Газета Спорт-Экспресс от 30 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 октября 1997 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В ТИЛБУРГЕ

КАСПАРОВ И КРАМНИК: ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ КУРСАМИ НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ

Еще до начала турнира в Тилбурге было ясно, что в центре всеобщего внимания вновь окажется борьба Каспарова и Крамника - ведь именно так было в Линаресе и Новгороде. Но действительность превзошла все ожидания! И чемпион мира, и претендент на этот титул рванули, что называется, с места в карьер. У обоих на старте - стопроцентный результат, 2 из 2! Может быть, они хотят выиграть все партии?

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Тилбурга

Невидимый режиссер словно специально провел жеребьевку так, чтобы не отпускать наше внимание до последнего тура. О жеребьевке, впрочем, стоит сказать отдельно. Шахматные профи придают ей очень большое значение. Действительно, ведь очень интересно и важно знать, в каком туре состоится партия Каспарова и Крамника и кто какими фигурами при этом будет играть. И вот в результате жеребьевки выяснилось: центральная партия состоится в предпоследнем туре, и чемпион мира будет играть белыми.

Вот уже который раз за последний год "слепой" жребий становится подозрительно зрячим, когда дело доходит до партии Каспаров - Крамник! Напомню: в Линаресе-97 их партия состоялась в последнем туре, в Новгороде-97 - в предпоследнем и вот теперь в Тилбурге - тоже.

Отметим еще одну особенность тилбургской жеребьевки: до 10-го тура, до личной встречи, оба соискателя главных наград будут играть в каждом туре одним и тем же цветом - словно бы для большей наглядности. Так распорядилась шахматная муза Каисса - она явно неравнодушна к этим двум "К"...

За жеребьевкой я наблюдал вместе со Львом Псахисом, в свое время - двукратным чемпионом СССР, а ныне чемпионом Израиля. Псахис приехал в Тилбург помогать Юдит Полгар. Юдит тянула жребий одной из последних, и у нее оставался шанс вытянуть номер "2" или номер "7". К тому времени были известны уже номера Каспарова и Крамника, от которых во многом зависит турнирная судьба Юдит, обладательницы, между прочим, пятого рейтинга в турнире. Вытащит Полгар номер "2" - и с Каспаровым, и с Крамником играть ей белыми, вытащит "7" - играть и с тем, и другим черными. Волнующий момент! Псахис, как заклинание, шепчет: "Ну, давай, "двоечку"! Уж беленькими-то как-нибудь ничьи с обоими сделаем..." Не секрет, что Псахис был вызван в Тилбург во многом для того, чтобы прервать наконец жутчайшую череду поражений Юдит Полгар от жестоких "К". Но... Главный арбитр турнира Герд Гейссен со своей неизменной хитроватой усмешечкой достает из изящного букетика, преподнесенного Юдит, как и остальным участникам, номер "7", и Псахис тяжело вздыхает: "Хуже не придумаешь: с ОБОИМИ - черными, да вдобавок и две первые партии - тоже черными..."

Счастливая "двоечка" досталась Талю Шакеду из Аризоны, шахматному принцу этого года. И уже в первом туре ему выпало играть с Крамником. Владимир, хотя и старше Таля всего-то на три года, но в шахматной иерархии их разделяет непреодолимая пропасть в 270 единиц Эло. С партии Шакед - Крамник мы и начнем рассказ о первом туре, для чего перенесемся в помещение Торгово-промышленной палаты города Тилбурга, где проходит турнир.

Итак, Шакед играл белыми, как мы уже говорили, и очень хотел сделать ничью. Пожалуй, он даже слишком хотел ничью, не помышляя более ни о чем. При этом казалось, что и Крамник ни о чем нехорошем для Шакеда не помышлял: Таль менял фигуры и пешки - и Крамник менял. Таль изо всех сил упрощал позицию - и Владимир вслед за ним. Но главная беда Шакеда оказалась в его излишнем усердии на пути упрощений. На 13-м ходу он допустил стратегическую ошибку: взял на d5 ферзем, а надо было слоном.

Разница в том, что слон мог закрепиться на центральном поле, а ферзь подвергся гонениям и был вынужден метаться в поисках лучшей доли на королевском фланге, унизительно подставляя свой бока под пинки и зуботычины младших по званию фигур соперника. Наконец, бедолаге белому ферзю удалось разменяться с равным по положению в обществе - черным ферзем, но какой ценой! Дыры в пешечном прикрытии - как на королевском, так и на ферзевом флангах - возникли чудовищные. В поисках защиты (которой не было) Шакед потратил на обдумывание все свое время, и оно у него кончилось, когда до контроля оставалось еще пять ходов.

