Газета Спорт-Экспресс от 23 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 сентября 1997 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

Высшая лига. 28-й тур

БЫШОВЕЦ И САДЫРИН ПРОВЕЛИ "ТРЕТИЙ ТАЙМ", КОТОРЫЙ ОКАЗАЛСЯ НЕ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ, ЧЕМ ДВА ПЕРВЫХ

ЗЕНИТ - ЦСКА - 2:0

ЗЕНИТ - ЦСКА - 2:0 (1:0)

Голы: Зазулин (Горшков), 33 - 1:0. Горшков (Герасимец - угловой), 60 - 2:0.

"Зенит" (Санкт-Петербург): Березовский, Д. Давыдов, Кондратов, Кульков, Попов, Вернидуб, Белоцерковец (Дымарчук, 12), Горшков, Зазулин (Осипов, 68), Дмитриев (Панов, 46), Герасимец.

Запасные: Угаров, Свистунов, Приходько, Лебедь.

ЦСКА (Москва): Кутепов, Кузнецов (Первушин, 6), Гайсумов (Карсаков, 55), Боков, Семак, Шустиков, Хомуха (Петросянц, 64), Агеев, Минько, Кулик, Герасимов.

Запасные: Коровушкин, Савельев, Новосадов, Мовсесьян.

Наказание: Боков, 57 (предупреждение).

Угловые: 5 - 2 .

Удары (в створ ворот): 5 (3) - 6 (3).

Судьи: Ибрагимов (Грозный). Морозов (Сочи), Рощин (Кисловодск).

20 сентября. Санкт-Петербург. Стадион "Петровский". 21 500 зрителей (вмещает 23 000). 12 градусов.

Александр КУЗЬМИН

из Санкт-Петербурга

Для петербургских любителей футбола это был, безусловно, матч года. Простейшим доказательством тому служит число зрителей, почти до отказа заполнивших "Петровский". Болельщиков, пришедших на стадион в предвкушении противоборства бывшего и нынешнего тренеров "Зенита", оказалось значительно больше, чем на вместе взятых недавних матчах национальных команд России и Югославии, а также сборных Петербурга и Москвы. Бурлящий на подступах к стадиону людской водоворот живо напомнил события прошлогодней весны, когда перед играми вернувшегося в высшую лигу "Зенита" в Питере царил немыслимый ажиотаж. Толпы болельщиков пересекали Большой проспект и Ждановскую набережную где им вздумается, не обращая никакого внимания ни на автомобили, ни на взмокших от напряжения гаишников. Апофеозом предматчевого возбуждения стало появление огромного джипа, водитель которого неистово жал на клаксон, а пассажир, к восторгу толпы, высунул в окошко зенитовский флаг. "Вот если бы каждый зенитовский фан так на футбол приезжал!" - мечтательно произнес один из болельщиков и отхлебнул пиво "Балтика" из открытой бутылки.

Кстати, о пиве. Примерно 700 прибывших в город на Неве армейских фанатов перед матчем мирно поглощали излюбленный напиток бок о бок с зенитовскими "ультрас", и никаких эксцессов при этом не наблюдалось, Во-первых, поклонники обеих команд относятся друг к другу весьма дружелюбно, а во-вторых - наличие общего врага, как известно, сближает. А таковым после недавних кровопролитных стычек в столице и для "зенитчиков", и для красно-синих являются "спартачи". Часть москвичей благоразумно запаслась билетами заранее, другие пожелали проникнуть на трибуны бесплатно и своего добились, но только к середине первого тайма, когда администрация стадиона пропустила их в единственный остававшийся незаполненным "солнечный" сектор. Погода, к слову, вызвала всеобщее удивление - ведь пять суток подряд до этого в Питере хлестал дождь и вновь, кстати, полил спустя три часа после игры.

Впрочем, про вязкий от влаги газон никто из 22 футболистов, вышедших на поле, и не вспоминал. За исключением разве что вратарей. "Трава была пропитана водой, и отталкиваться было очень сложно", - скажет потом голкипер хозяев Роман Березовский. Быстро забыли про неудобные металлические скамейки и болельщики. И было от чего: с первых же секунд на поле завязалась такая яростная "рубка", что стало совершенно очевидно: предматчевые заверения Анатолия Бышовца и Павла Садырина о том, что "нам предстоит обычный матч, и незачем подогревать страсти", - не более чем слова.

