ФУТБОЛ |
РОССИЯ-97. Высшая лига. 24-й тур |
ТАРХАНОВ ПРЕДУПРЕЖДАЛ ИГРОКОВ, ЧТО МАТЧ ДЛИТСЯ 90 МИНУТ
ЗЕНИТ - ТОРПЕДО-ЛУЖНИКИ - 3:2 (0:2) |
Голы: Гашкин, 22 - 0:1. Янкаускас (Призетко), 35 - 0:2. Герасимец, 70 - 1:2. Кульков (Герасимец - штрафной), 81 - 2:2. Попович (Герасимец), 90 - 3:2.
Незабитый пенальти: Карлос, 42 (штанга).
"Зенит" (Санкт-Петербург): Березовский, Белоцерковец (Дымарчук, 46), Лепехин, Кульков, А. Давыдов, Вернидуб, Дмитриев (Попович, 46), Горшков, Лебедь (Панов, 79), Бобров, Герасимец.
Запасные: Угаров, Стумбрис, Приходько, Зазулин.
"Торпедо-Лужники" (Москва): Воробьев, Орловский, Хохлов, Аломерович (Камольцев, 84), Кошелюк, Бушманов, Призетко, Самарони, Гашкин (Боциев, 79), Янкаускас, Карлос (Круковец, 65).
Запасные: Харин, Смертин, Бурченков, Арефьев.
Наказания: А. Давыдов, 27. Бобров, 47. Аломерович, 48. Герасимец, 66. Камольцев, 86. Самарони, 86 (предупреждения).
Угловые: 8 - 2.
Удары (в створ ворот): 11 (7, 1 - штанга) - 16 (10, 2 - штанга).
Судьи: Лапин (Уфа). Стипиди (Краснодар), Коровкин (Ярославль).
23 августа. Санкт-Петербург. Стадион "Петровский". 12 500 зрителей (вмещает 23 000). 22 градуса.
Александр КУЗЬМИН |
из Санкт-Петербурга |
До самого финального свистка уверенно проведшего эту невероятную по накалу и напряжению встречу уфимского арбитра Лапина с трибун "Петровского" не ушел ни один человек. С таких игр не уходят. Это была даже не игра: двенадцать с половиной тысяч зрителей стали свидетелями спектакля с фантастически закрученным сюжетом, великолепным подбором исполнителей и абсолютно неожиданной развязкой. Те же из петербургских болельщиков, кто предпочел погожим вечером 23 августа футболу дачные участки, могут теперь кусать локти. Впрочем, им была предложена хоть какая-то компенсация в виде десятиминутного ночного репортажа по шестому городскому телеканалу. Увы, он вещает только на Петербург, а стало быть, всем остальным российским любителям футбола следует надеяться лишь на то, что они, быть может, смогут посмотреть этот матч позднее на видеокассетах. Право, он того стоит.
БЕНЕФИС ХОХЛОВА В ПОСТАНОВКЕ ТАРХАНОВА
Вторая крупная победа торпедовцев над земляками-армейцами делала фаворитом в питерской игре команду Тарханова. Тем более что Александр Федорович вряд ли забыл о том, что зенитовцы "забрали" у него в матче первого круга три очка и преподнесли их в качестве подарка ко дню рождения своему тренеру Анатолию Бышовцу. Москвичи приехали в Питер в самой что ни на есть оптимальной игровой форме, а потери тархановского отряда ограничились только одним "бойцом" - Машкариным (правда, именно Денис забил в первом круге единственный мяч в ворота своего бывшего клуба). Зенитовские же врачи трудятся сейчас с полной нагрузкой. В пациентах у них числятся сразу пять (!) защитников - Попов, Курдюмов, Игонин, Кондрашов и Дмитрий Давыдов, а также полузащитник Свистунов и вратарь Березовский. Последний, правда, все же сумел занять привычное место в зенитовских воротах - впервые после месячного вынужденного отдыха, связанного с травмой. Теперь 22-летнему голкиперу, конечно же, крайне необходима игровая практика.
