таки средств у денверского клуба сохранить за собой своего капитана? В Колорадо команда чрезвычайно популярна. Но стадион там по американским меркам мал, да и стар. Это последнее обстоятельство не позволяет владельцам сделать то, что делают хозяева большинства клубов, - отгородить лучшую часть самой удобной трибуны и продавать туда билеты по тысяче долларов за штуку.

И все же нельзя назвать сенсацией, что "Эвеланш", ради того, чтобы сохранить Сакика, чье имя привлекает на матчи в Денвере толпы зрителей, пойдет на денежные жертвы. Что предпримет "Рейнджерс", оставшийся без центрфорварда первого звена, в таком случае?

Очевидно, что это место должно быть занято. Вопрос - кем? Выбор совсем невелик. Хоккеистов масштаба Сакика в лиге раз-два и обчелся. Но претендент еще должен быть, как он, центровым, и, как он "ограниченно свободным агентом", т.е. человеком, выслужившим свой контракт и готовым принять новый, с каким сложно было бы тягаться его прежнему клубу.

Исходя из этих ограничений, пресса муссирует две кандидатуры: это Сергей Федоров из "Детройта" и Майк Модано из "Далласа". А в нью-йоркских газетах высказываются еще и другие соображения о том, как укрепить "Рейнджерс", если не удастся приобрести Сакика. Авторы прямо не ссылаются на президента этого клуба, но настаивают на своей осведомленности.

Одно из них - обмен Алексея Ковалева на Александра Могильного, левого края из "Ванкувера", у которого репутация снайпера, награжденного этим даром от природы и уступающего тут разве что первому форварду лиги Бретту Халлу. Авторы этой идеи обосновывают свою идею довольно убедительно. Оба - и Ковалев, и Могильный - "ограниченно свободные агенты". Ковалев, получавший до сих пор 550 тысяч Долларов в год, пока ждет предложений от своего клуба, а тот не спешит, по всей видимости чего-то выжидая. Могильный в прошлом сезоне заработал 4 миллиона 75 тысяч. Но в "Кэнакс" отныне есть Мессье с его шестимиллионным окладом и есть горячий любимец Ванкувера Павел Буре, которому платят 5,5 миллиона. По карману ли "Кэнакс" прокормить сразу трех мультимиллионеров?

Приводятся и дополнительные аргументы. Мессье всегда с энтузиазмом отзывался о Ковалеве, многократно подчеркивал, что без Ковалева не завоевать бы "Рейнджерс" в 1994 году Кубок Стэнли, а значит, будет рад такому партнеру. С другой стороны, Уэйн Гретцки, к которому перешли после ухода Мессье лидерские функции в "Рейнджерс", и Могильный - близкие друзья. Этим летом они едва ли не ежедневно вместе играли в гольф.

Однако пока все это - гипотезы. Осуществятся ли они на деле, хоккейный мир узнает вот-вот. Как и получит ответ на волнующий вопрос: надолго ли останется Джо Сакик самым высокооплачиваемым игроком лиги? Мессье удержался в этом качестве неделю. А Сакик?