ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-98. Отборочный турнир |
Группа 5 |
БОЛГАРИЯ - ИЗРАИЛЬ |
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ, ПРОВЕДЕННАЯ В ЦЕНТРЕ СОФИИ И НА ГОРЕ ВИТОША
Если в школе в течение одного 45-минутного урока, посвященного работе над ошибками, можно с помощью учителя быстренько все поправить, то за промахи, допущенные в обычной жизни, увы, иной раз приходится расплачиваться довольно долго. И вдвойне огорчительно, если за них расплачиваешься и страдаешь не только ты сам, твои близкие и друзья, но и многие совершенно не знакомые тебе люди. Но почему именно сейчас в самолете, возвращающем меня из Софии в Москву, в голову пришли эти невеселые мысли? Ведь, похоже, конфликтная ситуация в болгарском футболе, грозившая перерасти в грандиозный скандал, завершилась, подобно голливудскому триллеру, относительным хэппи эндом. Естественно, не обошлось и без жертв, но все-таки главные персонажи, долго разбрасывавшие камни (а точнее, бросавшие их друг в друга), в кульминационный момент решили, что если сегодня не начать собирать их, то завтра будет поздно. Ведь можно не поспеть на уникальный поезд, который готов отправиться из Софии нынешней осенью и прибыть в Париж следующим летом. И только ради того, чтобы Болгария в седьмой раз была представлена на мировом чемпионате, руководители болгарского футбольного союза (БФС), главный тренер сборной Христо Бонев и ведущие игроки команды Христо Стоичков, Йордан Лечков и Любослав Пенев чуть ли не в один и тот же день напрочь забыли о взаимных упреках и личных обидах. Работа над ошибками, как я убедился, побывав в БФС, расположенном в центре Софии, и на базе ФК ЦСКА, разместившейся на живописной горе Витоша, где ежедневно начиная с субботы болгары готовились к матчу с израильтянами, окончательно закончена. И теперь я нисколько не удивлюсь, если национальный герой Каталонии, нападающий "Барсы" Стоичков признается тренеру сборной, что однажды раз и навсегда выбрал для себя восьмой номер только потому, что под ним играл его кумир детства, атакующий полузащитник пловдивского "Локомотива" Бонев.
Христо СТОИЧКОВ
Представьте себе парк в центре Софии, где под открытым небом в дискотеке "Нерон" проходит презентация спонсора сборной Болгарии - фирмы "Пума". Звучит музыка, и Христо Стоичков (у него с этой фирмой миллионный контракт), подобно популярной топ-модели, демонстрирует достижения современной спортивной моды. Когда он покидает подиум, появляется возможность задать лидеру болгарской сборной несколько вопросов.
- Я рад, что ваши отношения с Боневым наконец-то наладились.
- Между мною и Боневым действительно были разногласия. Но до конфликта дело не дошло, - говорит Стоичков, комментируя события, связанные с его годичным отсутствием в сборной. - Просто некоторые журналисты, видимо, не желавшие мне добра, неверно трактовали мои высказывания. И чтобы впредь подобное не повторилось, я обратился за помощью к заместителю редактора "Пловдивских новостей" Дияну Никифорову, который согласился стать моим пресс-атташе. Я знаю его восемь лет, еще с тех пор, как играл в ЦСКА.
- За это время у вас сменилось немало партнеров. С кем вам игралось наиболее легко?
- В ЦСКА, пожалуй, со всеми. И с Георгием Димитровым, кстати, капитаном нашей сборной на мировом чемпионату в Мексике в 1986 году, и со Стойчо Младеновым, и с Георгием Славковым... Ну а с Любославом Пеневым и Эмилем Костадиновым в клубе, Йорданом Лечковым, Красимиром Балаковым в сборной мы всегда чувствовали друг друга спиной.
-А в "Барселоне"?
- В "Барсе" мне проще всего было контактировать на поле с Лаудрупом, Ромарио, Куманом и Бакеро.
-Вас никогда не раздражала фанатичная любовь каталонских болельщиков?
- Нет, что вы, наоборот. Это абсолютно нормальная вещь. Больше того, я бы добился как игрок гораздо меньшего, если бы не чувствовал горячую поддержку не только испанских, но и болгарских поклонников Стоичкова.
-На футбольном поле вам приходилось соперничать со многими звездами. А правда ли, что вы заключили пари с Мерлин Отти с Ямайки: кто из вас выиграет стометровку?
