ТЕННИС |
US OPEN-97 |
РИЧАРД УИЛЬЯМС ИЗБРАЛ ДЛЯ ДОЧЕРИ ИНУЮ ДОРОГУ
Евгений РУБИН |
из Нью-Йорка |
"Я милого узнаю по походке..." Мне невольно приходит на память эта строчка из старой песни, когда я вижу Винус Уильямс. Только хочется эти слова немного перефразировать: "Я девочку узнаю по косичкам". Таких я не видывал никогда и ни у кого из теннисисток. Их, наверное, сотня, этих мышиных хвостиков, аккуратно заплетенных и схваченных каждая набором мелких бусинок белого, синего и красного цветов - цветов национального флага США.
Впрочем, на трибуне главной арены нью-йоркского Национального теннисного центра мне попалось на глаза еще одно юное создание с похожим "головным убором". Оказалось, что это - младшая сестра Винус. Рядом сидела мама, у которой волосы заплетены тем же способом, что и у дочек, но без разноцветных бусинок, и брат. Они постоянно там, когда играет Винус. И постоянно глаза у них счастливо блестят: ведь их 17-летняя сестра и дочь, участвуя в первом своем US Open, дошла до полуфинала, победив по пути к нему нескольких знаменитых теннисисток и сама став знаменитостью.
Семья Уильямс сейчас в Нью-Йорке почти в полном составе. Не хватает лишь ее главы Ричарда Уильямса - отца и тренера новоявленной звезды. Его отсутствие вызывает у многих удивление. В наши дни родители несовершеннолетних теннисисток не оставляют своих чад без присмотра. А тут ведь не просто родитель, а еще и ментор теннисный. Почему же в таком случае его нет?
Оказывается, потому, что таков педагогический принцип Ричарда: когда дочь играет, он наблюдает за этим, сидя в их доме в штате Флорида перед телевизором, а общается с ней ежеутренне по телефону. Принцип, ничего не скажешь, оригинальный.
Но таков уж Ричард Уильямс: общепринятым методам воспитания он предпочитает свои. И судя по тому, чего успела достичь Винус к 17 годам, совершенно прав.
Он всегда ограничивал число юниорских, а теперь и профессиональных турниров для Винус, не стал, как родители прочих вундеркиндов, отдавать ее в знаменитую теннисную Академию Ника Боллеттиери, отправив учиться в обыкновенную государственную общеобразовательную школу, отказался от услуг известного тренера и сам занялся ее спортивной подготовкой.
О том, что в негритянской семье Уильямсов подрастает очень одаренная теннисистка, было известно давно. Но до нынешнего US Open имя и фамилия Винус Уильямс звучали не слишком-то убедительно: она не выиграла ни одного турнира, да и вообще выступала в них крайне редко, хотя уже третий год числится в профессионалах. Согласитесь, это не похоже на путь, по которому шли к вершинам Штеффи Граф, Моника Селеш и Мартина Хингис.
Но Уильямс-отец прекрасно помнил, куда завела эта дорога Дженнифер Каприати. Однако главным мотивом такого решения стала не боязнь, что Винус разделит судьбу Дженнифер, которой довелось полежать в клинике для наркоманов: больше всего Ричард хотел, чтобы развитие дочери шло гармонично и чтобы теннис не лишил ее всего прочего - образования, чтения, общения с ровесниками. Вот почему за два первых года своей профессиональной карьеры Винус сыграла только в четырех турнирах.
Выбор Ричарда, наверное, можно считать небезупречным. Появившись в раздевалке нью-йоркского теннисного стадиона, эта девочка, вымахавшая почти на метр девяносто, чувствовала себя скованно и смотрела на остальных своими раскосыми глазами настороженно, явно ожидая от них обиды, подвоха, злой шутки или иного проявления неуважения к ней, новичку. Ей не приходилось раньше попадать в компанию, сплошь состоящую из знаменитостей.
Правда, через два-три дня она сама стала знаменитостью: проиграв в своем первом матче на US Open первый же сет, Винус затем выиграла 13 партий подряд. Но и сейчас она держится в стороне от других. Может быть, это вообще черта ее характера: есть такие люди в теннисном мире, которые видят друзей лишь в партнерах по парным играм.
Как ведет себя человек из толпы, мало кто замечает. О замкнутости Винус заговорили сразу. Да не кто-нибудь, а самые популярные телекомментаторы - бывшая теннисная звезда Трейси Остин и Мари Парилло. С экрана, который виден миллионам людей, они упрекнули Винус в высокомерии, в нежелании выказать уважение к товаркам по профессии, в угрюмости. Кто-то поддержал их. Но некоторые журналисты, главным образом мужчины, вступились за девочку.
Ее внезапная известность еще более возросла. О ней стали много писать, пристальней присматриваться к ее игре. Боллеттиери и тренер Андре Агасси Бред Джилберт, который еще не так давно входил в десятку лучших теннисистов мира, не скрывают своих надежд убедить Ричарда Уильямса отдать дочь в их руки.
Для всех очевидно, что она уже сегодня - значительная фигура в теннисе. Многие уверенно обещают ей будущее Артура Эша и Алтеи Гибсон - единственных американских негров, побеждавших на Открытом чемпионате США и Уимблдоне.
На днях я узнал из какой-то газеты, что у Винус уходит 8 часов на то, чтобы расплести свои косички, помыть голову и восстановить прическу в прежнем виде. Не многовато ли при ее занятости играми, тренировками, учением? Но что поделаешь, если ей эта прическа нравится. Да и родители ее в этом поощряют. Они по-прежнему считают, что должна быть у их дочери жизнь и помимо тенниса.
Евгений РУБИН
собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке