ФОРМУЛА-1 |
ХИЛЛ И "ДЖОРДАН": ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ЧАЕПИТИЯ В САМОЛЕТЕ
Пресс-конференция "Джордана", на которой было объявлено о том, что следующие два года за эту команду будет выступать Дэмон Хилл, стала в минувшую пятницу гвоздем программы в паддоках австрийского "Гран-при". И неудивительно. Ведь ей предшествовали события, также напрямую касавшиеся пока что действующего чемпиона мира. Напомню: всего-то задень до ратификации контракта Хилла с "Джорданом" владельцы сразу двух команд - Том Уолкиншоу и Ален Прост - заявили, что отказываются от возможных услуг чемпиона.
- Вы же понимаете, - немного виновато говорила пресс-атташе команды "Эрроуз" Энн Брэдшоу, год назад отважно последовавшая за Хиллом из Гроува, штаб-квартиры "Уильямса", в Лифилд к Тому Уолкиншоу, - Дэмон - чемпион мира, а Мика (Сало. - О.Л.) нет, и никто не собирается оплачивать их услуги одинаково. Это правда жизни. Мы должны рассматривать будущее нашей молодой команды с реалистических позиций, а потому решили, сэкономив на зарплате пилотам, вложить больше денег в развитие технической базы.
Что же касается Алена Проста, то он, по сути, отказался объяснять, почему расстроились так, казалось, гладко протекавшие переговоры с Хиллом. Тем не менее некоторые детали все-таки стали известны. Французские журналисты утверждают, к примеру, что Хилл кроме зарплаты в 10 миллионов в год запросил себе лучшего гоночного инженера и лучшую бригаду механиков, то есть номинально - положение первого номера "Прост-Пежо". Конечно, имея за плечами титул чемпиона мира, 21 победу и 20 поулов (сравните с послужным списком Оливье Паниса - всего одна победа и несколько призовых мест), он имел на это право, но ведь контракт первого пилота уже подписан - с Панисом, и этих требований англичанина, естественно, удовлетворить в команде "синих" не могли. Пино Аллеви из миланской La Gazzetta dello Sport цитирует в сердцах брошенную Простом фразу: "Я вдруг увидел перед собой человека, которого интересуют только деньги!"
Не вяжется как-то с благородным имиджем Хилла, правда? Хотя, возможно, подобной меркантильности чемпиона есть самое естественное объяснение. Дэмон является главой семейства и кормильцем с того самого момента, как осенью 1975 года в авиакатастрофе погиб его отец Грэм. И на руках у Хилла-младшего не только его собственная семья (два сына, дочь и супруга Джорджия, которая ждет появления на свет четвертого ребенка предположительно в январе будущего года), но и мать Бетти и две сестры, Бриджит и Саманта. Содержать сразу столько родственников - задача, согласитесь, не для слабонервного.
На деле повышенная меркантильность Хилла объяснилась еще проще. Объявляя о двухлетнем контракте с Хиллом, Эдди Джордан открыто дал понять прессе, что соглашение с чемпионом мира было у него в кармане уже на следующий после "Гран-при Италии" день! Если это действительно так, то стоит лишь пожалеть Проста, которого Хилл по неизвестной причине водил за нос целых десять дней... Кстати, сам англичанин в ответ на вопрос о том, ради чего он затевал переговоры с Простом, пожал плечами: "С моей стороны это было всего лишь попыткой найти минимальный компромисс между моим желанием оставаться конкурентоспособным и возможностями будущей команды. Не более". Или - если перевести на нормальный язык эту замысловатую фразу: "Я попытался получить как можно большую компенсацию за то, что не смогу бороться за титул чемпиона".
А теперь - весьма любопытные подробности того, как соглашение между Эдди Джорданом и Дэмоном Хиллом из гипотезы стало реальностью. После того как год назад чемпион мира предпочел ирландской команде "Эрроуз", Джордан впервые пошел на контакт с Хиллом в июне в Маньи-Кур - после того как возникло опасение, что Джанкарло Физикеллу придется-таки уступить "Бенеттону". Казалось, что серьезных последствий эта беседа иметь не будет - даже несмотря на то, что в Спа Хилл обстоятельно побеседовал с Хиротоши Хондой, главой "Мюген/Хонды", будущего поставщика моторов для "Джордана". Но все повернулось весьма неожиданным образом. Дело в том, что после гонки в Монце 7 сентября Хилл... опоздал на самолет - босс "Эрроуза" Том Уолкиншоу улетел на своем частном Lear jet за полчаса до того, как Хилл появился в аэропорту. Чемпиона пожалели соотечественники - пилоты чартерного GdeZ Capital, нанятого генеральным спонсором "Джордана", фирмой Ben-son&Hedges. "До тех пор пока мы не поднялись на борт самолета, - хохоча, рассказывал известный байкомет Эдди Джордан, - мы даже не подозревали, что с нами полетит Дэмон! Который, кстати, мирно дремал где-то в углу салона. После пары-тройки чашек чая на пути из Милана в Дублин мы и пришли к выводу, что пришло время возобновить наши прерванные отношения (Джордану и Хиллу уже довелось сотрудничать - в 1985 году в "Формуле-3". - О.Л.). Ну а к тому моменту, когда самолет начал снижаться, заканчивая полет, мы практически ударили по рукам".