- Это правда. В последнюю неделю декабря и я, и Мерлин будем свободны. Тогда и устроим предновогоднее состязание.
-Вы, вероятно, полагаете, что новый главный тренер "Барсы" Луи ван Галь сумеет к этому времени подготовить вас наилучшим образом. Кстати, вы не могли бы сравнить бывшего тренера каталонского клуба Бобби Робсона с нынешним?
- Мне бы не хотелось их противопоставлять друг другу.
-Ну не секрет, что уже сейчас у вас возникли кое-какие проблемы с голландским тренером, который на первой же тренировке заявил, что футболисты должны беспрекословно подчиняться его указаниям, касающимся даже того, какое количество жидкости игрок может себе позволить после тренировки. И тогда вы ответили ему: "Я пятнадцать лет в футболе и сам могу решать, когда и сколько воды мне пить".
- По-моему, из этого проблему делают только те, кто хочет мутить воду в "Барселоне".
-Раз уж речь зашла о тренерах, то кому из них вы больше всего обязаны тем, что стали великим игроком?
- Я благодарен своему первому тренеру Огняну Атанасову и всем его коллегам, которые встречались на моем пути и помогали мне преодолевать различного рода трудности. В том числе и Атанасу Узунову, у которого я играл 12 лет назад в заводской пловдивской команде, после того как меня и еще нескольких футболистов пожизненно дисквалифицировали из-за потасовки, устроенной в тоннеле стадиона по окончании матча "Левски-Спартак" - ЦСКА-Септемврийско Знаме.
-Между прочим, до сих пор на матчах сборной Болгарии болельщики ЦСКА и "Левски" скандируют почему-то название своих клубов.
- На матчах с участием нашей сборной болельщики независимо от клубных симпатий и антипатий должны объединиться в одно целое - как одна команда. И мне будет особенно приятно, если это произойдет уже в среду, когда мы встретимся с израильтянами.
-Насколько хорошо вы знакомы с ближайшим соперником болгар?
- Христо Стоичков перед тем или иным матчем не интересуется, как играют соперники. Меня волнует, как будем играть мы. Но это не значит, что я совершенно незнаком с израильской сборной. Я видел некоторые ее матчи и хочу поделиться своими впечатлениями с Боневым.
-Как, на ваш взгляд, сложится этот матч?
- Никто из нас не думает, что матч с Израилем будет легким. Ведь лучшие игроки израильской сборной тоже выступают в западных клубах и наверняка имеют четкое представление, как на футбольном поле нужно добиваться поставленной цели. Не стоит забывать, что для соперников это последний матч в группе и они все поставят на победу. В этом смысле игра против израильтян мне представляется даже более сложной, чем против России в Софии 10 сентября. А в целом это будет трехчасовое сражение не на жизнь, а на смерть.
-Что для вас лично особенно важно в преддверии таких матчей?
- Самое главное, чтобы люди, которые имеют прямое отношение к национальной сборной, помогли создать в команде и вокруг нее нормальную обстановку. Только когда у тебя возникает спокойствие на душе, ты можешь полностью сконцентрироваться на игре и, выплеснув на поле все свои эмоции, предстать перед публикой таким, каким тебя хотят видеть.
-Вероятно, все ваши мысли с того момента, как вы появились в софийском аэропорту в прошлый четверг, прилетев из Барселоны после матча со "Сконто", заняты предстоящей игрой с израильтянами?
- Не совсем. По крайней мере когда в 15.30 я встретился в аэропорту с журналистами, то сразу же попросил их поздравить через прессу и телевидение Светку Димитрову с серебряной медалью в беге на сто метров с барьерами на чемпионате мира в Греции. А кроме того, пожелал скорейшего возвращения в сектор для прыжков в высоту моей давней подруге, рекордсменке мира Стефке Костадиновой. Конечно же, тогда не обошлось без вопросов по поводу матча с израильтянами. "Я приехал в Софию из Барселоны с тремя очками и уверен, что увезу из нашей столицы в столицу Каталонии 21 августа тоже три очка", - сказал я в аэропорту.
Прежде чем расстаться, я поздравил Стоичкова с дипломом тренера, который ему был вручен в субботу Национальной спортивной академией Болгарии.
- Я мог бы получить специальное образование в Испании или Италии. Но предпочел это сделать у себя на родине, где также немало преподавателей очень высокого уровня, - пояснил Стоичков.
