ФУТБОЛ |
Анатолий БАЙДАЧНЫЙ
В ТРЕНЕРЫ МЕНЯ ОПРЕДЕЛИЛ ДАСАЕВ
После 15-минутного телефонного разговора с 45-летним Анатолием Байдачным я понял, что это уверенный в себе человек, который знает, чего хочет и как этого достичь. Обычно такие люди становятся тренерами-диктаторами. Впрочем, может быть, мои выводы оказались поспешными, но если нет, то "Жемчужину" наверняка уже в ближайшее время ждут серьезные перемены. И это касается не столько реконструкции состава, сколько изменения имиджа команды.
-Почему, работая в минском "Динамо", вы решили принять приглашение "Жемчужины"?
- Потому что в Минске условия стали такими, что я не видел смысла для дальнейшей работы там. А с "Жемчужиной" я всегда поддерживал тесные отношения. В то время когда работал со сборной Сирией, сочинская команда не раз проводила вместе со мной предсезонные сборы.
-Наверное, именно с вашей легкой руки в "Жемчужине" в свое время появился сирийский нападающий Аль-Халифа?
- Верно.
-А как вообще вы стали тренером?
- Все началось с того, что в 1980 году я получил тяжелую травму - разрыв крестообразных связок. А нанес ее мне вратарь московского "Спартака" Ринат Дасаев. После этого мне почти сразу же предложили возглавить могилевский "Днепр". В этой команде я проработал 6 лет, после чего поступил в ВШТ. Был на стажировке в Италии, а учиться закончил в 1987 году. Два года после этого работал главным тренером ворошиловградской "Зари", которая выступала в первой лиге, а потом уехал на Кипр. Там некоторое время возглавлял клуб второго дивизиона "Анаеники". А с Кипра я переехал в Сирию, где возглавлял и национальную сборную, и молодежную, которая под моим руководством стала чемпионом Азии, а на молодежном чемпионате мира заняла 10-е место, Могли бы оказаться и гораздо выше, если бы не обидный проигрыш... сборной России. Уступили ей совершенно не по делу.
-А когда вы возглавили минское "Динамо"?
- В 97-м. Перед этим два года проработал в Кувейте, где помогал Валерию Лобановскому.
-Хотя вам всего 45, совсем скоро отпразднуете 20-летие своей тренерской карьеры. Вы считаете себя удачливым тренером?
- Да, в общем-то, определенные достижения у меня есть. Могилевский "Днепр" я вывел в первую лигу, сборную Сирии сделал чемпионом Азии и участником чемпионата мира, а минское "Динамо" возглавил, когда команда находилась на 5-м месте и отставала от лидера на 8 очков, но мы все равно стали чемпионами.
-Когда вы получили конкретное предложение от "Жемчужины"?
- В конце декабря. До этого меня пригласили потренировать национальную сборную Омана. Но уходить из "Динамо" я никуда не собирался - ведь из команды-чемпиона не уходят, поэтому настраивался на участие минчан в Лиге чемпионов. Кроме того, меня очень привлекала единая программа развития двух "Динамо" - киевского и минского. От сотрудничества с Лобановским, несомненно, выиграли бы обе команды. Но вдруг к нам пришло постановление, согласно которому с 1 января 1998 года минское "Динамо" становится государственной командой. А как может государственная команда сотрудничать с коммерческим предприятием, коим является киевское "Динамо"? Я себе этого даже не представляю. Как не представляю теперь и перспектив минского клуба. От его финансирования отказался теперь уже бывший президент клуба. Команду собираются покинуть многие игроки, и не исключено, что после Кубка Содружества она вообще прекратит свое существование.
-Кто из футболистов уже ушел из "Динамо"?
- Братья Маковские перешли в киевское "Динамо", Яскович сейчас в донецком "Шахтере", Лаврик - в московском "Локомотиве". Наверняка кто-то из игроков уедет со мной в "Жемчужину", но об этом пока говорить рано.
-Вы не забыли вратаря Афанасенко, который сейчас тренируется вместе с "Аланией"?
- Нет, он выступал за нашу вторую команду.
-Когда вы дали "Жемчужине" свое согласие?
- 6 января, когда прилетел в Сочи. До этого в Минске я присутствовал на клубном заседании "Динамо". Посидел, послушал, о чем там говорят, и окончательно понял, что ничего хорошего здесь уже не будет.
