Газета Спорт-Экспресс от 22 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 августа 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

И ВСЕ-ТАКИ НАМ ПО СИЛАМ ПОПАСТЬ ВО ФРАНЦИЮ

100-летие российского футбола, как ни прискорбно это сознавать, мы встречаем в не лучшие для него времена. Что подтверждают и последние неудачи сборной. Страшно подумать, что 200-миллионная страна с достаточно крепкими футбольными традициями может остаться за бортом чемпионата мира! Такое в последний раз случилось 20 лет назад.

Безликая игра национальной команды в понедельник и особенно в среду лишь укрепила в нас чувство тревоги. В иной ситуации, даже при таком характере этих матчей, столь мрачных мыслей могло и не быть. Но сегодня, когда мы уже потеряли на очко больше болгар, от сборной России требуются сверхусилия. Вот только способна ли она на них?

Для начала все же - о турнирном раскладе, который сопутствует выступлению нашей команды и который в первую очередь волнует наших болельщиков. Итак, теперь, после победы болгар над израильтянами, первое место в группе мы получим только в том случае, если отберем у команды Бонева как минимум четыре очка. То есть однажды ее обыграем, а в другом случае сыграем вничью. Предполагаю, что на ничью будем играть 10 сентября в Софии, а на победу - в Москве 11 октября, когда и завершится отборочный турнир. Возможно, тренеры сборной вынашивают иной стратегический план, однако логика подсказывает именно этот.

Правда, если через 20 дней российская сборная потерпит фиаско, московская встреча превратится в пустую формальность. Болгары тогда досрочно станут первыми, а мы, поскольку для Израиля турнир уже закончился, - вторыми. В этом случае Россию ждут два стыковых матча с какой-либо из сборных, занявшей второе место в другой группе. Вариант, при котором мы окажемся лучшими среди вторых и напрямую попадем во Францию, я не рассматриваю, поскольку он исключен (здесь явные фавориты - англичане с бельгийцами).

Кто же при худшем раскладе может оказаться нашим последним соперником в реорганизованном квалификационном турнире? Вариантов множество, но не стоит надеяться на удачный расклад. Его просто не существует. В день, когда россияне безвольно проигрывали на "Петровском" всегда удобным для них югославам, состоялось 17 отборочных матчей. Я видел большинство из них - либо полностью, либо в объемном евроспортовском обзоре. Признаюсь, после нашего, первого в этот день матча, все последующие воспринимались, как футбольные шедевры.

Регресс сборной России прослеживается настолько четко, что становится боязно смотреть вперед. Если в 94-м мы уступали чемпиону мира и бронзовому призеру, в 96-м - чемпиону Европы и вице-чемпиону, то сегодня не в состоянии одолеть даже Кипр, не говоря уже об Израиле. Это если иметь в виду очные противоборства. А наблюдения визуального характера (вряд ли стоит всерьез рассматривать все еще положительный для России рейтинг ФИФА) рисуют совсем печальную картину. Норвежцы, румыны, шведы, швейцарцы и даже боснийцы играли в среду так, как нашей сборной и не снилось. Эти команды не похожи друг на друга, но всех их объединяет одно - они соответствуют понятию "национальная команда". Наша, судя по прошедшим играм, - нет. Она напоминает некую бесформенную массу, из которой каждый соперник может лепить все, что ему вздумается. Уже набили оскомину разговоры о поразительном безволии наших игроков, но ведь действительно (исключая первый тайм матча против сборной мира) команда являла собой жалкое зрелище.

Здесь можно говорить, конечно, о накопившейся усталости, о разном состоянии легионеров и внутрироссийских игроков. Но есть ли смысл каждый раз упоминать эти нюансы, если от них все равно никуда не уйти? Удивляет другое. Почему, например, два таких серьезных матча, как поединки со сборной мира и югославами, назначались с интервалом в один день, да еще в разных городах? (Тем более что Питеру, судя по крошечной аудитории, игра сборной была совершенно неинтересна). Будь лужниковская встреча чем-то вроде типичного для таких празднеств шоу, этот план, пусть с натяжкой, можно было бы принять. Но выяснилось, что даже для Бориса Игнатьева серьезный настрой звезд стал откровением. Но они-то, звезды, быстренько разъехались по своим клубам, а наша сборная собиралась спустя два дня моделировать на югославах игру с болгарами. Что из этого получилось, вы видели.

Не стал бы даже упоминать этот факт, будь он для нас чем-то из ряда вон выходящим. На самом же деле непродуманность подготовки к решающим матчам и турнирам давно уже стала системой. То в канун ЧМ-94 сборная России восторгается разгромами над австрийскими любительскими командами, то перед ЧЕ-96 едет почему-то играть в Эмираты. Теперь, за считанные дни до главных игр, - очередной прокол из той же серии.

Что касается самой игры, то о ней писалось уже достаточно. И добавить здесь нечего. Все те же потухшие глаза, отсутствие какой бы то ни было игровой концепции, стабильности состава, да и обстановка в сборной бывает нормальной, как показывает практика, только до определенного момента.

И наконец о главной проблеме. По большому счету дело в общем-то не в Садырине, Романцеве или Игнатьеве, не в Юране, Карпине или Онопко. Дело в нашей нынешней футбольной системе, а точнее - в ее отсутствии. Развалены многие, создававшиеся десятилетиями центры подготовки резервов - школы, юношеские клубы, интернаты. Прекратилось государственное финансирование - даже на таком уровне, как национальная сборная, откуда проблемы с оплатой труда сборников, создание для команды условий, соответствующих ее рангу и рангу турнира, в котором она сейчас участвует. Как результат, упал уровень класса - порой в сборную приглашаются футболисты из российского чемпионата, которые еще десять лет назад не попали бы в составы лучших команд высшей лиги. Делать ставку на легионеров? Но ведь большинство клубов, за которые они выступают, - на задворках в своих национальных чемпионатах. Недавно "СЭ" приводил индивидуальный рейтинг испанского чемпионата (по версии газеты Marca). И что же? Лучший из наших, Никифоров, едва входит в сотню. Остальные - за ее пределами.

Многие эти проблемы из разряда не только футбольных, но и национальных, из разряда тех, что называют проблемами роста. Но даже они, уверен, не должны помешать нам решить локальную задачу - пройти болгар. Играя с израильтянами, команда Христо Бонева особого впечатления не произвела. Это уже совсем не та команда, которая стала четвертой на чемпионате мира в Америке. Да, выкладываются игроки без остатка (так бы нашим!), но класс их заметно упал. Болгарская сборная постарела, и, противопоставив ей быстрый агрессивный футбол, можно добиться успеха.

Михаил ПУКШАНСКИЙ