Любослав ПЕНЕВ
Представьте себе модный софийский бар под названием "Валенсиана" с эмблемой испанского клуба на входе и мечущегося за стойкой бармена и хозяина заведения по имени Любослав Пенев. Он был настолько занят, что, если бы я не представлял "СЭ", который Любо в этот день в газете "Семь дней спорта" сравнил по популярности с "Марко" в Испании, никакого разговора у нас бы не получилось.
-Когда мы встречались в последний раз, а было это в середине мая в Овьедо и Сантьяго-де-Компостела, вас по-прежнему терзали сомнения: возвращаться или не возвращаться в национальную сборную? Что же предопределило ваш выбор?
- Костяк этой сборной был создан шесть-семь лет назад. И с тех пор мы были счастливы всякий раз не только, когда побеждали, но и когда просто встречались в национальной команде. И в нынешней непростой ситуации верх взяла наша дружба. Сегодня мы мечтаем только о том, чтобы поехать во Францию.
-Но для этого вам необходимо как минимум успешно сыграть против израильтян, которых вы не всегда побеждали...
- Да, теперь приходится сожалеть о поражении на старте турнира в Тель-Авиве. Я, правда, не играл в тот день, но знаю, что хотя бы очко мы должны были увезти из Израиля. Я ведь следил за выступлениями сборной, даже когда меня исключили из ее состава.
-А помните, когда в отборочном матче чемпионата мира вы в Софии сыграли с израильтянами - 2:2. Может быть, тогда вы недооценили соперника?
- Нет-нет, что вы. Сборная Израиля достойный соперник. Но в той игре мы должны были забить четыре гола, а забили только два. Впрочем, в конце матча Розенталь едва не послал третий мяч в наши ворота.
-Не боитесь, что история повторится и вам придется довольствоваться лишь очком?
- Нет. Мы все проникнуты мыслью, что если выиграем два ближайших матча - у Израиля и России, то попадем в финал чемпионата мира. Сколько забьем и сколько пропустим - не важно. Пусть даже, как говорит Стоичков, победный мяч 20 августа будет забит нами на 1-й минуте, а 10 сентября на 93-й. Главное, что эти голы принесут нам шесть очков.
-На ваш настрой не повлияет напряженная ситуация в руководстве болгарского футбола и приближение внеочередного съезда БФС, на котором оппозиционеры постараются "совершить переворот"?
- Ни в коем случае. Во-первых, у сборной ясные цели и мы знаем, чего хотим. Во-вторых, съезд происходит в зале, а мы играем на поле. Как футболист-профессионал буду соблюдать нейтралитет. Полагаю, что руководство БФС решит свои проблемы без нашего участия.
-Что касается матча Болгария - Россия, то я надеюсь, что он пройдет не без участия двух игроков "Компостелы" Любослава Пенева и Дмитрия Попова.
- Я тоже на это надеюсь. И мы в шутливой форме с Дмитрием обсуждаем предстоящую игру. Мы с ним одноклубники и друзья. Но когда 10 сентября окажемся на поле стадиона "Васил Левски", это не будет иметь никакого значения. Каждый из нас будет защищать интересы своей страны. А после матча независимо от результата снова пожмем друг другу руки.
Йордан ЛЕЧКОВ
Представьте себе софийский аэропорт и Йордана Лечкова в окружении журналистов. Самый веселый человек в болгарской сборной. Беседуя с газетчиками, остается верен себе, хотя не спорит, что и в каждой его шутке есть доля правды. Как бы то ни было, а настроить Лечкова на серьезный лад оказалось делом непростым.
-Как вы себя чувствуете?
- Замечательно. Ведь в "Бешикташе", моем новом клубе, прекрасное питание.
-Значит, вам нравится в Турции?
- В Турции меня встретили хорошо, хотя я не прочувствовал до конца отношения к себе фанов "Бешикташа". Да это и неудивительно, ведь я сыграл там всего лишь два матча. Надеюсь, что вместе со своим партнером по сборной, полузащитником Златко Янковым, который не первый сезон проводит в Турции, мы поможем "Бешикташу" достойно выступить в национальном чемпионате и в Лиге чемпионов.
-Вы предполагали, чти сборная Израиля вклинится в спор за путевку на мировой чемпионат?
