Газета Спорт-Экспресс от 14 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 ноября 1997 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-98. Отборочный турнир. Ответный стыковой матч

ИТАЛИЯ - РОССИЯ

15 ноября. Неаполь. Стадион "Сан-Паоло". 22.45 (время московское)

КОМУ ЗАЩИЩАТЬ В СУББОТУ ВОРОТА РОССИИ?

Михаил ПУКШАНСКИЙ

из Терма ди Телезе

Сергей Овчинников и Станислав Черчесов живут в отеле по соседству и частенько навещают друг друга: как коллега коллегу. Вообще вратари - люди оригинальные. То ли роль у них в футболе такая, то ли стратегическое расположение на поле тому способствует (из ворот-то все видно), но каждый из них чуточку философ. Разговаривать с вратарями непросто, зато, если уж беседа сложится, жди чего-нибудь неординарного.

Обсуждать свое положение в команде ни Черчесов, ни Овчинников не любят - каждый принимает ситуацию такой, какая она есть. Но можете не сомневаться: и тот, и другой мечтают оказаться в субботу первым. Знает ли уже Игнатьев, кому отдаст предпочтение, сказать трудно. За Черчесовым - опыт и постоянная игровая практика, за Овчинниковым - удачная игра против болгар и итальянцев.

Чем живут они в последнее время, о чем думают, какой видят нынешнюю сборную и себя в ней, - об этом я разговаривал вчера в Терма ди Телезе с нашими голкиперами.

ЧЕРЧЕСОВ ОТ КАПИТАНСТВА В "ТИРОЛЕ" ОТКАЗАЛСЯ

-"Тироль" проигрывает, а вы опять в символической сборной. Часто такое случается?

- Я, признаться, подобной статистики не веду. Но после выздоровления несколько раз уже появлялся в команде тура.

-Кто защищал ворота "Тироля" в ваше отсутствие?

- Парню 22 года, играет за молодежную сборную Австрии. Замещает меня всякий раз, когда я отлучаюсь в сборную. А здесь ему пришлось подольше работать.

-Свой пост вы ему передали, если не ошибаюсь, в Глазго?

- Да, именно там, играя против "Селтика" на Кубок УЕФА, я получил травму.

-Уходили из ворот при счете 0:0, а закончилось все со счетом 6:3, и не в вашу пользу. Как со стороны все это выглядело?

- Всего матча не видел - до конца первого тайма пролежал в раздевалке под надзором врачей. Когда взглянул на табло, было уже 1:2. Впрочем, это не важно. Что-то не клеится в игре команды - вот беда. Шотландцы, кстати, меня ничем не удивили и не были сильнее "Тироля" даже в нынешнем его состоянии. У нас хромает командная игра, и у них тоже.

-В этом году "Тироль" другой, чем прежде?

- Другой, конечно. По именам, по игре. Что вы хотите, если 12 игроков ушли, a 11 пришли. Пришедшие с точки зрения индивидуального мастерства прежним не уступают, но команда, даже из звезд, за один день не делается. Наша ситуация очень похожа на владикавказскую. Сравнение так и напрашивается.

-Что еще у вас общего?

- Когда складывается новая команда, чрезвычайно важен старт. А вспомните, с чего начинала "Алания"? С незабитого ЦСКА пенальти. Мы - с поражения 2:3, хотя вели по ходу игры 2:0. Победы, как известно, объединяют, поражения вселяют нервозность. Сейчас вот тренера сняли.

-Кто пришел?

- Чех Франтишек Чипро. Хороший, как мне кажется, специалист из пражской "Славии". На чемпионате Европы он помогал Угрину в сборной. Хочет видеть команду играющей, и пока, тьфу-тьфу-тьфу, все складывается при нем удачно: три победы и ничья.

-Перестраиваетесь на ходу?

- Не совсем так. Под футбол Чипро нужны другие исполнители. Сейчас никого не купишь, тех, кто есть, не научишь играть по-другому - приходится жить старым багажом. Ну вот скоро будет перерыв, и, думаю, тренер возьмет двух футболистов, которые отвечают его требованиям. А пока... Если ты привык бить на сто метров, трудно перестроиться.

