ХОККЕЙ |
НХЛ |
Герман ТИТОВ
КАЖДЫЙ РАЗ С ПРИХОДОМ НОВОГО ТРЕНЕРА ПОЧЕМУ-ТО НАЧИНАЮ МЕНЬШЕ ЗАБИВАТЬ
Владимир ДИМИТРОВ |
из Торонто |
Владимир ДИМИТРОВ - собственный корреспондент "СЭ" в Канаде.
Когда я шел на встречу с нападающим "Калгари" Германом Титовым, то рассчитывал увидеть грустного или раздраженного человека. Ведь игра "Флэймз", бледно начавшего сезон, вроде бы не давала повода для хорошего настроения. Но, поговорив с воспитанником воскресенского "Химика", я убедился в том, что Герман - самый большой оптимист, которого мне доводилось встречать в НХЛ и который убежден: в этой жизни всего можно добиться, если очень сильно этого хочешь и никогда не опускаешь руки.
-В прошлом году после нескольких побед "Калгари" на старте чемпионата показалось, что дела у команды наконец-то пошли на лад. Но смазанная концовка того первенства и нынешний слабый старт наводят на мысль о серьезном кризисе в рядах бывшего обладателя Кубка Стэнли.
- Летом у нас в очередной раз сменились все тренеры, и поэтому пока мы притираемся друг к другу. Отсюда и такое неубедительное начало сезона. Впрочем, в последних играх клуб показывает добротный хоккей, но отчасти нам не везет, отчасти не хватает уверенности в собственных силах.
-Кардинальные перемены в тренерском штабе, как правило, приводят к изменениям в стратегии и тактике команды. Как с этим в "Калгари"?
- Вместо Пьера Паже, который не сильно разбирался в хоккее, главным тренером стал Брайан Саттер из известной династии Саттеров, выступавший в лиге лет 10 - 12 лет и знающий игру изнутри, а не по учебникам, как Паже. Брайан чувствует, когда следует натянуть вожжи, а когда, наоборот, отпустить их. Меняется и наш стиль: если раньше "Флэймз" больше тяготел к оборонительному хоккею, то сейчас мы стараемся действовать в современной манере, то есть при срыве атаки не отходим назад, а тут же начинаем прессинговать по всей площадке и пытаемся вернуть себе шайбу. Именно так играют "Детройт" и "Колорадо", добившиеся в последние годы впечатляющих результатов. Надеюсь, что победы придут и к нам. В "Калгари" много молодых перспективных хоккеистов, и мне кажется, что у команды хорошее будущее.
-Самый громкий трейд межсезонья у "Флэймз" связан с вратарями.
- От возвращения Рика Табараччи мы только выиграли, так как Тревор Кидд за 4 года в "Калгари" так и не продемонстрировал той надежности, которой от него ждали. Рик и второй наш голкипер - Ролосон составляют, пожалуй, сильнейшую линию клуба.
-Наблюдая за Табараччи, иногда кажется, что он действует по принципу: если уж ловить шайбу, то красиво.
- Рик по натуре - очень азартный человек. И когда игра полностью захватывает его, он нередко действует как полевой игрок: выходит далеко из ворот, начинает атаки пасом на синюю линию, применяет силовые приемы против нападающих соперников. У него просто такой стиль, ничего показного здесь нет. Рик работяга, каких мало. А вот кто действительно любил поиграть на публику, так это Кидд. Тревор мог распластаться на льду в каком-нибудь немыслимом шпагате и вытащить летящую в угол ворот шайбу, хотя это вполне можно было сделать и не столь эффектно, просто сыграв клюшкой. Наш нынешний вратарский тандем делает для команды очень много. Минимальный счет, с которым мы уступили в нескольких первых матчах, во многом его заслуга.
-В одном из своих прошлогодних интервью "СЭ" вы критиковали защитников "Калгари" за склонность к авантюрным подключениям к атаке. Как с этим обстоит дело сейчас?
- Изменилось многое, но сильнее оборона не стала, так как у нас почти все защитники - молодые ребята, выступающие в лиге всего первый-второй год. Исключение составляют Зарли Залапски и Джеймс Патрик, но оба из-за травм пропустили прошлый сезон и сейчас только набирают форму. В то же время резкое омоложение обороны оказало и положительное влияние на нашу игру, так как исчез былой авантюризм. Ребята, которые в НХЛ без году неделя, не рискуют подключаться к атакам, предпочитая оставаться поближе к своей зоне. Но, с другой стороны, нападающим явно маловато поддержки одних лишь Залапски и Патрика - все-таки тяжело втроем обыгрывать пятерку соперников.
-Слабая результативность "Калгари" объясняется только этим?
