"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" ФУТБОЛ |
ВЕЛИКИЕ ВОЛОСАТЫЕ
КИМ ЧЖУ СЕН - АЗИАТСКИЙ КРОЙФ |
Среди футболистов азиатского региона сверхпатлатые прически - чрезвычайно большая редкость. Тем не менее самый авторитетный из ныне действующих игроков этого континента также принадлежит к этой специфической категории. Речь идет о корейском полузащитнике Ким Чжу Сене. Поскольку для российского болельщика азиатский футбол - во многом тайна за семью печатями, имя этого игрока попадает на страницы нашей прессы лишь от случая к случаю, да и то мельком. Между тем в масштабах региона он - всеми обожаемый кумир. Трижды подряд - с 1989 по 1991 год - Ким завоевывал трофей лучшего игрока Азии, и каждый раз церемония его награждения проходила с большой помпой, на переполненном стадионе в Сеуле. И трижды он со сборной Кореи ездил на чемпионаты мира - в Мексику, Италию и США. Правда, в звезду мирового масштаба ему вырасти так и не довелось. Но почти наверняка Ким Чжу Сен выступит и в следующем году во Франции - ведь его позиции в сборной по-прежнему выглядят незыблемыми, а Корея - бесспорный фаворит в своем регионе и вряд ли не пройдет через отборочное сито. Футболистов, сумевших выступить на четырех чемпионатах мира, за всю историю футбола было очень мало - всего около десятка. И наиболее вероятным кандидатом пополнить эту компанию во Франции (наряду с испанским вратарем Субисарретой) является именно Ким Чжу Сен, которому в будущем году исполнится только 32.
В Корее футбол довольно своеобразен: здесь нет клубов в традиционном понимании этого слова - есть только команды школ, университетов и фирм. Вот и в послужном списке Кима значатся выступления сначала за университет Чусана (провинция Кванчжу) - с 1983 по 1987 год, а затем за корпорацию "Дэу Ройялс", команда которой базируется в Пусане. Правда, в 1992 году этот игрок отправился искать счастья в германскую бундеслигу, в "Бохум". Но второго Бум Кун Ча из него не получилось - в отличие от своего великого земляка-предшественикого, сделавшего великолепную карьеру во франкфуртском "Айнтрахте" и леверкузенском "Байере", Ким не прошел проверку и был довольно быстро отправлен назад.
По его собственным словам, идея отрастить длинные волосы, что несвойственно для стриженных "под одну гребенку" корейцев, пришла ему в голову, когда сборная Кореи (за которую он выступает с 19-летнего возраста) готовилась к Олимпиаде 1988 года у себя на родине: "Я думаю, что профессиональный футболист должен не только совершенствовать свое мастерство, но и заботиться о своем внешнем виде, чтобы быть легко узнаваемым всеми, даже людьми, далекими от футбола. Я совсем не против, если какой-нибудь мальчишка, увидев игрока с развевающимися локонами, скажет: "О, это Ким Чжу Сен!" Меня будут помнить не только по моим чисто футбольным достижениям, но и благодаря прическе". Ким не отрицает, что в Корее, стране, где свято чтят традиции, на его "своеволие" некоторые смотрят косо: "Но я же усердно тренируюсь и неплохо играю и, в конце концов, имею право смотреть на вещи по-своему", - как бы оправдывает он себя.
Коренным поворотом в своей карьере Ким Чжу Сен считает чемпионат мира 1986 года: "Когда я отправлялся в Мексику, то не только не имел ни малейшего понятия о манере игры, свойственной европейским и южноамериканским командам, но даже не знал имен лучших игроков мира. На том чемпионате я на все смотрел широко раскрытыми глазами и приобрел неоценимый опыт, особенно после встреч с такими соперниками, как Италия и Аргентина. Если бы мы почаще играли с командами такого уровня, а не тратили бездарно время на встречи со сборными Макао или Филиппин, от которых нам нет абсолютно никакого проку, Корея бы уже сейчас принадлежала к категории сильнейших команд мира. Помните, как в 1994 году в США мы заставили паниковать во втором тайме самих чемпионов мира - немцев, которые едва удержали минимальную победу? Не имей мы несчастье находиться в самом отсталом в футбольном отношении регионе, наши успехи были бы куда значительнее - мы бы вполне могли побеждать и немцев, и бразильцев".
