ФУТБОЛ |
Дмитрий РАДЧЕНКО
ТРЕНИРОВКИ ЗДЕСЬ - НУ ПРЯМО КАК У РОМАНЦЕВА
В Испании он выступает пятый год. И четыре последних неизменно меняет команды. Два первых сезона 27-летний нападающий провел в "Расинге". Потом заключил долгосрочный контракт с "Депортиво", ходившим в то время в фаворитах. Однако после этого кривая успехов Дмитрия Радченко пошла вниз. В прошлом году его одолжили "Райо Вальекано", который не смог удержаться в первом дивизионе. И хотя нынешним летом форвард вновь тренировался с "Депором", ни одного матча за клуб из Ла-Коруньи он так и не сыграл, а объявился пару месяцев назад в скромной "Мериде".
-Последний раз мы с вами общались нынешней весной. Тогда, за десять туров до конца прошлого испанского чемпионата, вы выражали надежду, что ваш "Райо" сохранит прописку в элитной лиге.
- Увы, этого не произошло. Слишком много было предпосылок для печального конца. Мало того, что трех тренеров за сезон поменяли, так еще и обстановка в команде, скажем так, не располагала к удачному выступлению.
-В чем это выражалось?
- Игроки разделились на группировки. Когда командой руководил один тренер, он наигрывал свой состав, а после смены наставников на поле, само собой, стали выходить совсем другие люди. Вот и появились обиженные.
-К какой из группировок принадлежали вы?
- Нет уж, увольте, я в этих делах не участвую. К тому же когда до конца чемпионата осталось совсем немного и наступила пора решающих матчей, я потянул заднюю поверхность бедра. В строй вернулся, когда стало ясно, что нам предстоят переходные игры с "Мальоркой". Однако тренер дал понять, что на меня уже не рассчитывает. В итоге "Райо" оба раза проиграл и свалился во второй дивизион.
-Если бы этого не произошло, вы бы остались в этой команде?
- Возможно. По крайней мере, здесь были не против этого. Но случилось то, что случилось, а в низших лигах я играть не собирался.
-Что было дальше?
- По контракту я принадлежу "Депортиво", поэтому когда этот клуб начал предсезонную подготовку, прибыл в Ла-Корунью. Тренировался там до самого начала чемпионата.
-Так ведь вас даже заявили за "Депортиво" на этот сезон.
- Тут произошла история, над которой смеялась вся Испания. Президент клуба Лендойро выставил себя не в самом лучшем свете.
-Заинтриговали.
- Перед сезоном нас в "Депортиво" было восемь иностранцев не из стран ЕС - пять бразильцев, камерунский вратарь Сонго'о, марокканец Найбет и я. Заявлять для участия в чемпионате можно было только шестерых. Мы под руководством бразильского тренера Карлоса Алберто Силвы готовились к сезону, наконец он отправил домой своего соотечественника Рейналдо. Лишним, таким образом, оставался один легионер. И тут вдруг еще одного южноамериканца, Ривалдо, за баснословные деньги продают в "Барселону". В общем, все находившиеся в тот момент в команде иностранцы попадают в заявку.
-Почему же вскоре вы оказались вне "Депортиво"?
- Слушайте дальше. Позже выяснилось, что буквально за день до начала чемпионата Лендойро имел разговор с Бебето относительно его возвращения в Ла-Корунью. Тот вроде бы дал согласие, и его моментально внесли в заявку вместо меня. Но весь фокус в том, что об этом никто не знал - ни я, ни тренер. А нам вскоре предстоял матч Кубка УЕФА с французским "Осером". Силва говорит мне: "Готовься, будешь играть" и объявляет об этом журналистам. И вдруг вечером - звонок от одного из представителей прессы: "Ты не можешь играть, поскольку не заявлен". Я ничего не понимаю, тренер тоже. Тут-то все и выяснилось. А потом приехал Бебето, но так и не договорился с Лендойро по поводу суммы контракта". Ну и шум здесь подняли! Получилось, что из-за президента клуб недосчитался нападающего - ведь в итоге там не оказалось ни Бебето, ни меня. Тем временем "Депортиво" провалил начало чемпионата, в 14 матчах добившись только двух побед.
-И Лендойро решил отказаться от услуг Силвы.
- Здесь тоже не обошлось без небольшой доли юмора. В принципе ничего особенного не произошло - команда выступает неудачно, и наставника отправили в отставку. Однако мало того, что Лендойро с ним не рассчитался. До сих пор "Депортиво" не может пригласить нового специалиста, поскольку контракт с Силвой все еще действует, а в этом случае другой человек не может руководить командой. Вот и получилось, что формально должность занимает человек, которого давно уже нет в стране - Силва вернулся в Бразилию. Такого в Испании никогда еще не было. В общем, все решит суд, который должен состояться в скором времени.
