ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-98. ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР |
ОЧЕНЬ ЖАЛЬ, ЧТО ПАЙРЕТТО НЕ СУДИЛ МАТЧ В СОФИИ
Начало. Продолжение на стр. 3
Группа 5 |
РОССИЯ - БОЛГАРИЯ - 4:2 (2:0) |
Голы: Аленичев, 14 (1:0). Колыванов, 41 - с пенальти (2:0). Юран, 52 - с пенальти (3:0). Аленичев, 57 (4:0). Груев, 68 (4:1). Костадинов, 78 (4:2).
Незабитый пенальти: Пенев, 76 (вратарь):
Россия: Овчинников - 7,0. Попов - 6,5. Чугайнов - 6,5. Цвейба - 6,5. Яновский - 6,5. Тихонов - 6,5. Онопко - 7,0. Аленичев - 8,0 (Косолапов, 80 - б/о). Юран - 7,5 (Веретенников, 67 - 6,0). Колыванов - 7,0. Симутенков - 7, 0 (Радимов, 46 - 6,5).
Болгария: Здравков - 6,0. Кишишев - 5,5. Иванов - 5,0. И. Петков - 5,0. Гинчев - 5,0. Янков - 6,0. Зафиров - 5,0. Стоичков - 6,0 (Костадинов, 55 - 6,5). Пенев - 6,0. Илиев - 5,5 (Груев, 67 - 6,0). Лечков - 5,5 (Боримиров, 55 - 5,5).
Наказание: Аленичев, 19 (предупреждение).
Судьи: Пайретто. Маццеи, Манжерини (все - Италия).
11 октября. Москва. Лужники. 20 000 зрителей (вмещает 62 000). 14 градусов.
Михаил ПУКШАНСКИЙ |
из Лужников |
Не проиграй наша сборная месяц назад в Софии, московский матч с болгарами стал бы для нее самым главным в сезоне. Но так получилось, что из решающего он превратился в товарищеский. Ибо вряд ли кто-то тешил себя надеждой на несбыточные варианты, по которым Россия могла еще оказаться во Франции, минуя стыковые матчи. Ну стоило ли рассчитывать на то, что шотландцы проиграют Латвии, а бельгийцы - Уэльсу? Только тогда и при счастливом стечении ряда других обстоятельств наша команда становилась бы лучшей среди девяти сборных, занявших в своих группах вторые места. Сенсации в футболе, конечно, случаются, но, увы, совсем не тогда, когда это нужно России. С этим нам, похоже, надо смириться. Вспомнился американский чемпионат мира, где после разгрома, учиненного Камеруну, мы получили шанс, и очень даже реальный, выйти в 1/8 финала. Но... Фортуна не проявила благосклонности к российской сборной: в матчах, где решалась ее судьба, были зафиксированы весьма удивительные результаты. Скажем, бельгийцы проиграли Саудовской Аравии. И кому как не Борису Игнатьеву с Юрием Семиным было обо всем этом помнить. Помнить, что если мы сами не решаем собственную судьбу, то на постороннюю помощь надеяться не приходится.
Лишенная какого бы то ни было турнирного смысла субботняя игра с болгарами должна была стать для команды Игнатьева поводом для удовлетворения нереализованных амбиций и, самое главное, репетицией перед ожидающими ее совсем скоро стыковыми матчами. И если с первой задачей сборная справилась, то решение второй оказалось невозможным по целому ряду причин. Во-первых, Ковтун пропускал матч из-за очередного "горчичника", во-вторых, травмы накануне игры получили Никифоров и Хохлов, а еще раньше Канчельскис, в-третьих, не поправился Тетрадзе, в-четвертых, не пригласили Мостового, который, вполне возможно, присоединится к команде через две недели.
Словом, субботний состав сборной был весьма далек от того, каким он скорее всего станет в решающих поединках. Репетиции не получилось, а получилась очередная проверка старых и новых игроков на старых и новых позициях. Впервые с мая прошлого года в атаке появился Юран, Аленичев левую бровку сменил на место "плеймейкера", Симутенков из "чистых" форвардов был переведен на правый фланг полузащиты, а Веретенников, напротив, оказался во втором тайме нападающим. В основной состав был возвращен Попов, игравший правого защитника. Все 90 минут отработал на левом краю Тихонов. А Онопко уже третий раз подряд действовал в центре поля - там, где прежде играл Карпин.
По сравнению с софийской встречей у россиян были три изменения в составе, по сравнению с контрольной игрой против югославов - шесть, как и по сравнению с московским матчем против Израиля. Все это настораживает. Такой текучки кадров нет в Европе ни в одной сборной.