Своим кумиром в футболе Ким Чжу Сен считает Йохана Кройфа: "Он играл так, как хотел бы играть я, - если бы имел такой же талант. Непосредственно на поле я его не видел, не застал по возрасту. Но видеокассет с его играми у меня множество, и я до сих пор ими засматриваюсь. Наверное, что-то из увиденного я впитал в себя, раз во время одного из наших европейских турне услышал, как кто-то из экспертов воскликнул: "Да это же тот футбол, в который играли Кройф и компания в 70-х!"
Клаудио КАНИДЖА - ВОЛОСАТЫЙ "ДИССИДЕНТ" |
Около двух лет назад в сборной Аргентины произошел довольно своеобразный скандал, получивший широкую огласку в футбольном мире. Тренер Даниэль Пассарелла, занятый мучительными поисками причин не очень убедительной игры его подопечных, нашел корень зла в... длинных шевелюрах, которые носили многие из них. И поставил ультиматум: или место в сборной, или локоны - одно из двух. Хотите и дальше представлять честь страны - будьте добры пожаловать в парикмахерскую. Игроки по-разному отреагировали на приказ Пассареллы. Послушные ребята - такие, как Габриэль Батистута, - погоревали-погоревали и сделали так, как велел наставник: отправились к цирюльнику и расстались со своими гривами. Батистуту, кстати, такое проявление лояльности все же не спасло - он действительно сохранил за собой место в сборной, но ненадолго. Прошло всего несколько месяцев, и Пассарелла его, теперь уже коротко стриженного, все равно вычеркнул из своего списка - по мнению тренера, Батигол перестал выдерживать конкуренцию с другим, более молодым, форвардом Эрнаном Креспо.
Но были и футболисты, посчитавшие требование Пассареллы проявлением самодурства и наотрез отказавшиеся выполнять его. И в самом деле Пассарелла посягнул чуть ли не на национальную святыню: ведь пышные копны волос игроков были "фирменным знаком" сборной Аргентины на протяжении трех последних десятилетий - от поколения Айялы до поколения Батистуты. И ему ли, Пассарелле, капитану сборной, завоевавшей золото чемпионата мира в 1978 году, не помнить, какие прически были у его тогдашних партнеров - Кемпеса, Луке, Тарантини и других?! Напрашивается вопрос: если "патлатые" выиграли самый престижный в мире трофей, то как вообще можно "наезжать" на эту деталь внешнего вида?
Самым видным представителем тех кто не подчинился тренеру и перешел, таким образом, в стан "инакомыслящих", стал Клаудио Каниджа. Да и трудно было от него ожидать чего-то другого, учитывая непокорный нрав, которым он отличался еще с юных лет и который доставил ему столько неприятностей.
Каниджа родился в небольшом городке Хендерсон в 300 километрах от Буэнос-Айреса. В детстве и отрочестве гонял мяч на улице, играл за дворовые и школьные команды. Его талант долгое время оставался вне поля зрения скаутов профессиональных клубов, и только в 18-летнем возрасте он наконец попался на глаза Эктору Родольфо Вейре, в те годы возглавлявшему "Ривер Плейт". Вейра был потрясен жаждой борьбы и страстью всегда и везде побеждать, свойственными юноше. И чтобы бриллиант получил достойную огранку, Вейре пришлось проявить немало терпения. В сезоне-85/86, первом для "Кани" на большом уровне. "Ривер Плейт" стал чемпионом страны. Клаудио провел лишь один матч, но благодаря успеху клуба его имя также стало известно широкому кругу болельщиков и специалистов. А в следующем сезоне его своеобразная манера игры и бурный темперамент уже привлекли повышенное внимание, хотя высокой результативностью этот форвард похвастать не мог (3 гола в 24 матчах). Последнее обстоятельство не послужило помехой для призыва Каниджи в сборную, дебют в которой у него пришелся на 10 июня 1987 года в матче против Италии в Цюрихе.