- Перед началом чемпионата все газеты трубили о мощном нападении "Флэймз", так как у нас играют несколько вундеркиндов, которые в юниорской лиге забивали по 70 - 80 голов за сезон. Но ведь одно дело - юниорский хоккей, а совсем другое - профессиональный. Для того чтобы как следует заиграть в НХЛ, необходимо 2-3 года. А кому-то, вполне возможно, этого вообще не удастся сделать.
-Есть ли в "Калгари" четкое деление на две атакующие тройки и две сдерживающие?
- Сейчас нет. Саттер пытается создать 3-4 боеспособных звена, каждое из которых может выстрелить в каком-либо матче. И если я начинал сезон с Эндрю Касселзом и Теореном Флери, то сейчас мы все играем в разных тройках. Я оказался в третьей, но это ровным счетом ничего не значит: и времени на льду провожу много, и в большинстве выхожу регулярно.
-В нынешнем межсезонье "Флэймз" был довольно пассивен на рынке рабочей силы,
- Кроме упомянутого трейда Табараччи - Кидд "Калгари" выменял Касселза из "Хартфорда". В своем бывшем клубе Эндрю набирал довольно много очков, он классный центрфорвард и прекрасный распасовщик. Во "Флэймз" игра у него пока не ладится, что, на мой взгляд, нормальное явление: ему необходимо время для того, чтобы привыкнуть к команде, освоить другой стиль. Да даже когда просто приходит новый тренер, у которого свои идеи и принципы, трудно сразу перестроиться. В первый свой год в НХЛ, к примеру, я в 12 матчах не мог набрать ни одного очка, но Дэйв Кинг продолжал мне доверять и включать в состав. И к концу сезона у меня было 28 шайб. Второй сезон под руководством Кинга я провел уже более уверенно. Потом к нам пришел Пьер Паже - и я опять в первых 10 - 15 играх не мог забить. Меня прочно усадили в запас, и пришлось снова доказывать свои права на основной состав. С большим трудом мне это сделать удалось, и за сезон я забросил 22 шайбы, что для "Калгари" прошлогоднего образца - достойный результат. Сейчас при новом тренере вновь наметилась та же тенденция: один гол и всего несколько передач за десяток матчей. Почему так происходит, ума не приложу.
-При Паже вы и в "чекинглайн" достаточно долго поиграли. Можно сказать, что Герман Титов теперь универсальный форвард разрушительно-созидательного плана.
- У нас с Паже сразу не сложились отношения, этакая нелюбовь с первого взгляда. Но ему некуда было деваться: так как "Флэймз" все проигрывал и проигрывал, а я все забивал и забивал, приходилось выпускать меня на лед.
-Вам "Анахайм" не жалко?
- Когда мы с ребятами собрались в тренировочном лагере, то долго недоумевали, как же Пьер умудрился подписать контракт с "Майти Дакс". Он ведь ничего толкового не сделал в "Квебеке", который только один раз попал в плей-офф, да и то вылетел в первом же раунде. За два года работы в "Калгари" Паже тоже ничего не доказал, а прошлый сезон команда вообще провалила. Так что о чем думало руководство "Анахайма", заключая с таким специалистом договор, не знаю. Теорен Флери, который конфликтовал с Паже в прошлом году, сказал: "Как же мне жаль Пола Карию и Теему Селянне!" Дело в том, что Пьер не заставляет своих нападающих забивать голы, а требует от них строго играть в обороне. Но ведь есть форварды, в обязанности которых входит нейтрализация лидеров соперников, вот им-то и положено прилежно обороняться. А заставлять своих звезд пахать в защите вместо того, чтобы забивать, импровизировать и радовать публику, - это, извините, глупость.
-Как в Калгари реагируют на слабый старт команды?
- Здесь, как и в любом другом канадском городе, цель перед командой ставится только одна - Кубок Стэнли. Слава Богу, хоть местные журналисты понимают, что быстрого прогресса ждать от нас нельзя, и они задаются только одним вопросом: попадем ли в плей-офф? Не могу сказать, что команда надломлена. Есть, конечно, молодые ребята, которые начинают опускать головы, но ветераны - Флери, Залапски, Патрик, Касселз, я - их подбадривают, говорят о том, что впереди 70 игр, ничего еще не потеряно, ни в коем случае нельзя отчаиваться. Повода для паники нет, и наша встреча с "Филадельфией" эти доказала. Хоть "Калгари" и проиграл с разницей в одну шайбу, еще на последней минуте счет был равным, и мы ни в чем не уступали "Летчикам", а по ходу матча даже вели в счете. Считаю, что это была одна из лучших наших игр.
-Поражение на последней минуте от "Филадельфии", ничья с "Детройтом", победа в овертайме над "Колорадо" - это действительно звучит.