Торпедовцы "размяли" Березовского по полной программе. В первые 45 минут по его воротам было нанесено 13 ударов - абсолютный гостевой рекорд сезона на "Петровском". Причем нельзя сказать, что "Зенит" играл плохо - просто "Торпедо" в первой половине встречи смотрелось великолепно. Бразды правления уверенно взял на себя лидер москвичей Хохлов. То, что Дмитрий творил в первом тайме с изнемогавшими от напряжения опекунами, не поддается никакому описанию. Это нужно было видеть собственными глазами: одним-двумя касаниями подрабатывая мяч себе на ход, Хохлов с легкостью уходил от преследовавших его защитников, словно бы и не замечая суеты вокруг себя. Под стать своему лидеру действовали и другие полузащитники, в первую очередь - Призетко. Похоже, с переездом в Москву из Тюмени этого умного, прекрасно читающего игру хавбека Тарханов получил в свое распоряжение связку центральных полузащитников, о которой может мечтать любой тренер.
Первый голевой момент имел уже на 10-й минуте Янкаускас. Замыкая хороший навес Кошелюка, литовский легионер пробил с близкого расстояния точно в руки Березовскому. Сделал он это, естественно, головой. Во-первых, игра на "втором этаже" - сильнейший козырь Яна, как его называют партнеры по команде, а во-вторых, дело в том, что опекавший в первом тайме Эдгараса защитник Белоцерковец уступал ему в росте добрых пятнадцать сантиметров. Впрочем, и остальные зенитовские защитники смотрелись на фоне могучих Хохлова и Янкаускаса едва ли не лилипутами. А через две минуты "Торпедо" было уже в шаге от успеха. Прекрасно разыгранная на скорости комбинация завершилась диагональной передачей на ход Янкаускасу, перед которым оставался уже только одинокий Березовский. Роман блестяще парировал сложный удар в дальний угол, но набежавшему Призетко никто из защитников не смог помешать нанести повторный выстрел. Березовский лежал на газоне, но мяч всего лишь потряс левую стойку его ворот.
Тут, наконец, огрызнулись и хозяева. Капитан "Зенита" Дмитриев скрытым эффектным пасом (более он, к сожалению, ничем на поле не отметился) вывел на удобную позицию Лебедя. Тот вроде бы неплохо пробил с разворота низом в направлении дальнего угла, но Воробьев, хотя и с трудом, но все же отстоял свои ворота. Но этот заставивший поволноваться трибуны голевой эпизод в штрафной москвичей так в первом тайме и остался единственным.
Торпедовцы же "разгулялись" вовсю. Бразилец Самарони элегантно оставил не у дел на правом фланге сразу двух защитников и точно навесил от лицевой линии на голову Призетко. Завершающий удар был нанесен по всем правилам - в нижний угол в противоход Березовскому, но тому вновь удалось сорвать овации с помощью тигриного прыжка. Но еще через три минуты Березовский все же капитулировал. Очередной слаломный рейд Хохлова из глубины поля завершился чистым выходом один на один. Березовский вновь продемонстрировал чудеса реакции, но никто из впавших в прострацию защитников опять не сумел помешать торпедовцу - на этот раз Ганшину - нанести разящий удар в угол - 0:1.
И второй мяч москвичей выглядел абсолютно логичным. Настолько мощно и целеустремленно они вели свое наступление. Оборона зенитовцев трещала по всем швам, и после очередного позиционного промаха сразу два москвича выскочили на одного-единственного защитника. Призетко, выманив на себя последнего, аккуратно перебросил мяч направо неприкрытому Янкаускасу, и литовец без всяких проблем разобрался с Березовским. Казалось, еще чуть-чуть - и "Зенит" получит тяжелейший нокаут. Тем более что на исходе тайма в его ворота был назначен бесспорный 11-метровый.
МОЖЕТ БЫТЬ, БЕРЕЗОВСКОМУ ВООБЩЕ НЕЛЬЗЯ ЗАБИТЬ ПЕНАЛЬТИ?
А произошло следующее: Хохлов, вновь играючи обойдя сразу полкоманды соперника, заметил рывок по центру Карлоса и точно адресовал ему мяч. Показалось, что темнокожий бразилец находится в положении "вне игры", однако боковой арбитр отмашки не дал. Карлос технично обыграл отчаянно метнувшегося ему в ноги Березовского, и тому ничего не оставалось, как зацепить форварда за ногу. Быстро вскочив с газона, Карлос уверенно установил мяч на 11-метровой отметке и столь же уверенно разбежался.
Затрудняюсь ответить, знал ли бразилец о непостижимом умении, помноженном к тому же на изрядную долю везения, Березовского отражать пенальти. Так или иначе, но Карлос не забил. И удар вроде бы у него получился неплохим, но мяч, с силой отразившись от основания правой стойки, улетел в аут. Березовский же, между прочим, даже не прыгнул за мячом. Неужели был уверен в успехе? Или, быть может, он гипнотизировал бразильца?!
