ХОККЕЙ С МЯЧОМ |
Андрей ЕФРЕМОВ: "КОГДА МЕНЯ ПОПРОСИЛИ ПОМОЧЬ, ДОЛГО НЕ РАЗДУМЫВАЛ"
Отъезд наших ведущих спортсменов за границу стал, увы, обыденным явлением. И хоккей с мячом тут не исключение: более 60 россиян выступают сейчас в Скандинавии. Однако в последнее время наметился и обратный процесс. Вернулись, например, к родным пенатам некоторые представители первой волны "эмиграции": Сергей Ломанов, Ануфриенко, Кондрашов, Наумов, Ковалев, Александр и Юрий Першины. А недавно состав "Динамо" после 6-летнего отсутствия пополнил воспитанник клуба, чемпион мира Андрей Ефремов.
-Расскажите, как вы уезжали?
- В 1991 году по окончании чемпионата СССР агент Александра Цыганова предложил мне подписать контракт со шведским клубом "Фалун". Однако, посоветовавшись с тогдашним старшим тренером "Динамо" Валерием Бочковым, я решил поехать в норвежский "Сарпсборг", который в то время тренировал нынешний наставник динамовцев Владимир Плавунов.
-Но ведь шведский чемпионат считается самым сильным.
- Понимаете, в Швецию иностранца, обычно приглашают на место одного из лидеров команды, и я в свои 30 лет засомневался - справлюсь ли с этой ролью. Кстати, я не пожалел о своем выборе: в "Сарпсборге" подобрались хорошие игроки, и в первый же мой сезон там мы стали чемпионами Норвегии. Интересно, что за 12 лет в "Динамо" мне ни разу не удалось выиграть первенство СССР.
-Каков уровень норвежского чемпионата?
- Конечно, он уступал первенству СССР. По сути, в Норвегии есть только один суперклуб - "Стабек", в котором собраны сильнейшие норвежские хоккеисты.
-Условия контракта вас устроили?
- Да, в материальном плане проблем не было.
-Однако, отыграв три сезона в Норвегии, вы все-таки перебрались в Швецию.
- Представители "Фалуна" проявили такое упорство, что я в конце концов подписал годичный контракт. Но, к сожалению, ко двору не пришелся и следующие два года провел в другом шведском клубе - "Селонгере".
-Есть ли в Швеции профессиональные игроки в хоккей с мячом?
- Большинство команд - полупрофессиональные. Но сильнейшие клубы, такие, как "Вестерос" или "Ветланда", имеют возможность содержать чистых профи.
-Как относятся к легионерам болельщики?
- Очень доброжелательно, многим тут же дают ласковые прозвища. Например, Ломанова звали "Сигге", Ануфриенко - "Вилле".
-Есть ли какие-то различия в тренировках в Швеции и России?
- Безусловно. Для шведского игрока самостоятельная подготовка - дело нормальное и даже естественное, тогда как наши без приказа тренера лишнего шага не сделают.
-А почему вы решили вернуться в Россию?
- "Селонгер" был готов продлить со мной контракт еще на сезон, но неожиданно оказался на грани банкротства, и переговоры прекратились. Приглашали также в один из клубов второго дивизиона играющим тренером, но меня не устроили условия. Во время отпуска в Москве меня нашел Владимир Плавунов и попросил помочь команде. После недолгих раздумий я согласился. "Динамо" сейчас переживает нелегкие времена, и кто, как не воспитанники клуба, должен его выручать.
-Годы, проведенные в скандинавском бенди, обогатили вас со спортивной и материальной точек зрения?
- Что касается спортивной стороны дела, то, несомненно, да. А деньги... Конечно, сбережения кое-какие были, но вы сами знаете, какая сейчас в нашей стране дорогая жизнь, да и с зарплатой в "Динамо" пока не очень. Так что сколотить состояния мне не удалось.
-Долго собираетесь играть в "Динамо"?
- Сезон - точно, а более далеко в будущее предпочитаю не заглядывать.
-Сильно ли изменился российский хоккей с мячом за годы вашего отсутствия?
- Изменился, причем не в лучшую сторону. Если чемпион России проигрывает средненькому норвежскому клубу, то о чем тут говорить. Вы посмотрите, кто сейчас на первых ролях во многих командах - Ковалев, Волков, Ануфриенко, Господчиков, Кондрашов, то есть те, кому за 35. Да и разрешение легионерам участвовать в матчах плей-офф не идет на пользу. Ну, выиграл "Водник" первенство страны, а в международных турнирах он выглядит мальчиком для битья.
-Как вы считаете, будут возвращаться из-за границы другие российские игроки?
- Конечно, будут, но сильнейшие все равно останутся там.
Владимир ЮРИН