ХОККЕЙ С МЯЧОМ |
Николай ДУРАКОВ
В ШЕСТЬДЕСЯТ С ХВОСТИКОМ 20-30 ГОЛОВ ЗА СЕЗОН? НЕ ПРОБЛЕМА
В команде СКА почетный гражданин Екатеринбурга, заслуженный мастер спорта Николай Дураков не играет уже свыше 20 лет. Не выступает Дураков и за какую-то другую команду мастеров. Однако голевой счет знаменитого бомбардира, которому 4 декабря исполнится 63 года, все увеличивается и увеличивается...
-Николай Александрович, объясните, как вам это удается?
- Все очень просто. Уйдя из команды мастеров свердловского СКА в 76-м, я вскоре вновь вышел на лед в составе городской любительской команды "Волга", представляющей пассажирское автопредприятие. За нее я выступаю и по сей день, регулярно забивая по 20 - 30 мячей за сезон. Прибавьте к этому голы в матчах различных ветеранских команд, куда меня, спасибо ребятам, нет-нет, да и приглашают. Вот и получается... Ох, боюсь ошибиться.
-Не страшно, пусть будет приблизительно.
- Ну тысячи две мячей в общей сложности я, пожалуй, забил. А официальные цифры, как утверждают статистики, таковы: в чемпионатах страны - 588 голов, в международных матчах СКА - 13, на чемпионатах мира - 22. Тоже, наверное, не так уж и мало?
-А свой первый матч помните?
- Во всех подробностях, разумеется, нет. Кстати, по-моему, у меня нынче есть повод отпраздновать еще одно событие - 50-летие хоккейной карьеры. Как раз в октябре 1947 года в нашу школу в Нижнем Тагиле пришел тренер Александр Иванович Петренев и пригласил меня и моих одноклассников - мы учились в четвертом классе - в хоккейную секцию.
-А какой из ваших многочисленных голов вам запомнился больше остальных?
- Пожалуй, тот, что был забит в 1971 году в ворота хозяев - сборной Швеции - на чемпионате мира. Стояла теплая погода, лед был вязкий, до 88-й минуты матча счет оставался ничейным, что в принципе нас устраивало. Помню, скандинавы атаковали беспрерывно - особенно у них усердствовал Бемпа Эрикссон, но забить никак не могли. А за две минуты до конца встречи мне удалось, обыграв 5-6 соперников, пройти по левому краю практически до ворот и...
-Забить победный мяч?
- Мог бы, думаю, и сам забить, но в последний момент увидел совершенно открытого Юрия Лизавина и отдал мяч ему.
-До сих пор неизвестно, кто же поставил вам ваш знаменитый, по отзывам отдельных голкиперов, - абсолютно неберущийся удар? Раскройте тайну хотя бы через полвека.
- А тайны никакой и нет. Никто мне удар не ставил. Учился я всему самостоятельно, беря пример со своих одноклубников по СКА, великих игроков и бомбардиров Ивана Балдина, Валентина Атаманычева, Михаила Осинцева, Александра Короткова, Александра Измоденова. "Стандарты" - штрафные, угловые - "подглядел" у Николая Борцова. А в 53-м я познакомился с выступавшим, по-моему, в "Буревестнике" молодым тогда хоккеистом Евгением Папугиным. Женя в отличие от меня был очень худым и высоким, но обладал на редкость хлестким и точным ударом. В наши времена в любой команде были не только "технари" и "бегунки", но и чистые "битаки", умевшие попасть в ворота из любого положения, из любой точки. Причем, что любопытно, далеко не все из них широко известны. Помню, например, калининградца Константинова, москвича из "Буревестника" Булатова, при подаче угловых как-то интересно встававшего на носок конька, форварда из перовского "Урожая" Вязанкина - самого быстрого по тем временам хоккеиста во всей высшей лиге. У каждого из них были свои игровые особенности, свой фирменный прием.
-А забавные истории с вами случались?
- Не раз. Как-то во время выезда сборной Союза на очередную серию товарищеских игр со сборной Швеции оказались мы в городе Несше на местной фабрике. Перед тем как сесть за обеденный стол, шведы предложили мне размяться и показать свое мастерство в ударах с 5 метров по пустым воротам.
- С закрытыми глазами, что ли?
- С открытыми. Но был один нюанс: воротца оказались размером чуть больше мяча. Я, естественно, не отказался и, взяв клюшку, без особых проблем забил пять мячей из пяти.
-Шведы, конечно, зааплодировали русскому суперснайперу Дуракову?
- Точно. И тут же нашли мне соперника молодого парня из местной команды. Бедолага попал в ворота лишь дважды. А ведь, как потом рассказывали, он упорно тренировался в течение трех месяцев мечтая о том, чтобы хоть вот таким нелепым образом дать повод для разговоров о победе шведов над русскими. Но не получилось. Так я и остался непобежденным.
Юрий ОВОДОВ |
Екатеринбург |