Газета Спорт-Экспресс от 22 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 августа 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

РОССИЯ - ЮГОСЛАВИЯ - 0:1

Александр КУЗЬМИН

из Санкт-Петербурга

Когда диктор стадиона "Петровский" по ходу матча объявил, что лучших игроков встречи в обеих командах предстоит определить Никите Симоняну, из ложи VIP, которая чуть выше журналистской, донеслась саркастическая реплика самого Никиты Павловича, обращенная к давнему своему соратнику до руководящему штабу сборной СССР Юрию Морозову: "Предупреждать надо, Юрий Андреевич!"

Симонян словно предчувствовал, что сама игра не даст ему возможности выделить наиболее достойных ее участников. И совсем уж удивительной выглядела фраза, сказанная Симоняном ровно за пять минут до окончания матча, который уверенно катился к нулевому итогу: "Дай-то Бог, чтобы наши не проиграли!" Через две минуты после этого Ахрик Цвейба уронит в штрафной Зорана Йовичича, и Славиша Йоканович хладнокровно переиграет с 11-метровой отметки Сергея Овчинникова. Наверное, именно этот точный удар капитана югославской сборной склонил в его пользу выбор, Симоняна. Другим лауреатом стал еще один капитан - россиянин Виктор Онопко.

Югослав получал свой "шарповский" телевизор с нескрываемым удовольствием, охотно позируя репортерам. Зато Онопко для того, чтобы получить видеокамеру "Панасоник", пришлось пересекать зеленый прямоугольник поля под негодующий свист трибун и крики "Позор!". Питерские болельщики, в течение 13 последних лет лишенные возможности воочию наблюдать за игрой главной команды страны, вымещали свое раздражение, вызванное бесцветным ее выступлением, на единственном игроке, остававшемся в пределах досягаемости.

Естественно, капитан сборной России Виктор Онопко был огорчен:

- Конечно, неприятно, когда тебя освистывают. Но зрителей можно понять - мы не сумели порадовать их удачной игрой. В ходе же самого матча петербургские болельщики горячо поддерживали нашу команду, и хочется выразить им искреннюю благодарность за это.

На послематчевой пресс-конференции львиная доля вопросов была адресована, естественно, выглядевшему очень огорченным Борису Игнатьеву. Впрочем, не остался без внимания и наставник югославской сборной Слободан Сантрач, оказавшийся весьма остроумным собеседником.

ИГНАТЬЕВ УДИВЛЯЕТСЯ, КАК МОЖНО БЕЖАТЬ С МЕШКОМ ПЕСКА НА ПЛЕЧАХ?!

- Прежде всего я хочу поздравить своего югославского коллегу с победой, - начал Борис Игнатьев. - Первый тайм мы, считаю, провели совсем неплохо, имели некоторое территориальное преимущество, больше контролировали мяч. К сожалению, при этом совершенно не клеилась игра в атаке. Мы сейчас неустанно ищем варианты атакующего тандема, меняем сочетания, пробуя Колыванова, Симутенкова, Бесчастных и Черышева в разных связках. Могу сказать, что на сегодняшний день картина, увы, пока далека от желаемого.

Вторые таймы двух наших матчей - в понедельник в Москве и сегодняшний в Петербурге - оказались чуть ли не близнецами. И в том, и в другом случае наша команда после перерыва просто встала. Это говорит о том, что физическое состояние футболистов очень плохое. Группа легионеров не имеет должной игровой практики, поскольку сезон у них начнется только 31 августа. Те же футболисты, что играют в России, заметно утомлены.

Многие клубные тренеры российских команд настоятельно просили меня не задействовать по максимуму их футболистов, ибо в период с 23 по 27 августа им предстоят важные матчи. Конечно, сейчас, образно выражаясь, нам нужно "думать вперед". Ведь времени до первой игры с болгарами в Софии осталось в обрез. Как привести в чувство игроков? Как сделать, чтобы футболисты вновь почувствовали вкус к игре, чтобы они "побежали"? Сейчас же создалось малоприятное впечатление, что они вышли на поле с мешком песка на плечах.

Безусловно, нам бы очень помог Радимов. Увы, травма вывела его из строя. Сыгравший же в центре Косолапов выглядел усталым. Вследствие этого в нашей игре не было, говоря футбольным языком, "вязи". Да, мы неплохо контролировали мяч, но острых продолжений атаки практически никто не предлагал.

-Среди представителей питерской прессы упорно муссируется слух, что главный тренер "Зенита" Анатолий Бышовец, дескать, не прочь возглавить сборную в случае, если ее нынешние неудачи будут продолжаться. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Совершенно неожиданный для меня вопрос. Ничего не могу ответить на сей счет. Спросите лучше у самого Анатолия Федоровича.

-Тогда прокомментируйте недавнее заявление форварда немецкого "Бохума" Сергея Юрана о том, что он отказывается выступать за сборную России.

- Знаете, что меня больше всего удивляет? Играет, скажем, футболист в российском первенстве. И неплохо играет. Так к нему никто почему-то не обращается с вопросом: а что это ты, имярек, не играешь за сборную?! Стоит же игроку уехать за рубеж, и к его персоне сразу же возникает жгучий интерес прессы - почему нет вызова в сборную? Теперь непосредственно о Юране. Мы переговорили с ним, очертили круг вопросов. После чего абсолютно неожиданно для меня было сделано его заявление для прессы об отказе выступать за сборную России. Почему оно было сделано? Возможно, кому-то было выгодно, чтобы оно прозвучало. Здесь можно вернуться и к предыдущему заданному мне вопросу, можно провести определенную аналогию с тем, как в свое время убирали Садырина. Ох, и любим же мы все это закрутить!