-Плохое место, пропущенные мячи, тренерские пертурбации - не давит на вас все это?

- А почему на меня должно это давить? Я ведь играю. И играю хорошо.

-Или рады, что практики появилось больше: ведь, чем хуже выглядит команда, тем чаще вступает в игру ее вратарь?

- Я вам скажу, что лучше уж без практики, но выигрывать. Хотя вспоминаю Дрезден и свое после того возвращение в "Спартак". Там была практика, а в "Спартаке" - команде, в отличие от Дрездена организованной и побеждающей, - вернулась психологическая уверенность. Хватило недели. Меня спросили, готов ли я к "Уралмашу"? Я не был готов, в Германии таким меня бы к игре на пушечный выстрел не подпустили. Но ничего - поехал, сыграли 0:0. А потом - "Блэкберн", Ширер... Помните, как все было?

-А сейчас ни "Спартака", ни "Блэкберна" - только бедствующий "Тироль".

- Да, начало чемпионата вышло безобразным. Четыре поражения подряд, после чего меня назначили капитаном, потом пять матчей выиграли, а дальше опять пошла черная полоса. Кстати, от капитанских обязанностей я отошел.

-Почему?

- Если б для капитанства было достаточно умения разыграть с арбитром "орел-решка"... Нет, капитан должен быть мостиком между одной группой игроков и другой, между ними и тренерами.

-Не получилось?

- Надо лучше знать менталитет австрийцев. Так что пусть капитаном будет тот, кто был им раньше. Я семь туров продержался - хватит.

-Устали?

- Когда проблемы в команде, капитан должен заниматься их разрешением не меньше тренера. И мне приходилось садиться с кем-нибудь наедине, объяснять: "Вася, давай будем делать по-другому". Случались конфликты, и немало их было.

-Много тех, кто решил дурака повалять?

- А где их не бывает? У нас вот образовалась целая группа людей, которые, увы, разучились работать. Они забыли на минуточку, с чего футбол начинается и чем он заканчивается.

-Задачи у клуба в этом сезоне серьезные?

- Быть в зоне УЕФА. Я почему-то думаю, что мы должны ее решить.

-Отрыв от конкурентов велик?

- Пять-шесть очков, не очень много. Сейчас все зависит от зимней паузы, от того, насколько продуктивно мы ее заполним, какими будут приобретения. А они нам необходимы. Не хватает личностей. Случается, что играешь и кажется, будто один в воротах и никого из своих рядом. Никого не удаляли, а на поле пусто, будто спрятались все куда-то. Сами знаете: когда плохо, должен найтись лидер.

-Почему бы не вам им стать?

- Раньше, когда для вратарей не было временного ограничения, я еще мог худо-бедно управлять процессом. Взял мяч в руки, помахал руками: "Все вперед", сбил чуть-чуть темп или, наоборот, ввел мяч без промедления. Сейчас такой возможности нет. Поэтому бремя лидерства должен взять на себя полёвой игрок, руководящий из гущи событий. Когда тренер поинтересовался моим мнением, я сказал, что нам нужны два новых человека, на конкретные позиции.

-Не думаете иногда, что после бундеслиги и "Спартака" могли найти для себя что-нибудь поинтереснее?

- Я шел в команду, семь раз становившуюся чемпионом и столько же - обладателем Кубка.

-Австрии.

- Правильно, Австрии, которая обыгрывает в еврокубках Германию и едет на чемпионат мира. Хотя уровень чемпионата, конечно, ниже, чем в бундеслиге. Ну что поделать, если "Тироль" меня приобрел.

-Оказавшись в Австрии, вы потеряли место в воротах сборной.

- Не совсем так. Будучи игроком "Тироля", я играл в финале чемпионата Европы.

-И все-таки сейчас вы только второй.

- Решают те, кому это положено делать. Как решили, так и есть.

-Играть в товарищеской, по сути, встрече с болгарами были готовы или приехали еще не совсем здоровым?

- До этого я провел матч чемпионата, сыграли 0:0.

-Хотелось, наверное, выйти хотя бы на несколько минут, для уверенности в собственных силах?