Турнир в Тилбурге проводится под патронажем голландского научного фонда "Фонтис", оказывающего поддержку студентам и всяческим юным дарованиям. Отсюда и идеология турнира: "профессор" Каспаров как бы принимает осеннюю сессию у "студентов". Один из этих студентов, Люк ван Вели, родился и вырос в Тилбурге - и именно ему выпало сдавать экзамен в первом туре. "Люлек", как по-свойски называет Люка россиянин Петр Свидлер, в отличие от Таля из Аризоны имеет высокий рейтинг и никак не подходит на роль мальчика для битья. К тому же он играл с Каспаровым белыми.

За этой партией с повышенным вниманием наблюдал друг ван Вели гроссмейстер из Эстонии Лембит Олль, который, путешествуя по голландским "опенам", заехал на огонек в Тилбург. Когда ферзевый конь ван Вели на 13-м ходу вдруг прыгнул на ограждение - поле а4, Лембит сказал: "Все с Каспаровым играют как-то странно. Ну спрашивается, зачем, не закончив развития, не рокировав, ходить второй раз одной и той же фигурой? А ведь все очень просто: ван Вели защищается от мнимых угроз Каспарова. Ему мерещится перевод ферзевого слона черных на е6 и b3, но это ведь вовсе не опасно для белых! Уверен, когда назавтра он увидит этот ход, удивленно спросит: "Неужели я так сыграл?!"

Да уж, если бы "Люлек" знал, что потом последует, то точно не направлял бы своего белого скакуна так резко влево, тем более на 13-м ходу.

Каспаров, даже не поведя бровью, продолжал начатую перегруппировку: ферзь - на f7, слон на е6... Но ведь Люлек вроде как против этого и затеял свой фланговый маневр! Белые прогоняют коня (15. b5) и потом играют 16. е4 - и у них все в порядке. Но Каспаров это предвидел: последовала временная жертва коня (смотри диаграмму в разделе партий), и от позиции белых остались одни руины... Нет, конечно, ван Вели честно сопротивлялся аж до 51-го хода, но все понимали, что он обречен, понимал это и сам ван Вели, но точность требуется и от королей. Реализация перевеса в исполнении чемпиона мира отличалась изяществом, а 49-й ход черных, как признался Каспаров после партии, даже доставил ему некоторое удовольствие.

Из других событий первого тура отметим упущенный Петром Свидлером выигрыш в партии против Петера Леко. Если бы на 25-м ходу белые (Свидлер) продвинули вперед свою центральную пешку - 25.е5! (а не 25. Cf3), то лучшее, что могли бы получить черные, - безобразный ладейный эндшпиль без пешки. Увы, испытывая недостаток времени, Петр с невских берегов дал возможность Петеру с берегов Дуная спастись. И хотя в этой партии был еще и натуральный "зевок" пешки со стороны Свидлера - на 36-м ходу, но, как заметил сам потерпевший, даже если бы он не зевнул эту пешку, ему вряд ли удалось бы выжать что-то больше ничьей из того, что осталось в позиции.

Какой-то односторонней получилась партия Майкл Адамс - Александр Онищук. Черные были зажаты в своем лагере с дебюта и даже не дернулись. Каспаров в нашем разговоре поставил эту партию в один ряд с партией Шакед - Крамник: "Разве можно с такой игрой..."

Что касается данной конкретной партии, Каспаров прав, но Онищук себя реабилитировал в глазах чемпиона (и в своих собственных) уже на следующий день, выиграв очень трудный, затяжной поединок у Жоэля Лотье.

Сказывается затяжное отсутствие турнирной практики у носителя третьего рейтинга в турнире Алексея Широва. В первом туре он чуть было не "зевнул" Йеруну Пикету на 17-м ходу трафаретную жертву на h3, знакомую любому начинающему шахматисту (с последующей "вилкой" на f3). "Я уже протянул руку, чтобы взяться за своего коня на f1, как вдруг заметил, что "зеваю" пешку. После этого я понял, что партию надо играть с повышенной аккуратностью, симптом был тревожный...", - говорил мне после партии Алексей, не игравший в турнирах несколько месяцев.

Да, конечно, когда гроссмейстер с рейтингом 2700 ловит себя на мысли, что едва не попался в ловушку для новичков, то ему надо принимать меры. Самое лучшее - постараться "вработаться", сделать пару профилактических ничеек. Но ведь турнир короткий, и когда еще со своим старым приятелем Крамником встретишься за доской... Короче, уже во втором туре Алексей забыл про свою растренированность и дал Крамнику полномасштабное сражение. Причем сделано это было на территории Крамника: этот вариант староиндийской защиты, который тот играет постоянно, принес успех ему в партии с Каспаровым (!) на недавнем турнире в Новгороде...