Никто из "гладиаторов" - а иначе и не скажешь - себя, а тем более соперников, не щадил и ног и не убирал. Уже на 6-й минуте с поля унесли на носилках чемпиона СССР-91 Дмитрия Кузнецова, и армейцы не оправились от потери своего капитана до самого конца матча. Прошло еще шесть минут, и та же участь постигла зенитовца Белоцерковца, причем "сломался" он тоже, можно сказать, на ровном месте. Постепенно выявилось наиболее колоритное противостояние: Зазулин - Боков. Последний и так вышел из раздевалки с "бледным лицом и горящими глазами", а жесткий подкат Зазулина, похоже, окончательно лишил бывшего зенитовца, а ныне москвича, остатков самообладания. Боков встречал и Зазулина, и других пытавшихся его пройти питерцев настолько жестко, а порой и жестоко, что приходилось только удивляться долготерпению Лом-Али Ибрагимова, показавшего футболисту давно заслуженную желтую карточку только во втором тайме. Зрители потеряли терпение значительно раньше, осыпая недавнего своего любимца непечатными фразами. Между тем перед матчем Боков, как, впрочем, и два других бывших зенитовца - Кулик и Хомуха (не говоря уже о Павле Садырине), был встречен аплодисментами.

Поначалу футбол шел "без ворот" - соперники, разбившись на пары, вели позиционную борьбу. К тому же то и дело на поле выбегали врачи и массажисты. Все тот же Боков что-то не поделил с Кондрашовым, и Олегу Дмитриеву стоило немалых трудов оттащить "нью-армейца" в сторону. На 9-й минуте Зазулину удался проход по "родной" левой бровке и опасный прострел в штрафную. Обстановку удачно разрядил Шустиков, который более по ходу матча о себе предпочел не напоминать. ЦСКА ответил рейдом Семака: армеец удивительно легко миновал двух петербуржцев, приблизился к штрафной, но Вернидуб столь же непринужденно отнял у него мяч. Первый же голевой момент возник у ворот москвичей на 17-й минуте. Давыдов-младший сумел достать вроде бы уходивший за лицевую линию мяч и перебросить его во вратарскую. Да так удачно, что мяч полетел прямо под перекладину. Кутепову стоило колоссальных трудов перевести его на угловой, тем более что за миг до этого вратарь столкнулся с Гайсумовым. Чуть позже эта же пара армейцев вновь проявила несогласованность. Кутепов, выйдя на перехват, забыл предупредить об этом Гайсумова, а в результате защитник, хоть рядом зенитовцев и близко не было, отправил мяч за лицевую. Между тем угловые в исполнении Герасимца - штука чрезвычайно опасная. Армейцы убедились в этом, но уже во втором тайме.

А в первом случился гол Зазулина. Гол, заставивший армейцев чуть ли не в полном составе броситься к боковому арбитру Вячеславу Морозову. Ибрагимов тоже некоторое время с интересом смотрел в сторону лайнсмена из Сочи, но, не получив от него какого-либо сигнала, направился к центру поля. Яростные протесты москвичей ни к чему, естественно, не привели.

Произошло же следующее: Горшков, владея мячом у правой бровки, сделал длинный диагональный навес в штрафную, где не оказалось никого, кроме Кутепова и двух зенитовцев - Зазулина и примкнувшего к нему Попова. При таком раскладе Зазулину не составило никакого труда переиграть вратаря. Из ложи прессы, расположенной практически на уровне центральной линии, определить, был ли офсайд, оказалось невозможно. С одной стороны, Зазулин с Поповым совершили столь стремительный рывок, что ему позавидовал бы сам Донован Бэйли. С другой - оба питерца имели перед ближайшим к ним армейцем (Боковым) минимум шесть метров форы...

Подопечным Садырина ничего не оставалось, как вторично изменить тактику. Первые перестановки тренер ЦСКА сделал еще в дебюте, выпустив вместо травмированного Кузнецова молодого Первушина, который занял ответственный пост либеро. Армейцы двинули в атаку большие силы, но первый свой удар по воротам Березовского сумели нанести только на 41-й минуте. Кулик, привыкший забивать на "Петровском", мог это сделать снова. Единственный раз за весь матч ускользнув из-под опеки мощного Кондрашова, форвард москвичей головой хитро, в противоход Березовскому, направил мяч в дальний угол. Прыжок вратаря, сорвавшего бешеную овацию трибун, был неподражаем. "Удар Кулика оказался не очень сильным", - поскромничал после матча зенитовский голкипер.

Вскоре после перерыва свой шанс упустил Семак. Сместившись с левого угла штрафной к 11-метровой отметке, он технично пробил низом в угол, но в цель не попал. А на 65-й минуте опять-таки Семак, видимо, рассердившись на партнеров, которые его не очень поддерживали, вновь пустился в "одиночное плавание". Обыграв на высокой скорости двух зенитовцев, он от души приложился к мячу с 18 метров. Березовский опять спас свои ворота от неминуемого гола, но на добивание, сверкая ярко-зелеными бутсами, устремился свежий Карсаков. Бить ему, правда, оказалось неудобно - мяч отскочил от рук питерского голкипера слишком высоко. Карсаков, положив корпус в сторону, удар все же нанес, но, к огорчению бушевавшего за воротами "армейского" сектора на трибунах, неточно. Так москвичи упустили последнюю возможность сократить разрыв в счете.