- Мы - солдаты. Люди сделали выбор, и с ним надо смириться. Сейчас тот самый момент, когда все личное должно уйти на второй план.

-Если не ошибаюсь, в сборной вы играли еще при Лобановского.

- Правильно. Дважды приглашался на сборы, хотя в официальных играх не участвовал.

-Но все равно из нынешнего состава вы главный старожил?

- По длительности выступлений за сборную, наверное, да, по числу проведенных матчей - вряд ли.

-По-хорошему, вы застали четыре команды: Бышовца, Садырина, Романцева и Игнатьева. Что скажете о каждой из них?

- Одинаковых команд не бывает. Все разное - от медперсонала до игроков. Сближает их только одно: успехов нет. Если Лобановский выиграл в 88-м европейское серебро, то после него хвастать нечем.

-Тренировочная работа меняется?

- Я думаю, что меняется, и достаточно принципиально, У Романцева - одни "квадраты", у Лобановского практически все время велась скоростная работа, прессинговая, Бышовец принимал и то, и другое.

- Что сейчас?

- В последнее время мы больше работаем над скоростью. Не индивидуальной, а общекомандной.

-Об итальянской сборной спрашивать не буду - только о

вратарях, про которых вы знаете, наверное, все.

- Что можно сказать о людях, которые еженедельно противостоят лучшим форвардам мира? Думаю, говорить здесь что-то не имеет смысла.

ОВЧИННИКОВ ГОТОВ ПРОПУСТИТЬ СТО ГОЛОВ,ЕСЛИ ИТАЛЬЯНЦЫ ПРОПУСТЯТСТОЛЬКО ЖЕ

-Вы уже свыклись с ролью первого номера сборной?

- У нас нет первого, нет второго. Существует масса нюансов, известных только тренеру, который и определяет, кто же в данный момент лучший.

-Прежде вас никогда не считали таковым.

- Все когда-то начинается.

-Не удивительно ли, что вы играете в сборной, не играя за "Бенфику"?

- Что ж, если так получается. Приходится играть без практики.

-Сейчас вы довольны собой?

- Конечно, приятно, когда сам выглядишь достойно и команда тоже. Хорошо выполненная работа приносит удовлетворение. А довольны собой бывают артисты. Хорошо спел, к примеру...

-В "Бенфике" видели ваши удачные игры против болгар и итальянцев?

- Конечно. И болели за меня, и сейчас страшно переживают за нашу сборную. Когда уезжал, все тепло проводили, пожелали удачи.

-Удачные игры за сборнуюувеличивают шансы на возвращение в основу "Бенфики"?

- Я этой темы никогда не касаюсь. Тренируюсь нормально, и когда-нибудь, наверняка, настанет мой час. Но пока играет Мишель (Прюдомм. - М.П.), и играет нормально.

-Вопрос не к вам лично, а к человеку, разбирающемуся во вратарском искусстве: в чем Прюдомм сильнее Овчинникова?

- У Прюдомма нет слабых мест. Даже возраст - его несомненный плюс. Ведь возраст - это опыт.

-Ваши отношения с ним, какие они?

- Великолепные. Не знаю, как это звучит с точки зрения португальцев, но, если бы мы были в России, назвал бы нас хорошими товарищами.

-На каком языке общаетесь?

- Трудно сказать. Это какая-то смесь португальского, английского, испанского и французского.

-Каким из них владеете более основательно?

- Наверное, португальским.

-Изучали еще в Москве?

- Нет. Но уже идет четвертый месяц моего пребывания в Португалии.

-Когда Прюдомм был травмирован, вы знали, что играете только поэтому?

- Скажу так: мне доверяли, но вызвано это доверие было травмой Прюдомма.

-Теперь к сидящему на лавке Овчинникову отношение не изменилось?

- Ничуть. Играл - все было великолепно, сейчас не играю - все осталось, как было. На данный момент, тьфу-тьфу-тьфу, у меня нет проблем в "Бенфике". Вы можете возразить: "Но ты не играешь!". Я отвечу: "Это жизнь, это футбол".

-Вы представляли "Бенфику" именно такой или думали о ней, как о более серьезной команде?

