СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА |
Юрий КОРОЛЕВ
ВОЗВРАЩАЮСЬ НА ПОМОСТ, НО ТОЛЬКО УЖЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
Эту новость вполне можно счесть сенсацией: после 8-летнего перерыва на помост возвращается 37-летний Юрий Королев - абсолютный чемпион мира 1981 и 1985 годов! Он собирается принять участие в международном турнире "Новгород Великий"-97, который пройдет с 18 по 20 декабря. А соперниками россиянина будут такие суперзвезды, как абсолютный чемпион мира этого года Иван Иванков из Белоруссии и чемпион мира в упражнении на кольцах итальянец Юри Кеки.
Услышав обо всем этом, я позвонил во Владимир, где прославленный гимнаст живет и уже много лет преподает в местной спортшколе олимпийского резерва.
-Юрий, вы действительно возвращаетесь в большой спорт?
- На 99 процентов. Вероятное выступление на турнире в Новгороде я бы назвал прикидкой сил перед участием в соревнованиях профессионалов. Если она меня удовлетворит, то уже в начале следующего года заявлюсь на чемпионат мира среди ветеранов, который пройдет в США.
-В Новгороде вы планируете выступить в многоборье?
- Нет, для него я все же староват. Меня пригласили в суперфинал с участием бывших и настоящих олимпийских чемпионов и чемпионов мира, где можно отработать только на одном снаряде. Я постарался реально оценить свои силы и отбросил те виды, где мне по понятным причинам ничего не светит. На вольных, к примеру, отпадают сложные прыжки - у меня травмированные ноги, на перекладине надо летать и спрыгивать, что также чревато неприятностями, а на брусьях и коне даже при многочасовой ежедневной работе я больше чем 9,4 балла вряд ли наскребу. Остаются кольца, где все базируется в основном не на технике, а на силе. К четвертому десятку ее, слава Богу, у меня не убавилось.
-Программа, если не секрет, будет сложной?
- На сегодняшний день оценил бы ее в 9,6 балла, но если удастся сделать все, что задумал, можно будет приблизиться к "десятке". В принципе в Новгороде я покажу свою старую программу, в которую добавил один новый элемент - горизонтальный упор или, как он еще называется, - "самолет". На тренировках в отдельности он у меня получается, остается отработать его в комбинации.
-На ваш взгляд, за последнее время гимнастика сильно изменилась?
- После введения новых правил она кое в чем стала даже попроще. К примеру, раньше в вольных упражнениях для хорошей надбавки к баллам надо было выполнить каскад сложных элементов, а теперь те же надбавки можно набрать и на более простых вещах. Это, кстати, не лучшим образом влияет на зрелищность. Если в наше время каждого спортсмена было легко узнать по манере исполнения, то теперь ярких личностей почти не осталось. Большинство гимнастов выполняют довольно однотипную программу, рассчитанную не на красоту комбинации, а на набор этих несчастных баллов.
-В последний раз вы выступали на чемпионате СССР 1989 года, после чего ушли из сборной. Не слишком рано завершили карьеру?
- По большому счету она закончилась перед сеульской Олимпиадой. За месяц до начала соревнований я порвал ахилл, после чего на следующий год был списан из сборной за ненадобностью. В то время со спортсменами особо не церемонились: чуть дал слабинку - можешь отдыхать. Было, кстати, очень обидно: 9 лет защищал честь страны, а когда случилась беда, простились без всяких церемоний и выражений благодарности. Через некоторое время меня пригласили принять участие в показательных выступлениях во Франции, где я договорился поработать в клубе города Оенакс. Контракт предложили средний - полторы тысячи долларов. На меня одного этого хватало, но для семьи было маловато. К тому же и у клуба со временем возникли финансовые проблемы. Наверное, останься за границей, нашел бы контракт и получше, но уж больно тянуло в Россию. Вроде бы все в порядке - деньги платят, люди вокруг приветливые, а все равно чего-то не хватает. Поэтому через полгода я вернулся и устроился преподавать. Впрочем, если в ближайшее время в стране ничего не изменится, придется снова уезжать за границу. Из пяти моих учеников, которые стали мастерами спорта, в гимнастике на сегодняшний день остался лишь один - Илья Сомов, который, кстати, недавно стал чемпионом России среди юношей в упражнении на коне. Трое из-за безденежья ушли работать в цирк, еще один служит в армии. Согласитесь, что-то в нашей жизни действительно не так, если специалист моего уровня кормит семью из четырех человек на 1,5 миллиона рублей в месяц. Хорошо еще, что в свое время получил четырехкомнатную квартиру, есть и машина с гаражом.
-А предложения из-за рубежа поступают?
- Увы, нет. Все-таки прошло уже 9 лет и меня успели подзабыть. Даже в родном Владимире не всегда узнают. Хотя в связи с турниром в Новгороде сейчас на внимание к себе благодаря вашим коллегам грех жаловаться. Недавно, к примеру, пошел на рынок за помидорами. "О! - воскликнула продавщица. - Королев! Опять выступать будете?"
-В этом году вы были судьей на чемпионате России, в котором принимали участие все лидеры нашей, сборной. Кто из них вам понравился?
- Два Алексея - Бондаренко и Немов. Бондаренко уже можно назвать готовым лидером сборной, а, возможно, и мировой гимнастики. У него прекрасная программа плюс железные нервы. Правда, Леше еще не хватает авторитета и опыта, но это дело наживное.
-Как вы относитесь к главному тренеру сборной России Леониду Аркаеву?
- Пока в команде многое держится на нем. Он - гениальный организатор, и без него вся отечественная гимнастика может рухнуть. А вот оценивать тренерский потенциал Аркаева не берусь. Ему поставляют отличный материал, из которого он делает блестящий коллектив, однако я не уверен, что ему удалось бы, допустим, взять подающего надежды паренька и вылепить из него лидера главной команды страны.
-С товарищами по сборной встречаетесь?
- Да ведь большинство из них уехали за границу. Могильный и Бичерова, Юрченко и Тихоньких сейчас во Франции, Билозерчев - в Америке. Там же и олимпийский чемпион Владимир Артемов.
-Какой эпизод вашей карьеры считаете самым ярким?
- Пожалуй, чемпионат мира 1985 года в Монреале. Интересно, что в команду я тогда не попадал: на первенстве Союза занял 7-е место и ехал в Канаду запасным. Лишь перед самым стартом узнал, что заменю попавшего в аварию Дмитрия Билозерчева. Тогда мне впервые удалось выступить по-настоящему профессионально и выиграть в первую очередь мозгами, головой. А чемпионат 1981 года был для меня чем-то вроде показательных выступлений - сил было много, и я мог себе позволить выполнить комбинацию и уйти, не думая о соперниках. В Монреале же, возможно, я не был объективно сильнейшим, но победил в равной борьбе во многом благодаря грамотной стратегии. Перед третьим днем соревнований - финалом многоборья - я уступал одну десятую балла немцу Сильвио Кроллу и Артемову. Финал я начинал с прыжка, понимая, что наберу 9,9 балла и догоню своих конкурентов. На следующих снарядах силы были примерно равны, на вольных же - самом сильном в то время моем снаряде - рассчитывал обойти соперников. Так и вышло. Заканчивал я кольцами, которые сознательно прошел без особого блеска. Даже специально шаг назад при приземлении сделал - а вдруг накладка порвется. То есть в каждый момент борьбы был готов к любому варианту. Примерно так же я собираюсь выступить и в Новгороде - понимаю ведь, что соревноваться с теми же Немовым и Иванковым весьма непросто, поэтому постараюсь одолеть их тактически.
Никита КИМ