Вскоре обнаружилось, что в сборной Каниджа действует более результативно, чем в своем клубе, где он и в сезоне-87/88 забил лишь 5 голов в 26 играх. Карлос Билардо поставил его в основной состав на Кубке Америки-87, где он приглянулся наблюдателям итальянской "Вероны".
В Италии "Кани" пришлось несладко: беспощадные защитники сразу взяли его в оборот - дело кончилось тяжелым переломом в январе 1989 года. За "Верону" он забил только три гола в 21 матче, но в следующем сезоне (89/90), оправившись от травмы и перейдя в "Аталанту", повысил свою результативность (8 мячей в 31 игре). К чемпионату мира в Италии он подошел в прекрасной форме и на полях, к которым успел привыкнуть, проявил себя ярким пятном на фоне на удивление безликой аргентинской сборной, которой, впрочем, страшно везло и которая ни шатко ни валко добралась до финала. Помимо блестящей техники и эффектного гола, забитого бразильцам в 1/8 финала при немалой помощи Марадоны, Каниджа оставил яркое впечатление и своей оригинальной прической, практически не имеющей аналогов в футболе. А на представительниц слабого пола его ангельское личико, окаймленное двумя прядями волос, связанными на затылке, и вовсе производило неотразимое впечатление. По данным социологического опроса, проведенного среди женщин и девушек, Каниджа с большим отрывом победил в своеобразном конкурсе на звание самого сексуального футболиста Италии-90. Видимо, поддался очарованию Каниджи и сам Диего Марадона, ибо эта пара, оказавшись в середине 90-х годов в одном клубе ("Бока Хуниорс"), переходила во время празднования забитых голов всяческие границы приличия.
Кроме всего прочего, на чемпионате мира 1990 года Каниджа побил все рекорды по числу заработанных на себе фолов: на защитников команд-соперниц его "сексуальный" внешний вид, видимо, действовал совсем по-другому - как красная тряпка на быков. Но вот ведь ирония судьбы: заставив соперников получить огромное количество желтых и красных карточек, "Кани" и сам к финалу получил два "горчичника", из-за чего вынужден был пропустить самый главный матч. Может быть, его непредсказуемых действий аргентинцам в финале и не хватило.
Карлос ВАЛЬДЕРРАМА - "БЕЛЫЙ ГУЛЛИТ" |
Огромная слегка рыжеватая копна курчавых волос Карлоса Вальдеррамы стала чем-то вроде символа колумбийской сборной. Как и десять лет назад, в свои нынешние 36 лет он по-прежнему держит в руках нити игры одной из сильнейших национальных команд Южной Америки и сдавать свои позиции, судя по всему, не намерен.
Первой командой Вальдеррамы был "Унион Магдалена" из его родного города Санта-Мария. Его семья была исключительно спортивной. Без всякого преувеличения из многочисленных родственников Вальдеррамы разных поколений, каждый из которых выступал за названный клуб, можно было бы составить целую сборную! Судите сами: за "Магдалену" в разное время играли, кроме самого Карлоса, два его брата - Алан и Рональд, отец Харичо и шестеро (!) дядей - Того, Хусто, Аурелио, Диди (это, конечо, кличка), Хулиан и Мигель. Но только Карлос сумел достичь на футбольном поприще больших высот.
В 1984 году его купил один из сильнейших клубов Колумбии "Мильонариос". Но связанные с ним надежды не оправдались, и вскоре пришлось сменить команду - Вальдеррама оказался в "Депортиво Кали". В 1987 году он стал одним из главных открытий Кубка Америки, где колумбийцы впервые громко заявили о себе: заняли престижное третье место, сенсационно обыграв Аргентину в утешительном финале - 2:1. Этот был не только командный, но и личный триумф пышноволосого капитана, обнаружившего высокое искусство обращения с мячом. В одночасье Вальдеррама стал весьма популярной личностью в Южной Америке. Его нестандартный облик замелькал во всевозможных рекламных роликах. А вскоре он был признан лучшим футболистом года на континенте. Кстати, Вальдеррама является автором уникального достижения: во всех играх за сборную - а их число подходит к сотне - он неизменно выходил на поле с капитанской повязкой. Этот факт действительно не имеет аналогов в мировом футболе.