- На такие клубы никого не надо настраивать. "Флэймз", как я уже говорил, - это сплошная молодежь, и ребята хотят показать себя именно в поединках с ведущими командами лиги, а заодно проверить, на что они способны. Когда же играешь, к примеру, с "Торонто", который находится в подобной же ситуации, такого настроя нет.
-Поделитесь секретом: как можно победить "Колорадо", уступая после первого периода четыре шайбы?
- В перерыве у нас состоялся серьезный разговор с тренером, после чего команда вышла на лед с единственным желанием: не проиграть с позорным счетом. К тому же нам немного повезло: первые три шайбы мы забили в меньшинстве. Сначала отличился я, а через 30 секунд - Томми Альбелин. Соперники растерялись, они ничего не понимали: ведь весь первый период прошел в нашей зоне. А мы, наоборот, поверили в то, что можем спасти матч, и в результате добились своего.
-Получается, игра в меньшинстве - секретное оружие "Калгари"?
- На тренировках мы уделяем ей много внимания, так как в команде хватает излишне горячих ребят, которые частенько неоправданно нарушают правила. Во втором периоде матча с "Филадельфией" из 20 минут чистого времени 12 мы отыграли в меньшинстве!
-Канадские комментаторы, которые нечасто хвалят европейцев, постоянно отмечают ваши умные действия в защите. Вы и раньше этим славились или приобрели данные качества уже здесь, в Канаде?
- Фундамент был заложен в Воскресенском "Химике", когда я играл в тройке с Дмитрием Квартальновым и Валерием Зелепукиным. Наш тренер Владимир Васильев просил меня большее внимания уделять обороне и лишь помогать ребятам у чужих ворот. Тогда я, правда, был центральным нападающим, а ныне действую на левом фланге атаки. В НХЛ же сейчас то и дело за оборонительные действия отвечает именно левый край.
-Ваш бывший одноклубник Дмитрий Квартальнов своему отлучению от НХЛ обязан нынешнему наставнику "Флэймз" Брайану Саттеру.
- Мы разговаривали с Димой, когда стало известно, что к нам приходит Брайан. Квартальнов назвал Саттера строгим, жестким и не испытывающим особой любви к европейцам тренером. Диму Саттер в свое время просто сгноил! Этого талантливейшего и сверхскоростного хоккеиста, который забил в своем дебютном сезоне в лиге 30 голов, он на следующий год вообще не ставил в состав. Мои же отношения с Саттером пока складываются нормально, и мне очень приятно, что он со мной советуется, спрашивает, что мне нужно для того, чтобы прибавить. Я ему ответил: "Время и ваше доверие".
-Летом вы не были ни в Финляндии у Владимира Юрзинова, ни в Филадельфии у Алексея Касатонова, ни в Москве на Кубке "Спартака". Почему?
- Я бы с удовольствием поехал в Филадельфию - Касатонов звонил и приглашал меня. Но так получилось, что как раз в это время в "Калгари" пришел новый тренер, и для меня было важно потренироваться под руководством Саттера, чтобы показать ему свои возможности, узнать его требования. На Кубок "Спартака" меня никто не приглашал, а с Юрзиновым мы давно не созванивались, и я даже не знаю, когда у него начинаются сборы.
-Юрзинов - главный тренер олимпийской сборной России. У вас с ним были и совместная работа, и ссора, и примирение. Может ли тот конфликт повлиять на решение тренера пригласить вас в главную команду страны?
- Не такой уж и серьезный был у нас конфликт. После чемпионата мира меня задрафтовал "Калгари", и я хотел побыстрее уехать в Каналу, так как понимал, что в моем возрасте это был последний шанс попробовать себя в НХЛ. А Юрзинов лишь второй сезон тренировал ТПС, причем уже в год дебюта команда стала чемпионом Финляндии. Естественно, он не хотел терять одного из своих ведущих хоккеистов. У нас возникли трения, но когда в НХЛ начался локаут, Юрзинов мне позвонил и пригласил поиграть за его команду. Я очень обрадовался, что конфликт исчерпан. В Финляндии мы с ним сели, поговорили и сошлись во мнении, что оба тогда были не правы.
-А желание сыграть на Олимпиаде у вас есть?
- Конечно, но это не только от меня зависит. Касатонов звонил, говорил, что я включен в предварительный состав. Вот только тренеры сборной хотят использовать меня в качестве центрального нападающего и опасаются, что я мог растерять навыки игры на этой позиции, так как в последнее время постоянно действую на левом фланге. На Олимпиаду, если представится такая возможность, поеду с огромным удовольствием. Думаю, все ребята испытывают точно такие же чувства. Уверен, что ничего подобного конфликту в сборной на Кубке мира не будет и в помине. Гарантия тому - Владимир Юрзинов. Тренер требовательный, но справедливый.