Считаю, что костяк у национальной команды должен быть обязательно, и негоже проверять новых людей, да еще на. непривычных позициях, в тот момент, когда завершается отборочный цикл.
В субботу на пару с Колывановым впереди действовал Юран. Сыграл нападающий "Бохума" очень прилично, и жаль, что не было его месяц назад в Софии. Помог бы, не сомневаюсь. Только одна из допустимых причин могла оправдать его отсутствие в болгарской столице - не вписывался в концепцию тренеров. Если так, то выходит, что за последний месяц эта концепция сильно изменилась. Пример Юрана я привел как наиболее яркий, хотя удивительным выглядел и такой факт: в Софии Черышева выпустили на поле в самые ответственные минуты, а три дня назад в Москве его не было вовсе. И еще удивило то, что вернувшемуся после травмы Черчесову не доверили ворота даже на тайм. Хотя для обретения голкипером психологической уверенности это было бы очень кстати.
Стоит ли говорить о том, что мотивация у соперников была разной. Еще одна неудача россиян поколебала бы веру в сборную даже у самых заядлых оптимистов. Болгары же приехали в Москву финалистами чемпионата мира и могли позволить себе играть с мыслями о предстоящих матчах за свои клубы. Балакова, самой яркой фигуры в команде Бонева, зрители не увидели вовсе, остальные играли совсем не так, как в Софии. Хотя не стал бы упрекать болгар в нежелании бороться за результат - время от времени в них просыпался бойцовский дух, гнавший гостей к воротам Овчинникова. Кто-то говорил, что Стоичков и К° постараются во что бы то ни стало спасти собственный престиж, подорванный не назначенными в Софии четырьмя 11-метровыми в сторону болгарской команды. Думаю, услышав такое, Стоичков рассмеялся бы. Крондл там свое дело сделал, болгары в отличие от россиян добились желаемого. Плюс к этому наши в Москве играли за премиальные, соперники - нет.
Игра сборной России в очередной раз вселила надежду. Но было одно обстоятельство, омрачившее этот матч. Условия, в которых он проходил, исключали возможность классной игры. Или, во всяком случае, сводили ее до минимума. Жоао Авеланж, Леннарт Юханссон, другие почетные гости лишний раз убедились, что если в России делается что-то хорошее, то только наполовину. Да, замечательно реконструирован стадион, да, зрители чувствуют себя на трибунах под крышей очень комфортно, да, журналистам наконец-то грех жаловаться на условия работы. Но как же запамятовали о главном - футбольном поле?! Похоже, проведя триллионное обновление стадиона, руководители Лужников забыли проверить дренаж. Он как был никудышным - таким и остался. Стоит пойти дождю - газон тут же превращается в месиво. По этой причине, кстати, спартаковские болельщики уже страдали пять лет назад, когда матч против "Фейеноорда" был перенесен на "Торпедо". Вот и теперь случилось нечто похожее: матч со "Сьоном" спартаковцам придется играть не на лужниковском поле, а в Черкизове.
Качество газона - одно из ключевых слагаемых классного футбола. Будь у нас поля получше - и ярких игр стало бы значительно больше. Хотя и в таких условиях россияне атаковали очень неплохо.
В дебюте матча, правда, болгары выглядели солидно. И первый удар они нанесли, и первый острый момент создали - Попов, бросившись в ноги Лечкову, положение спас. Длинные передачи на выдвинутого вперед Пенева то и дело оставляли наших защитников в роли наблюдателей. Впрочем, ничего удивительного: обороняющаяся четверка впервые предстала в таком сочетании.
Россияне пытались превзойти соперника в движении и своего добилась. В каждом эпизоде наши игроки были быстрее болгарских. И когда на 14-й минуте Симутенков сумел оторваться от своего сторожа, Колыванов тут же адресовал ему передачу. А дальше лужа помешала Гинчеву вынести мяч из вратарской, и тот, вырванный Юраном, вновь оказался у Колыванова. Но если на его удар Здравков среагировал, то помешать Аленичеву уже не смог. 1:0 - и подумалось, как был бы важен этот быстрый гол, не проиграй мы в Софии или не сыграй на Кипре вничью.
Сборная России стала хозяйкой положения. Вперед шли все - даже крайние защитники Попов и Яновский. Было видно, что наших волнует не только победа, но и счет, с которым она будет одержана. Отмщение состоялось. Особенно хорош был Аленичев - и не только потому, что забил два мяча. Через него строились практически все атаки, а дриблинг у спартаковца, несмотря на состояние поля, получался. Онопко старался освободить Аленичева от оборонительных действий, и тот почти весь матч созидал.