ТРИ ОЧКА ГЕРАСИМЦА И ПОБЕДНЫЙ СУПЕРГОЛ ПОПОВИЧА
Показалось, что обидная для москвичей неудача Карлоса никак не отразится на развитии событий. Но случилось обратное. Впрочем, в том, что "Зенит" проведет второй тайм не в пример первому, сомнений не было. Во-первых, Бышовец - что он уже не раз доказывал - умеет в перерыве находить для своих подопечных именно те слова, в которых они нуждаются наиболее всего. А во-вторых, заговорила во всю мощь зенитовская "торсида". Дело в том, что весь первый тайм фанаты "Невского фронта" - по их признанию, это была спланированная акция - демонстративно молчали, выражая тем самым свое неодобрение команде, забывшей поприветствовать их и поблагодарить за поддержку после проигранного матча последнего тура в Ярославле. Однако стоило зенитовцам появиться на поле перед вторым таймом, как фанатские сектора "Петровского" привычно забушевали.
А через несколько минут шумел уже весь стадион. "Зенит", уловив некоторое благодушие со стороны соперника, резко активизировался. И вроде бы торпедовцы почти ни в чем не сбавили. Но чуть расслабился Хохлов, позволил себе передышку Призетко, инертнее стали сновавшие в первом тайме без передышки по флангам Кошелюк и Гашкин, и всех этих "чуть-чуть" вполне хватило для того, чтобы "Зенит" решительно отобрал инициативу у вроде бы уже выигравших матч москвичей. К тому же Бышовец, безусловно, угадал с заменами: и молодой Дымарчук, без тени сомнения, подключавшийся в атаку, и более опытный Попович сумели внести свежесть и разнообразие в зенитовский порыв. Особенно стоит отметить Поповича, который своей потрясающей самоотдачей и желанием борьбы сумел в короткий срок завоевать расположение питерских болельщиков. Попович бежал за любым, даже совершенно безнадежным мячом, и своей активностью то и дело заставлял ошибаться - даже в самых элементарных ситуациях - своих опекунов. До поры до времени москвичи успешно сдерживали наступление хозяев, тем более что Тарханов в середине второго тайма укрепил оборону, выпустив вместо проштрафившегося Карлоса защитника Круковца. Однако за 20 минут до финального свистка, когда болельщики стали уже терять последние надежды хотя бы на ничью, торпедовская оборона допустила очередной сбой, и он, как выяснилось, стал для команды Тарханова роковым.
Атака питерцев вроде бы уже захлебнулась, и мяч достался Аломеровичу, находящемуся в собственной штрафной у лицевой линии. У македонца было с десяток способов разрядить обстановку, однако он выбрал из них наихудший, мягко катнув мяч к находящемуся поблизости Орловскому. Тот, в свою очередь, также сплоховал, не сделав и шага навстречу мячу. Выросший рядом с Орловским, словно из-под земли, Герасимец обокрал своего товарища по сборной Белоруссии и мощнейшим ударом метров с 12 вогнал мяч под перекладину. Никто из торпедовцев, включая голкипера Воробьева, и опомниться не успел.
Получив такой нежданный подарок, "Зенит" использовал свой шанс самым благоприятным образом. Продуктивной оказалась и третья замена, проведенная Бышовцом. Любопытно, что до этого несколько минут к выходу на поле готовился Угаров, но в самый последний момент Бышовец предпочел бросить в бой миниатюрного Панова. Этот шаг полностью оправдал себя уже через две минуты. Деморализованный Аломерович, которому за несколько минут до этого пришлось выслушать немалую порцию упреков и от капитана команды Бушманова, и от других партнеров, зачем-то в безобидной ситуации опрокинул на газон Панова. Правда, нарушение произошло у самой бровки, но болельщики "Зенита" уже привыкли к тому, что чуть ли не любой штрафной удар в исполнении Герасимца может иметь плачевные последствия для соперника. К неописуемому восторгу трибун, все так случилось и на этот раз. Выверенная до миллиметра подача Герасимца, и мяч, обогнув головы полутора десятков скопившихся перед воротами Воробьева футболистов обеих команд, нашел абсолютно неприкрытого Кулькова, и бывший спартаковец открыл счет своим голам за "Зенит".