Первые ходы соперники делали в ураганном темпе. На 16-м ходу после хода черного слона знаток теории Олль произнес магическое для шахматных профи слово "новинка"! Однако сидевший рядом с ним рижанин Зигурд Ланка, тренер-секундант Широва на этом турнире, мягко поправил: "Так играл Федорович на последнем чемпионате США..." Ланка потом говорил мне, что они с Алексеем посвятили подготовке к варианту немало времени и решили использовать интересный, как им показалось, блокадный мотив: грозная на вид далеко продвинутая проходная пешка белых "е6", которая торчала у черных, как кость в горле, оказывается, была помехой и для белых: перекрывала вертикаль для ладей и важную белую диагональ - для слона. Так думал Ланка, и долгое время казалось, что стратегия черных оправданна, но...

Но, как ядовито заметил чемпион мира после тура, он с Крамником в Новгороде играл староиндийскую защиту, а что играл Широв, он не знает - возможно, ферзевый гамбит...

Идея Широва - Ланки и впрямь была не "староиндийских кровей", она и возможностей оставляла для контригры немного. Фактически, как заметил все тот же строгий критик Каспаров, Широв играл "на два результата". Он не сказал, какие, но догадаться нетрудно: результаты могли быть следующие - ничья и поражение. Староиндийская же, как мы все понимаем, хотя и опасный дебют и даже, может быть, "полукорректный", как называя его известный "староиндиец" Ефим Геллер, но там время от времени и черные выигрывают.

Решающим моментом в партии было положение, возникшее после хода белых 23. Фс5 (смотри диаграмму в разделе партий). Разменяйся сейчас черные на с5 ферзями - и у них сохранялись большие шансы на желанный результат. Как показал совместный анализ после партии, в возникающем эндшпиле белым было бы очень трудно, если вообще возможно использовать далеко продвинутую проходную и возможность вторжения на седьмую горизонталь. В партии же случилось иначе: Широв, имевший заметный перевес в расходе времени (у него было потрачено меньше где-то на полчаса), затеял сложный перевод ферзя на королевский фланг и допустил решающее вторжение белой ладьи: 25. Лf7! Широв явно недооценил эту жертву пешки и большие трудности в защите для черных, сопряженные с ней. Хотя, как показал анализ, он мог и в этом случае защищаться упорнее, но к этому моменту времени у него оставалось уже меньше... Вот так Крамник одержал очень важную победу.

Каспаров во втором туре играл с Юдит Полгар. "Когда готовишься к "белому" Каспарову, хочется превратиться в ма-а-ленькое насекомое, как в рассказе Франца Кафки, и спрятаться куда-нибудь далеко-далеко..." - говорил мне перед партией тренер Юдит Лев Псахис, большой книгочей, возящий на турниры целую библиотеку... записанную на дискеты.

Спрятаться от Каспарова, однако, не удалось. Стратегически партия закончилась в пользу белых уже в районе 16-го хода, а практически - после очень красивого тактического фейерверка белых - на 32-м.

Свидлер по дебюту стоял черными с Йеруном Пикетом довольно подозрительно, но в миттельшпиле "на классе" переиграл соперника.

Таль Шакед вновь просрочил время - теперь с ван Велли. Правда, его позиция к моменту просрочки была безрадостной.

Единственная ничья в туре между Леко и Адамсом была довольно боевой. Леко белыми построил крепость, которую Адамс решил не пробивать, затеяв троекратное повторение.

После двух туров: Гарри Каспаров и Владимир Крамник - по 2 очка, Петр Свидлер (все - Россия) и Майкл Адамс (Англия) - по 1,5, Петер Леко (Венгрия), Александр Онищук (Украина) и Люк ван Вели - по 1, Йерун Пикет (оба - Нидерланды), Юдит Полгар (Венгрия), Жоэль Лотье (Франция) и Алексей Широв (Испания) - по 0,5, Таль Шакед (США) - 0.

I тур. Адамс - Онищук - 1:0. Ван Вели - Каспаров - 0:1. Шакед - Крамник - 0:1. Ничьи: Свидлер - Леко, Лотье - Полгар и Широв - Пикет.

II тур. Каспаров - Полгар - 1:0. Крамник - Широв - 1:0. Онищук - Лотье - 1:0. Ван Вели - Шакед - 1:0. Пикет - Свидлер - 0:1. Леко - Адамс - ничья.