На 19-й минуте напомнил о себе другой спартаковец - Тихонов. Посланный в прорыв Симутенковым, он обыграл защитника и ударил под перекладину. Спокойной жизни болгарам ждать не приходилось. Подопечные Игнатьева навязывали борьбу по всему полю, временами прибегая к прессингу. Большой объем
работы взяли на себя Колыванов и Юран. Оптимальная на данный момент атакующая пара действовала слаженно - то один, то другой "отскакивали" назад в попытке зацепиться за мяч. А умения прикрыть мяч корпусом, обыграть одного или двух соперников им обоим не занимать.
С 25-й минуты игра несколько выравнялась. Однако превосходство россиян в скорости по-прежнему ощущалось. И Овчинников, и полевые игроки старались вводить мяч молниеносно, а атаки шли с минимальным числом касаний и поперечных передач. На 35-й минуте Колыванов едва не забил второй мяч. Через пять минут Симутенков предоставил ему еще один шанс. Классическая контратака началась длинной передачей Цвейбы, дальше мяча касались Колыванов, Аленичев, а Симутенков, уже в штрафной, был сбит. Пятый пенальти в новейшей истории российско-болгарских встреч в отличие от четырех софийских Пайретто назначил. Колыванов, потерявший с приходом Баджо и место в составе "Болоньи", и роль штатного пенальтиста, был точен. Так под знаком превосходства россиян закончился первый тайм. Болгарам, если что-то и удавалось, то лишь до штрафной Овчинникова.
В перерыве испарилась иллюзия прямого попадания во Францию. Шотландцы, начавшие игру в Глазго часом раньше, обыграли Латвию и заняли второе место с безоговорочно лучшими показателями. Впрочем, от этого игра в Москве не стала менее интересной. Выйдя на поле в чистенькой форме, россияне словно символизировали этим начало нового этапа: в отборочном турнире уже ничего не изменишь, однако борьба за путевку во Францию еще не окончена.
Начало второго тайма, впрочем, получилось не лучшим. Чугайнов неудачно прервал длинную передачу Иванова, мяч оказался в ногах у Стоичкова, но Овчинников выстоял.
И здесь Цвейба выдал еще один феноменальный пас через все поле. Мяч подхватил Юран, обыграл соперника, а потом Аленичев и Тихонов организовали для Колыванова коридор на левом краю атаки. Подкат Кишишева был запоздалым - пенальти. Еще один. Пайретто будто решил сполна возместить нанесенный Крондлом урон. Жаль только, что решительные действия арбитра пришлись не на тот матч. В серьезных играх право на пенальти нам предоставляется редко. Разве что Добровольский бил немцам на ЧЕ-92, да Саленко шведам - на ЧМ-94. Но два пенальти в одном матче российская сборная в субботу исполняла впервые. (Кстати, ее предшественница - сборная СССР делала это в своей долгой истории только два раза: в 62-м году Мамыкин дважды огорчил с 11-метровых уругвайцев, а Колотов в 75-м - турок.) На сей раз Колыванову сделать дубль не удалось, поскольку Юрану очень хотелось отметить возвращение в сборную забитым мячом. И ударил он в тот же, что и Колыванов в первом тайме, верхний угол. 3:0.
В ответ на угрозу разгрома Бонев произвел две замены: вместо Стоичкова и Лечкова вышли Костадинов и Боримиров. Но Цвейба не унимался. На 57-й минуте он в третий раз сделал передачу, ставшую предтечей гола. Юран и Колыванов комбинацию продолжили, а завершил ее Аленичев, сильнейший сейчас игрок российского чемпионата. 4:0.
При таком внушительном счете российская сборная не могла не расслабиться. А оборона у нас нынче такая, что вполне может пропустить четыре мяча и за полчаса. К счастью, болгары ограничились двумя. Сначала из выгодной позиции не забил Пенев, позже Илиев, а размочил счет Груев - великолепным дальним ударом. Нарушение Цвейбы против Пенева на 76-й минуте и его же, на пару с Чугайновым, оплошность спустя минуту были вовсе не обязательными. Пенальти болгары Овчинникову не забили, но буквально тут же исправились с игры - 4:2.
Так до конца матча гости и владели инициативой. Больше не забили, но в прочности нашей обороны вновь заставили усомниться. А Веретенников и Косолапое, призванные вернуть сборной России нити игры, со своей задачей, увы, не справились.