- Это большой, просто гигантский клуб. Вот вам случай. Когда я после матча с Италией возвращался из Москвы в Лиссабон, лететь пришлось через Париж. Там возникли определенные проблемы с визой, попросили пройти в полицейский участок. И когда на вопрос: "Чем занимаетесь?", я ответил: "Работаю в Португалии, играю за "Бенфику", - меня тут же посадили в машину и отвезли к самолету, который даже специально задержали.

-При всем при том вам не кажется, что нынешняя "Бенфика" - всего лишь громкое имя?

- В прошлом сезоне команда дошла до 1/4 финала Кубка кубков, где уступила, отнюдь не по игре, "Фиорентине". Сейчас произошла массовая миграция игроков, а такие процессы безболезненно не проходят, даже для "Бенфики" и "Милана". Нужен год на становление.

-Вы уже смирились с тем, что не будете первыми?

- Отнюдь. У "Бенфики" всегда одна цель - чемпионство.

-Подозреваю, что руководство рассчитывало еще и на Кубок УЕФА?

- Не знаю. Может быть, тогда я еще не все понимал, но думаю, что вы правы.

-Поражение от "Бастии" переживалось болезненно?

- Еще бы! У "Бенфики" болельщики в каждой стране. Видели бы вы, сколько собралось их на нашей тренировке, когда мы играли на Корсике, - тысячи полторы, не меньше.

-В чем еще вы ощутили, что "Бенфика" - "большой клуб"?

- Надо окунуться в эту атмосферу, чтобы понять, какой он, этот клуб, за который болеет 70 процентов населения Португалии. На "Бенфику" больше, чём на кого бы то ни было, отводится места в газетах и на телевидении, чаще, чем о нас, не говорят ни о ком.

-В последний раз вы играли как раз против "Бастии"?

- Да, на Корсике. Не скажу, что матч получился сложным, разве что болельщики страстно поддерживали своих.

-В том, последнем пропущенном за "Бенфику" голе, вашей вины нет?

- Там два защитника не разобрались: один попал в другого, и мяч пересек ленточку. Во всяком случае в мой адрес никаких замечаний не было.

-И ваше дальнейшее отсутствие в составе с тем матчем никак не связано?

- Думаю, нет. Просто выздоровел Мишель. А он - человек-легенда. И такое отношение к себе Прюдомм заслужил. Для меня он - пример.

-В поездках вы с ним и живете?

- Нет. Он - с боливийцем Санчесом, у меня же соседи разные.

-Вратари часто говорят о психологии. Так какая же она у человека, лишенного рабочего места?

- Сказать, что это обстоятельство совсем не давит - значит обмануть. Нет, конечно, приятного мало. Но кто гарантировал мне место в составе такой команды? Там ведь не вратарь Попов, а вратарь Прюдомм, лучший голкипер мира.

- Вы почувствовали себя обеспеченным человеком?

- Я и в Москве, с точки зрения материальной, чувствовал себя нормально.

-Спросил потому, что апатию к сборной, которая видна у многих, связываю с денежным благополучием.

- Сколько людей, столько мнений. Каждому человеку ведь в душу не заглянешь. Это банально, но я готов приехать в сборную по первому вызову и играть бесплатно. О деньгах не подумал еще ни разу.

-Вы рады тому, что в субботу не будет играть Вьери, который забил вам на "Динамо"?

- Признаться, мне все равно. Никогда о личностях не думаю, для меня все нападающие равны.

-Кто бьет с левой, кто с правой, кто может отдать пас, кто не может - разве это не важно?

- Что мне надо, я знаю. И думаю, в игре такая информация не поможет. Скорее наоборот.

-Не вспоминаете сейчас неудачно сложившийся для вас матч с "Ювентусом" - единственный, проведенный в Италии?

- Я скажу, что "в порядке" там был. Да, ошибся в двух мячах из трех, но могло быть и 0:6, и 0:7. К тому же отрицательный опыт - это тоже опыт.

-А сколько можете позволить себе пропустить на "Сан-Паоло"?

- Столько, чтобы команда все равно вышла в финал. Согласен на 100:100.