Да, к тому моменту счет был уже 2:0 в пользу "Зенита". А мог стать еще крупнее. Но вначале - о голе Горшкова. Испытанная уже связка Герасимец - Горшков вновь сработала безупречно (в предыдущем туре в Набережных Челнах победную голевую передачу "Зенита" сделал именно Герасимец, а потом уже мяч в штрафной рикошетом от Свистунова отскочил к Горшкову, поразившему цель). Армейцы неосторожно вынесли мяч на угловой. В это время Ибрагимов разрешил оказать помощь получившему травму Вернидубу, и москвичи, похоже, расслабились. За что Герасимец их и наказал. Точнейший навес на голову Горшкову, и питерский блондин аккуратно направил мяч по дуге прямо "за шиворот" Кутепову.

Трибуны ликуют, армейцы - в нокдауне, а разошедшийся во втором тайме Герасимец едва не забил третий гол, но, пройдя с мячом полполя, промазал из выгоднейшей позиции. Кроме Панова (нередко передерживавшего мяч) и неплохо вошедшего в игру 18-летнего Осипова, Герасимцу дальше никто уже не помогал - семеро зенитовцев под занавес матча дисциплинированно и умело разрушали под руководством Вернидуба армейские атаки, не слишком-то, правда, острые и осмысленные. Запомнился только выстрел со штрафного Первушина, с которым уверенно справился Березовский. А "Зенит" перед финальным свистком вполне мог добиться и крупной победы, но Герасимцу два раза подряд не удавалось замкнуть прострелы Панова и Дымарчука.

МНЕНИЯ ТРЕНЕРОВ И ОЦЕНКИ "СЭ"

Главный тренер ЦСКА Павел Садырин вопреки установившейся в последнее время традиции пришел на пресс-конференцию, заявив, что "относится с уважением к питерской прессе", что было встречено аплодисментами переполненного зала. Пресс-конференция продолжалась 45 минут. По сути, состоялся третий тайм: Бышовец против Садырина, ключевые "эпизоды" которого хочется воспроизвести со стенографической точностью.

Павел САДЫРИН: Мы договорились с "Зенитом": они там проиграли, мы - здесь (смех в зале). Как господин Мутко утверждал, что мы все время договаривались, - вот мы очередную договорную игру и сыграли. Ну а если серьезно, то, по моему мнению, игра была равной. Преимущество у "Зенита" было только в голах, причем первый забит из явного положения "вне игры" - мы уже посмотрели видеозапись. Второй был забит чисто, но на ход матча повлиял именно первый. Нас вполне устраивала ничья, мы реально оценивали свои силы. А когда соперник повел в счете, нам пришлось раскрыться, пойти вперед. Тем самым нарушилась стратегия игры. И, конечно, потерей стала травма Кузнецова. Но игра, как известно, забывается, а результат остается. "Зенит" взял три очка, с чем я его и поздравляю.

Анатолий БЫШОВЕЦ: Вокруг этого матча создавался нездоровый ажиотаж, накалялись страсти. Думаю, команды сегодня играли "от живота". Было очень много грубости. Но я хочу сказать, что как человек, в свое время пострадавший от этого, никогда не призываю, чтобы кто-то играл не в мяч, а в соперника. Мне кажется, наша команда превосходила армейцев по многим компонентам, прежде всего - в организации игры. Я не говорю уже о количестве голевых моментов. При счете 2:0 мы должны были забивать и третий мяч. Самоотдача наших футболистов решила исход матча, хотя потенциал игроков ЦСКА на сегодняшний день намного выше, чем у нас. Поздравляю с победой всех истинных болельщиков "Зенита". Мы уже трижды по ходу чемпионата имели возможность попасть в пятерку, но каждый раз не хватало одного матча, стабильности. Мешали травмы, судейство. Но мы выжили! Мы отдали трех игроков в ЦСКА, я их не выгонял, они ушли сами...

САДЫРИН: Анатолий Федорович, извините, давайте не будем читать лекции. Журналисты все знают. Что вы рассказываете сказки, кто куда ушел (смех и шум в зале)... Давайте говорить по игре, а не о том, сколько вы взяли народу - с Украины или еще откуда (шум)... Если вы хотите его слушать, я уйду (шум усиливается)...

БЫШОВЕЦ: Я все-таки продолжу ту мысль, которую хотел высказать. Мы выжили и мы будем идти вперед. Еще раз поздравляю болельщиков: это был хороший реванш (аплодисменты).