- Да. Для меня с самого начала было очевидно, что три команды - Болгария, Россия и Израиль - будут претендовать на первое место. Рассчитываю, что после 20 августа претендентов останется только двое, а после 10 сентября это число сократится еще в два раза.
-Ваше мнение о сборной Израиля и сборной России.
- И та, и другая - достаточно хорошие команды. Но если против израильтян мне доводилось играть прежде, то против русских - никогда. Впрочем, однажды, когда я защищал еще цвета команды "Сливец", мы встречались с минским "Динамо". Но это было в давние времена, когда Белоруссия входила в состав Союза.
Христо БОНЕВ
Представьте себе футбольное поле, окруженное горами и густым лесом. Это база ЦСКА в местечке Панчарево. Христо Бонев играет в подвижный квадрат и ни в чем не уступает своим подопечным. Не берусь судить о кондиции игроков, но то, что главный тренер в хорошей форме, - очевидно для всех.
-Можно ли утверждать, что все организационные трудности в болгарской сборной остались позади?
- Безусловно. Никаких проблем ни с одним игроком. Поэтому настроение вдвойне бодрое. И еще я исключительно доволен тем, что игроки прибыли на сбор в хорошем тонусе и, что не менее важно, вовремя. За исключением Ивайло Йорданова, который вынужден был из Тель-Авива, где он играл за "Спортинг", сначала лететь в Лиссабон, а затем в Софию. Да, все проблемы сняты, и с возвращением наших звезд в сборной, по-моему, окончательно установился "добрый климат". Серьезность предстоящего матча с Израилем и ситуация в группе заставили игроков пересмотреть свое отношение ко многим вещам, забыть о мелких ссорах и раздорах. Все думают только об одном - как победить в среду.
-У вас достаточно информации о ближайшем сопернике?
- Более чем. Мы хорошо знаем команду Израиля, ее сильные и слабые стороны. Мой помощник Колев видел недавно матч израильтян против сборной Белоруссии, в котором наши соперники победили - 3:2 и выглядели впечатляюще.
-А удалось ли вам в этот короткий срок оценить состояние ваших игроков?
- За пять дней, которые отпущены ФИФА для подобного сбора, это сделать очень нелегко. Ведь почти все наши футболисты выступают за рубежом. Но я убежден, что те одиннадцать игроков, которые выйдут 20 августа на поле, отдадут для победы все, что у них есть. И не столь важно, кто именно попадет в число этих одиннадцати.
-Вслед за матчем с Израилем вам предстоит встреча с российской сборной. Ваше впечатление о российском футболе?
- Увы, я знаком с ним гораздо хуже, чем с советским, свое время ваш футбол был мирового класса.
-Я помню, как вы играли против сборной СССР.
- Играл, и неоднократно. У меня с тех пор в бывшем Союзе немало друзей - Мунтян, Пшеничников, Стрельцов, Яшин. Увы, Стрельцова и Яшина уже нет среди нас.
-Какой матч против советской команды вам особенно запомнился?
- Прощальный матч Льва Яшина в конце мая 71-го года в Лужниках. И я был искренне рад, когда Лев приехал в Софию в 85-м году на мою прощальную игру. Он, правда, участия в ней не принял, но как почетный гость и очень уважаемый в Болгарии человек вышел на поле, чтобы поприветствовать публику, а та ответила шквалом аплодисментов.
-С нынешним поколением российских футболистов вы, вероятно, знакомитесь с помощью телевидения?
- Да, я смотрю ваш футбол по российским каналам ТВ. И у меня есть много видеозаписей с играми вашей сборной.
-В современном футболе, когда встречаются приблизительно две равные по силам команды, такие, как Болгария и Россия, какой, на ваш взгляд, фактор может оказаться решающим?
- Дух! Дух футболистов!
-А тренерский дух?
- Тренер играет в этом случае очень маленькую роль, - сказал Бонев по-русски и рассмеялся.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Недельного пребывания в Софии вполне достаточно, чтобы понять, насколько непростой жизнью живет сегодня Болгария. Лица людей на улицах, в трамваях и троллейбусах озабочены, но не озлоблены. И водители такси на 408-х "Москвичах", ижевских "Комби" и стареньких "Жигулях" приветливы и любезны.
Болгары вообще бережно относятся к тому, что у них есть. Иначе не сумели бы они сберечь и свою футбольную сборную, игроки и тренеры которой, преодолев черные для себя дни, сегодня вправе сказать: "Мы - команда!"
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ
София - Москва