Вместе с Джорданом в этом фантастическом полете участвовали менеджер его команды Иан Филлипс и технический директор Гэри Андерсон. "Воздушное соглашение" было окончательно детализировано и утверждено после визита Хилла в Вейбридж, в штаб-квартиру Gallahers, головной фирмы В&Н, 9 сентября. Где и было решено не объявлять о достигнутом соглашении до следующего "Гран-при" (напомню, что в Высшем суде Лондона в эти же дни шло разбирательство "дела Физикеллы", и, объяви Джордан о готовом контракте с Хиллом, оно было бы прекращено, и ирландцы не получили бы с "Бенеттона" компенсации за итальянца в размере 2,5 миллиона долларов. - О.Л.). Но, судя по всему, это было "секретом Полишинеля" и составляло тайну лишь для доверчивого Проста. Безусловно, что Уолкиншоу, подписавший свой контракт с Микой Сало в не менее пожарном порядке, знал о том, что чемпион мира уже ушел из его команды.
И хотя процентов 50 журналистов в паддоках "Гран-при Австрии" если не знали, то подозревали о том, что намерен рассказать им Эдди Джордан на своей пятничной пресс-конференции, ажиотаж возле моторхоума "Джордана" напомнил благословенные времена, когда "Ф-1" с замиранием сердца ждала известий от Алена Проста или Айртона Сенны. Первые ряды шатких стульев, расставленных под тесным тентом моторхоума, еще за час до объявленного срока были оккупированы фото- и телеоператорами. Пишущая пресса была вынуждена взирать на виновников переполоха Хилла, Джордана и ненадолго присоединившегося к ним Ральфа Шумахера, стоя на цыпочках и прикладывая руки к ушам в надежде расслышать хоть что-нибудь (даже несмотря на то, что Джордан и Хилл говорили в микрофоны). Хорошо еще, что галантный и безмерно счастливый состоявшейся сделкой мистер Джордан чуть позже милостиво согласился повторить все сказанное в более спокойной обстановке.
- В течение нескольких лет я старался получить в команду гонщика калибра Дэмона, - говорил, потирая красные от бессоницы и долгих переговоров глаза, Джордан. - Но еще год назад мы не имели для этого достаточной финансовой силы, теперь же она у нас есть. К тому же я прекрасно знаю, что выиграть чемпионат, имея в своем распоряжении хоть и талантливых, но, по сути, лишь начинающих гонщиков, невозможно. Это совсем не значит, что я недоволен Ральфом и Джанкарло, но Дэмон приносит с собой в команду ту составляющую, которой у нас пока не было, - умение завоевывать поулы, выигрывать гонки и чемпионаты. Сочетание в "Джордане" Дэмона Хилла и Ральфа Шумахера позволит нам создать потрясающий ансамбль двух суперталантов - только еще заявляющего о себе и уже доказавшего свою силу. Дэмону осталось не так много лет в гонках, но их вполне достаточно, чтобы отдать свой опыт и блистательное мастерство команде. И, возможно, помочь Ральфу подняться на иную качественную ступень.
Еще об одной детали мистер Джордан не сказал вслух, но все присутствовавшие и без этого сразу поняли: поскольку в будущем сезоне у команды будет совершенно новая машина с совершенно новым мотором, общепризнанный талант Хилла в доводке и настройке техники придется удивительно кстати. За это не жалко платить 10 миллионов долларов в год! Кстати, кроме этих миллионов (которые Хилл еще должен отработать, поскольку не может не понимать, что эта цена - эхо его еще уильямсовских достижений!), Хилл получил в команде равный статус с Шумахером-младшим. Которого, конечно, не могли не спросить, с каким настроением он встречает в качестве партнера вечного соперника своего брата. "Джанкарло (Физикелла. - О.Л.) и я провели вместе хороший год и на самом деле хорошо и продуктивно сотрудничали, - сказал Ральф. - Возможно, в конце будущего года я смогу сказать вам, что лучше - иметь партнером опытного пилота или такого же молодого, как я сам. Но это будет через год, а пока я не могу сказать большего".
- Я не слишком молод по паспорту, - шутил благодушно настроенный Хилл, - но я чертовски молод в душе и очень рад, что Эдди в моем лице решил поддержать свою репутацию открывателя молодых талантов. "Джордан" в этом сезоне доказал, что является одной из топ-команд, а я надеюсь помочь ей сделать последний шаг - включиться в схватку за чемпионский титул. В сочетании с потрясающими амбициями "Мюген/Хонды" мы способны составить уникальный ансамбль!
Ничего оригинального - традиционные, банальные слова. Подписывая контракты, все старательно расшаркиваются друг перед дружкой, щедро одаривая мир уверениями в "абсолютном профессионализме", "высочайших человеческих качествах" своего избранника и "лучшей возможности из всех". И так далее, и тому подобное. А вот насколько правдивы оказываются эти уверения, ответ может дать только время. Но вот если что-то пойдет не так, времени на то, чтобы исправить последствия, у Хилла, скорее всего, не останется, потому что авантюра с "Джорданом", видимо, последнее завихрение карьеры англичанина: по истечении контракта с ирландцами ему стукнет 39, и на фоне вошедшего в последнее время в моду тотального омоложения (и удешевления) контингента пилотов ему вряд ли удастся снова выторговать себе престижное, удобное и хорошо оплачиваемое место.
Ольга ЛИНДЕ