Далее Садырин, отвечая на вопрос о возможных кадровых изменениях в ЦСКА в межсезонье (в том, что ЦСКА сохранит за собой место в высшей лиге, наставник армейцев не сомневается), заявил, что они "будут значительными, поскольку половина игроков соответствует уровню второй лиги". А Бышовец, отвечая на вопрос о первом голе, сказал, что не может утверждать, "был ли забит первый мяч из положения "вне игры" или нет". "Но то, что мы не работаем с судьями, - это факт. Абсолютный, на двести процентов", - подчеркнул Бышовец.

"Ну какой тренер вам скажет, что он работает с судьями!" - вновь развеселил собравшихся Садырин.

"Я хочу дожить до того момента, когда тренеры у нас начнут говорить правду. Тогда футбол в стране станет футболом. Я лично не боюсь говорить правду", - не замедлил отреагировать Бышовец.

А под занавес "третьего тайма" оба тренера высказали весьма полярные мнения относительно неудачи сборной России в матче с болгарами и о состоянии отечественного футбола в целом.

САДЫРИН: "У нас половину команд надо взять ... и убрать. Пусть футболисты стоят в очереди на работу. Тогда они перестанут куражиться, выбивать подъемные, а начнут играть в футбол. Профессионалов по большому счету среди наших футболистов просто нет. Это продемонстрировала и игра нашей сборной".

БЫШОВЕЦ: "Мы очень много говорим о профессионализме футболистов, но не затрагиваем при этом профессионализма тренеров. У нас в "Зените", к примеру, за девять месяцев не было ни одного нарушения дисциплины. Команда - это не только игроки, но и тренер. Надо иметь моральное право руководить командой. Игнатьев - вполне квалифицированный тренер, но существуют еще несколько факторов, которые влияют на результат. Прежде всего - организация дела. А просто говорить, что игроков нет... Надо прежде всего с себя спрашивать. Как может вырасти наш футбол, когда команды играют по 15 договорных матчей! И вы все свидетели того, что происходит у нас в футболе".

ЗЕНИТ

БЕРЕЗОВСКИЙ - 7,0. Уверенная игра. Взял неберущийся мяч от Кулика, отбил сложный удар Семака.

Д. ДАВЫДОВ - 6,0. Добротные действия в защите, постоянные подключения в атаку.

КОНДРАШОВ - 6,0. Выключил из игры Кулика, только однажды упустив своего подопечного из виду.

КУЛЬКОВ - 5,5. Выглядел после травмы тяжеловатым, но сумел распределить силы на два тайма.

ПОПОВ - 6,0. После длительного лечения набирает форму.

ВЕРНИДУБ - 7,0. Лишний раз доказал, сколь велика его роль в успехах команды. Лучший игрок матча.

БЕЛОЦЕРКОВЕЦ - без оценки. Заменен из-за травмы.

ГОРШКОВ - 6,5. Два очка по системе "гол плюс пас".

ЗАЗУЛИН - 6,0. Хорошо потрудился, прервал безголевой пятимесячный период.

ДМИТРИЕВ - 5,5. Оказавшись в непривычной роли центрфорварда, отдал все силы в первые 45 минут.

ГЕРАСИМЕЦ - 6,5. Вышел из тени во втором тайме, проведя его отменно.

ДЫМАРЧУК - 6,0. Был на поле заметной фигурой.

ПАНОВ - 5,5. Партнеры исправно снабжали его мячом, но ситуацию он обострял редко.

ОСИПОВ - 6,0. Безбоязненно вошел в игру.

ЦСКА

КУТЕПОВ - 5,0. Три удара в створ его ворот обернулись двумя голами.

КУЗНЕЦОВ - без оценки.

ГАЙСУМОВ - 5,0. Был излишне эмоционален.

БОКОВ - 5,0. Получил во втором тайме давно заслуженный им "горчичник".

СЕМАК - 6,5. Старался завести партнеров. Дважды опасно угрожал воротам Березовского.

ШУСТИКОВ - 5,0. Питерские болельщики узнали его только по светловолосой шевелюре.

ХОМУХА - 5,5. Провел матч средне.

АГЕЕВ - 5,0. Часто ошибался, проигрывал борьбу на фланге.

МИНЬКО - 6,0. Играл старательно, но без огонька.

КУЛИК - 5,5. Мог забить лишь однажды, но не переиграл Березовского. Остальные 89 минут пытался зацепиться за мяч, но без особого успеха.

ГЕРАСИМОВ - 5,0. Ничем о себе не напомнил.

ПЕРВУШИН - 5,0. Неожиданно для себя выйдя на поле на 6-й минуте, занервничал, что отразилось на его игре.

КАРСАКОВ - 5,5. Не сумел добить мяч в ворота после удара Семака. Старался завязать комбинационную игру.

ПЕТРОСЯНЦ - 5,5. Много перемещался, но без особой пользы для команды.