-Едва вы появились в "Жемчужине", как сразу же настояли на том, чтобы в команду вернули некоторых игроков, выставленных на трансфер. Значит, вы настолько внимательно следили за российским футболом, что знаете потенциальные возможности многих футболистов?
- В Сочи я бывал и раньше. Но дело даже не в знании. Считаю, что перед тренером команды должны предстать все игроки и он сам должен сделать выводы относительно их пригодности. Приведу такой пример. В свое время в киевском "Динамо" первым на отчисление был Гусин. Но когда Лобановский вернулся в команду, он поставил его на место опорного полузащитника, и Гусин из запасного вырос в игрока, на которого претендовал даже "Милан".
-А каково вообще ваше мнение о российском футболе?
- Довольно высокое. Я видел по телевизору немало матчей российского первенства и считаю, что, несмотря ни на что, футбол в России постоянно прогрессирует. Придет время, когда он перерастет уровень союзного.
-И когда же это произойдет?
- Мы, может быть, и сами этого не заметим. А случится это, наверное, тогда, когда начнем успешно выступать в еврокубках. Хотя "Спартак" и "Локомотив" уже сейчас вышли в четвертьфиналы. Даже в союзные времена это считалось бы успехом. Ведь по большому счету в европейских турнирах мы могли похвастаться разве что только единичными достижениями киевского и тбилисского "Динамо".
-Работая в Минске, с кем-то из российских тренеров поддерживали отношения?
- Да, у меня очень тесный контакт с Семиным, с которым мы вместе играли еще в московском "Динамо", а в 80-е годы работали в первой лиге: он - в "Памире", я - в "Днепре". Хорошо знаю помощника Семина Эштрекова, а также Газзаева, Прокопенко. Сейчас тренерами становятся многие из игроков-ветеранов, которых я неплохо знаю, с ними тоже не раз созванивался.
-С руководством "Жемчужины" вы уже уладили все формальности?
- Да. Самое главное, что к футболу здесь относятся очень серьезно. В Сочи хотят выстроить целую систему его развития. Созданы интернат, детско-юношеская школа.
-А цель какую-то в этом чемпионате для вас определили?
- Пока нет, но она несомненно будет определена. А вообще главная моя задача - не сиюминутный успех, а создание хорошей стройной футбольной системы, которая принесла бы успех "Жемчужине" в будущем.
-Вы знаете, что после того, как в крайне тяжелое положение попал Арсен Найденов, а клуб выставил на трансфер несколько известных игроков, многие начали поговаривать о том, что "Жемчужина" становится одним из главных претендентов на вылет?
- В России всегда много говорят. Нередко беспочвенно. Команда может неудачно выступить только в том случае, когда плохо подготовится к сезону. Вот если, например, у "Спартака" подготовка в предсезонный период сложится неудачно, то тогда о нем уже можно будет говорить как о потенциальном неудачнике.
-Вы не ощущаете себя несколько неловко в связи с тем, что "Жемчужину" создавал Найденов, и все, что было в ее истории, связано именно с этим человеком?
- Спасибо ему огромное за это. Но сейчас Найденову надо лечиться, и команда в беде его не бросила. В конце концов я ведь на это место не рвался.
-Найденов назначен тренером-консультантом "Жемчужины". Что входит в его обязанности?
- Главное для него - это лечение, а консультировать меня не надо.
-Едва вы приехали, как команду покинул и помощник Найденова Юрий Нестеренко. Вы, наверное, хотите создать тренерский штаб из "своих" людей?
- Нет, увольнение Нестеренко - это местные дела. Когда я приехал в Сочи, его в команде уже не было. Что же касается помощников, то я для начала должен посмотреть на тех людей, которые остались в "Жемчужине". Если они мне подойдут по своим профессиональным качествам, то никого со стороны приглашать не буду.
-Каковы ближайшие планы "Жемчужины"?
- До 1 - 2 февраля будем тренироваться в Сочи, а затем отправимся в Эмираты.
-Значит, план подготовки команды изменен?
- Да. И очень хорошо, что мы не поехали в Анталию, как планировалось. Там недавно выпал снег и условия для тренировок стали не очень подходящими. А Эмираты - это страна с устойчивым климатом, хорошими полями и спарринг-партнерами.
-А в знакомую вам Сирию не намерены завернуть?
- Нет, там поля не очень хорошего качества.
Дмитрий ДЮБО