-Борис Петрович, за то время, что вы руководите сборной, создалось впечатление - по крайней мере чисто внешнее, - что вы постарели как минимум на пять лет. В тягость ли вам эта работа или, напротив, она приносит вам удовольствие?

- Удовольствие она, безусловно, приносит. Разве такая работа может быть в тягость? Другое дело, что у нас чрезвычайно сложно работать. Клубному тренеру куда проще. А мы - в самом фокусе внимания. Должна сборная выигрывать, и все тут! А фундамент-то у здания слабый, футбол наш, считаю, нынче невысокого уровня.

Что меня обескураживает больше всего? Поведение некоторых "друзей", в том числе и из прессы. Сегодня, пока ты побеждаешь, он тебе добрый приятель. Завтра, когда последует поражение, он с нескрываемым удовольствием вытрет о твою спину ноги, а послезавтра - после победы - глядишь, опять числится в друзьях.

Меня, честно говоря, удивило, также и огорчило не слишком большое число зрителей на трибунах. Возможно, в Питере установилось такое отношение к сборной. Ведь когда я прошлой осенью присутствовал на золотом матче "Спартак" - "Алания", на "Петровском" царила совсем иная атмосфера.

-Вы были не прочь сыграть товарищеский матч сборной в Петербурге. Теперь, после поражения, не пожалели ли вы о принятом решении?

- Нисколько. А почему, собственно, я должен был об этом пожалеть? Приняли нас прекрасно, создав все необходимые условия для проживания и подготовки. Газон на "Петровском" просто замечательный. Вот только сыграть удачно это нам, увы, не помогло.

САНТРАЧУ ЗНАКОМЫ ВСЕ НАШИ ПРОБЛЕМЫ

- Перед игрой у нас было много трудностей, - посетовал главный тренер югославов Слободан Сантрач. - Во-первых, отсутствовали три ключевых игрока - Синиша Михайлович, Предраг Миятович и капитан команды Драган Стойкович. Миятович занят подготовкой в составе "Реала" к Королевскому кубку Испании, Михайлович травмирован, а Стойковича не отпустил его японский клуб. К тому же с травмами прибыли на сбор Альберт Надь и Владимир Югович. Надь вообще не смог играть, а Югович смог выдержать только один тайм.

-А почему остался в запасе полузащитник "Милана" Деян Савичевич?

- Он также, буквально в понедельник, получил травму на последней тренировке в Милане перед отъездом в Белград. К тому же его психологическое состояние сейчас оставляет желать лучшего. (Савичевич, действительно, резко отличался меланхоличным настроением от своих живо интересовавшихся красотами Петербурга товарищей, а на вопрос о своих дальнейших планах грустно ответил, что "не видит для себя места в составе "Милана". - Прим. А.К.)

Мы очень рады сегодняшнему успеху. И это не дежурная фраза. Ведь матчи со сборными Советского Союза, а впоследствии России всегда складывались для нас, югославов, тяжело. Эта победа - отличное психологическое подспорье для моих игроков. Я верю, что мы пробьемся в финальную стадию чемпионата мира во Франции. Аналогичного успеха от всего сердца желаю и вам. Надеюсь, что наши сборные встретятся в будущем году еще раз - там, во Франции.

-Недавно один из потенциальных форвардов сборной России Сергей Юран отказался за нее выступать. Возможна ли подобная ситуация в вашей команде?

- О чем вы говорите! Даже тогда, когда наша сборная была отлучена от мирового футбола в результате известных санкций на долгих четыре года, все ведущие игроки платили из собственного кармана, чтобы приезжать в Югославию на сборы и играть в составе команды неофициальные матчи. Все ребята горят желанием вернуть Югославии ее законное место в элите мирового футбола.

Я очень хорошо понимаю все проблемы моего русского коллеги. У нас тоже несколько лет назад были аналогичные сложности. У легионеров, годами выступающих вдали от родины, складывается совершенно иной менталитет. Им, приезжающим на сбор, обычно требуется как минимум три дня, чтобы хоть как-то адаптироваться, вновь "примерить" на себя круг прежних обязанностей. А мы, тренеры, ведь получаем легионеров в свое распоряжение не более чем на три - пять дней. И как, скажите, добиться в таких условиях желаемого результата?

-Попробуем немного пофантазировать. Кем из выдающихся звезд югославского футбола в прошлом вы могли бы усилить свою команду? Может быть, пригодилась бы и ваша кандидатура (Сантрач - известнейший в 60-70-е годы югославский бомбардир. - Прим. А.К.)?

- Сегодняшний футбол требует колоссального движения и столь же быстрой работы мысли. Думаю, не следует возвращаться назад, даже в воображении. Прошу, забудьте о романтике, футбол нынче - большой бизнес. Что же до моей кандидатуры, то в 60-е годы я трижды играл против советской команды, и не сумел забить ей ни единого гола. Поэтому давайте оставим историю в покое. И будем жить сегодняшним днем.