Остаток матча болельщики досматривали стоя. Еще несколько минут назад они и мечтать не могли о ничьей, теперь же требовали от своих любимцев только победы. И хотя до финального свистка оставались какие-то минуты, тем не менее чувствовалось, что "Зенит" своего не упустит - настолько яростно и вдохновенно пошли на завершающий штурм питерцы и настолько ошеломленными выглядели под занавес прижавшиеся к своим воротам в полном составе москвичи. Тарханов, правда, после второго пропущенного мяча заменил бедолагу Аломеровича, но ошибаться после этого оборона торпедовцев меньше не стала. 86-я минута: только что вышедший на поле Камольцев грубо сбивает Дымарчука и получает справедливый "горчичник". В этот момент сдали нервы и у бразильца Самарони. Подняв с земли мяч, он пнул им в распростертого на газоне Дымарчука. Едва не вспыхнула драка, но Лапину ценой желтой карточки совершившему хамскую выходку бразильцу удалось погасить закипевшие было страсти. К тому же "Зенит", не тратя лишних эмоций, вновь сосредоточился на атаке. Концовка матча шла под непрерывный рев трибун. Их не огорчило даже невезение Поповича, который на 87-й минуте взялся пробивать штрафной, назначенный в 30 метрах от ворот Воробьева, и мощнейшим ударом потряс стойку. Никто из болельщиков, да и самих футболистов, даже не вспоминал, сколько остается до финального свистка. Помнили об этом разве что тренеры "Торпедо" и судья Лапин. И когда на его секундомере оставалось примерно 50 секунд, "Зенит" вырвал-таки победу, повергнув трибуны в состояние массового экстаза.
Гол вышел каким-то неправдоподобно красивым - во всяком случае, для 90-й минуты. Очередной фланговый навес Герасимца к 11-метровой отметке был, по обыкновению, очень опасен, но, казалось, Поповичу к мячу никак не поспеть. Однако сам форвард думал иначе. Сделав три богатырских прыжка, Попович взмыл вверх и, распластавшись в воздухе, вколотил красивейший "гвоздь" в нижний угол ворот Воробьева. То, что творилось вслед затем на стадионе в течение трех добавленных Лапиным минут игрового времени, описать невозможно.
Как невозможно передать восторг болельщиков, перенесенный с трибун стадиона на улицы Питера, который праздновал победу "Зенита" всю ночь.
Сразу после игры к Геннадию Поповичу, уставшему, но безмерно счастливому, было не пробиться. Пришлось подождать пока автор красивейшего победного мяча ответит на все многочисленные поздравления в свой адрес.
-Геннадий, это ваш второй мяч, забитый за "Зенит". И вновь, как и в поединке с "Аланией", вы забили головой.
- В принципе мне все равно, как именно забивать. Хотя, конечно же, хотелось бы и ногой забить - для разнообразия.
-Показалось, что вы никак не успеваете откликнуться на фланговую подачу Герасимца.
- У нас это наигранная комбинация. Сергей посылает мяч с фланга в одну и ту же зону, так что примерную траекторию полета я рассчитал и, рванувшись, успел настичь мяч уже в воздухе.
-Верили ли вы в конечный успех по ходу второго тайма? - вопрос к зенитовскому либеро Юрию Вернидубу.
- Да, когда счет стал 1:2. Торпедовцы, как мне показалось, занервничали, а мы сумели найти в себе дополнительные силы для решающе-то штурма. Но и, конечно, ребята молодцы - забили эффектнейшие голы.
Белорусский легионер "Зенита" Сергей Герасимец, фамилию которого еще долго после игры скандировали восторженные болельщики, заработал в этом матче сразу три очка за 20 минут, забив гол и сделав две результативные передачи.
- Наконец-то мы смогли реализовать свой потенциал, забив сразу три мяча. Тем более что матч по развитию событий получился совершенно невероятным. Я, во всяком случае, сейчас и не смогу припомнить что-либо подобное.
-Вы видели, что Аломерович отдал слишком мягкий пас своему партнеру Орловскому, или рванулись вперед чисто интуитивно?
- Я бы не стал винить во всем одного Аломеровича. Доля вины лежит и на Орловском - нельзя же так расслабляться в собственной штрафной! А мне оставалось только наказать защитников за небрежность. Гол этот в принципе стал переломным, и я безмерно рад этому обстоятельству.
Побеседовать с кем-либо из расстроенных до предела торпедовцев не удалось - выйдя из раздевалки плотной сумрачной группой, они быстро скрылись в автобусе.