В 1988 году Вальдерраме подошел срок попробовать себя в европейских клубах. Его за 644 миллиона песо приобрел французский "Монпелье". Три сезона, проведенные в нем, не принесли Вальдерраме особых дивидендов. В 1990 году "Монпелье" выиграл Кубок Франции, но без колумбийца, который был удален в полуфинальном матче с "Сент-Этьеном" и вследствие этого дисквалифицирован. И уж подавно провальным стал сезон-91/92, проведенный Вальдеррамой в испанском "Вальядолиде". Хозяева этого клуба вознамерились сделать "маленькую Колумбию", пригласив вместе с Вальдеррамой двух его партнеров - Альвареса и Игиту, а также тренера Матурану Колумбийцы тогда были в моде: они оставили приятное впечатление на чемпионате мира в Италии. Именно после этого турнира Вальдерраму стали называть "Белым Гуллитом", хотя это сравнение несколько некорректно, поскольку колумбиец на год старше голландца: скорее уж Гуллит - "черный Вальдеррама".
Не найдя признания в Европе. "Белый Гуллит" вернулся на родину, где выступает сейчас за "Индепендьенте" из Медельина (на один год отлучался в США, где с успехом поиграл в новорожденной лиге MLS). До него сильнейшим футболистом Колумбии всех времен считался Веллингтон Ортис. Но Вальдеррама, по всеобщему мнению, вытеснил его с Олимпа.
Ален СУТТЕР - ШВЕЙЦАРСКИЙ НАРЦИСС |
Из современных европейских футболистов обладателем наиболее длинной шевелюры, по-видимому, можно считать швейцарца Алена Суттера. На вопрос, что побудило его отрастить ее, Ален отвечает просто: "В один прекрасный день мне захотелось узнать, как я буду выглядеть, если перестану стричься. Вот и все". Судя по тому, что длинные волосы он так и не состриг, приобретенный облик его полностью удовлетворил. Шевелюра служит теперь ему напоминанием о периоде "нарциссизма", пережитом в юношестве. Суттер не постеснялся признаться, что прежде его любимым занятием было смотреть на самого себя в зеркало. Поначалу, по его собственным словам, зрелище доставляло ему мало удовольствия: уж больно худосочной была фигура. Чувствуя себя ущербным и комплексуя по этому поводу, Суттер занялся бодибилдингом. По мере того, как тело наливалось мышцами, отражение в зеркале доставляло ему все большее удовлетворение. Следующим этапом "аутоэротизма" Суттера было увлечение фотографированием самого себя в культуристских позах.
Но теперь это все в далеком прошлом. Избавившись от юношеских пристрастий. Ален переключился на Футбол и очень быстро добился в нем солидных успехов. Уже в 17 лет он дебютировал в сборной Швейцарии, однако в 20 у него наступил кризис: сказалось перенапряжение, вызванное выступлением сразу на нескольких фронтах (его клубы - сначала "Янг Бойз", а затем "Грассхоппер" - регулярно играли в еврокубках).
Пиком в карьере Суттера стал чемпионат мира в США, где во многом его усилиями швейцарцы сумели выйти из довольно сильной группы. Суттер был признан одним из главных открытии чемпионата, и ему начали предрекать будущее звезды. Однако продолжения не последовало: в "Баварии" Ален проявить себя не смог, вынудив руководство этого клуба продать экс-героя во второсортный "Фрайбург".
Игорь ГОЛЬДЕС
СИМВОЛИЧЕСКАЯ СБОРНАЯ ВОЛОСАТЫХ ВСЕХ ВРЕМЕН. Вариант "СЭ" |
ИГИТАКолумбия, ГУЛЛИТГолландия, ЛАЛАССША, КУЭЛЬЯРМексика, СТРЕМБЕРГШвеция, ВАЛЬДЕРРАМАКолумбия, CУTTЕPШвейцария, АЙЯЛААргентина, КИМ ЧЖУ СЕНКорея, КАНИДЖААргентина, БЕСТСев.Ирландия.