ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высшая лига. 24-й тур |
30-летний форвард ЦСК ВВС-"Кристалл" Валерий Соляник - фигура видная. Всю свою карьеру он провел в Смоленске. Он начинал с любительских команд, переписал на себя почти все клубные рекорды, но добился признания на пороге четвертого десятка.
Валерий СОЛЯНИК
ВРАЧИ СЧИТАЮТ МЕНЯ НАСТОЯЩИМ ИНВАЛИДОМ
- Валера в моей команде - одна из ключевых фигур. В этом году у него возникли серьезные проблемы со здоровьем, пришлось даже оперироваться. До конца он не долечился, но уже забил десять голов. И это при том, что провел не все игры и выходит на поле фактически на одной ноге, - рассказывал мне про своего подопечного главный тренер смолян Валерий Нененко, из гостиничного номера которого я и отправился к Солянику.
-Вы, говорят, теперь одноногий футболист?
- Нет, вторая нога тоже есть. Правда, травма, заставившая меня лечь под нож хирурга, была серьезной. Мне предлагали продолжить лечение, но я отказался - играть же надо.
-А что это за травма?
- Обычный мениск. Но врачи говорят, что надо лечить и крестообразные связки, чтобы в один момент не "сломаться" надолго и всерьез. Зимой, после сезона, займусь этим.
-Забивать болячки не мешают?
- Не слишком. От защитников помех куда больше.
-Первая лига, выходит, сильно вас удивила? Здесь сложнее, чем во второй, где вы играли раньше?
- Я бы не сказал, что сложнее. Забить непросто в любой лиге. И особого удивления второй эшелон не вызвал: мы примерно представляли, что это такое. Единственное, что действительно отличает первую лигу от второй - это наличие в любой команде ярких личностей. Во второй лиге с незаурядными исполнителями дело обстоит хуже. А еще - нельзя транжирить моменты. Год назад я имел за матч пять шансов, чтобы забить. А забивал-то обычно один-два раза. Здесь, в первой лиге, пять возможностей для взятия ворот предоставляется уже игры за три. Вот и считайте, если так же транжирить моменты, то сколько я забью, учитывая, что во второй лиге я забивал около 20 голов за сезон?
-Насколько мне известно, перед началом сезона вас звали в высшую лигу. Почему вы не решились на переход?
- Травма. Я не мог ехать больным. Надо же доказывать право на место в составе, а мне лечиться нужно.
-А кто вас звал?
- Интерес проявляли московский "Локомотив" и "Алания".
-Сильно расстроились от того, что с высшей лигой не сложилось?
- Не очень. Это сущая ерунда по сравнению с тем, что мне пришлось пережить лет восемь назад, когда я учился в институте. В ходе одного медицинского обследования врачи нашли у меня заболевание и запретили играть в футбол. Записали меня в инвалиды. Мне даже хотели давать группу, книжку выписывать, на учет ставить, словом, все, как полагается у настоящих инвалидов.
- А вы?
- Обиделся и ушел - дальше в футбол играть. Правда, трудно пришлось. Приходилось выступать под чужой фамилией, постоянно идти на обман. А все потому, что медицинская книжка, которая должна быть в ту пору у каждого спортсмена, у меня отсутствовала. Потом уже мне завели вторую книжку, пытались этим обмануть врачей.
-Чем все закончилось?
- Ничем. Врачи смирились со мной. Я же к ним ходил, постоянно доказывал, что ухудшения нет, несмотря на то, что я играю. В конце концов сейчас стало проще с этим. Я имею в виду всевозможные медицинские справки. А забивать эти попытки записать меня в инвалиды совершенно не мешали.
-Не жалко, что так много времени вы провели в любительском футболе? Почему, постоянно забивая, вы не попали на заметку тренерам той же "Искры"?
- А я был в дубле "Искры". Но потом дублеров в первой лиге разогнали, а я еще вдобавок в эту историю вляпался - с инвалидностью. Какой уж тут профессиональный футбол, когда врачи играть запрещают? А заканчивать я не собираюсь - только во вкус вошел.
-Свое будущее вы связываете со Смоленском?
- Уезжать, конечно, не хочется. Дом есть дом. Но заработки у нас в "Кристалле" одни из самых низких в первой лиге. Да что в первой - во второй лиге мы были даже не в десятке самых обеспеченных клубов. Умом я, конечно, понимаю, что относительно других жителей Смоленска мы, футболисты, живем неплохо. Но сравниваю с теми деньгами, что получают люди в других командах, и невольно задумываюсь - не уехать ли, если пригласят. Ведь всю жизнь играть не получится, как бы этого ты ни хотел.
...Валерий, уверен, способен еще играть как минимум четыре года. И на очень неплохом уровне. Здоровье, желание, умение у него есть. Не могу, правда, сказать, что Соляник обладает какой-то яркой техникой или нестандартной обводкой. Зато есть фантастическое чутье на гол. Не знаю - удержим ли мы его после этого сезона? Уход его будет большой потерей для нашей команды, - так сказал главный тренер смоленской команды Валерий Нененко.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