-Вы же после всей этой истории едва не остались у разбитого корыта.
- Найти клуб в Испании в моей ситуации было очень непросто. Я опасался, что придется ждать до зимы, когда начнутся дозаявки.
-Из других стран предложений не было?
- Я едва во Францию не уехал. По крайней мере, с "Тулузой" все уже было договорено. Ее тренер, известный в прошлом игрок сборной Ален Жиресс, присмотрел меня в Матче против расизма, который состоялся в Мадриде. Там достаточно много известных футболистов со всего мира собралось, ожидалось даже, что Марадона приедет. Разделили нас на три команды и провели микротурнир. Я сыграл неплохо, два гола забил. И сразу же получил предложение перебраться в "Тулузу" до конца сезона.
-Что же вас удержало?
- Внезапный звонок от моего агента. Тобой, говорит, интересуется "Мерида". Я решил не искушать судьбу и остался в Испании.
-Как же "Мерида" смогла вас дозаявить?
- Тут существует правило, согласно которому клуб, игрок основного состава которого получил тяжелую травму, может на следующий день дозаявить другого футболиста. В "Мериде" как раз сломался аргентинец Бьяджини, и меня взяли на его место. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что в команде меня хотели видеть и тренер, и президент.
-Между тем ее положение в тот момент было незавидным - только пять набранных очков и третье место с конца. Не боялись ли переходить в клуб, который, кстати, перед началом сезона многие специалисты называли главным претендентом на вылет?
- Мне очень хотелось играть. К тому же я остался в испанском чемпионате, а это лучше, чем уезжать во Францию, пусть даже и в клуб, который занимает твердое место среди середняков. И едва я пришел, дела "Мериды" пошли на поправку. Три победы подряд, потом две ничьи - и вот мы уже в середине таблицы.
-О задачах команды на сезон, думается, спрашивать не имеет смысла.
- Разумеется. Цель одна - сохраниться в элитной лиге. Состав у нас неплохой подобрался. Есть Пирри, не так давно выступавший в "Атлетико" и "Компостеле", есть мой давний знакомый Пабло Альфаро, с которым я еще в Сантандере играл, есть Маркое, шесть лет ходивший на ведущих ролях в "Севилье".
-Как вас встретили в новой команде?
- Отлично. Тренирует "Мериду" Хорхе Д'Алессандро, авторитетный здесь наставник, бывший вратарь. Мне лично импонирует его манера. Особенно тренировочный процесс, очень схожий с тем, что был у Олега Романцева, когда я выступал за "Спартак". В Испании нечасто встретишь подобное.
-Кстати, этому клубу, если я не ошибаюсь, до недавнего времени принадлежал Николай Писарев.
- Действительно, но затем он разорвал контракт с "Меридой". Где Писарев сейчас, не знаю, но вроде бы он хотел вернуться в "Спартак".
-Как вы устроились на очередном новом месте?
- Неплохо. Контракт подписан до конца сезона, условия - не хуже, чем в "Депортиво". Да и городок здесь, хоть маленький, да удаленький. В стародавние времена Мерида была довольно знаменита. Теперь здесь круглый год много туристов.
-Почему ваша команда - одна из самых малопосещаемых в лиге?
- Тут и население всего-то 56 тысяч, так что оно дважды может на барселонском "Ноу Камп" уместиться и еще место останется. И все же тысяч по десять на стадион иногда приходит.
-Основная проблема "Мериды" - низкая результативность?
- Это точно. Голы у нас в муках рождаются. Все три победы, которые были одержаны после моего прихода - с одинаковым счетом 1:0. Сам я никак забить не могу. С одной стороны, мало у нас полузащитников, которые могут отдать удобный пас. А с другой - нужно обязательно отличиться первый раз. Тогда дело пойдет.
-Еще не задумывались над тем, что будет в вашей жизни после "Мериды"?
- Вновь вернусь в "Депортиво", с которым связан контрактом еще на год. А там - посмотрим.
-В сборную России вас не вызывали чуть больше года. Следили за ее выступлениями?
- Конечно. Очень не повезло, что в стыковых матчах нам досталась Италия. Ребята бились, но соперники все же были сильнее. Для кого-то это был последний шанс поехать на чемпионат мира, и то, что он не осуществился, - настоящая трагедия. Мне посчастливилось принять участие в этом суперсоревновании три года назад в Америке. Те незабываемые впечатления запомнятся на всю жизнь.
Максим КВЯТКОВСКИЙ