ОЛИМПИЗМ |
NAGANO-1998 |
ДО ОТКРЫТИЯ 9 ДНЕЙ |
27 и 28 января на Кубке Центра России в Раменском наша лыжная олимпийская сборная завершила европейский этап подготовки к Играм в Нагано, а сегодня улетает в Японию.
ЛЫЖНАЯ СБОРНАЯ РОССИИ
ЦЕЛЬ - ВЫЗДОРОВЕТЬ
Лариса ЛАЗУТИНА
ДОМОХОЗЯЙКОЙ ГОД НАЗАД ТАК И НЕ СТАЛА, О ЧЕМ СОВСЕМ НЕ ЖАЛЕЮ
За Победу на Кубке Центра России Ларисе Лазутиной торжественно вручили маленький коврик. Помахав всем рукой на прощание и прижимая к плечу то и дело сползавший набок подарок, Лазутина вновь отправилась на дистанцию. "Тренироваться надо!" - объяснила знаменитая лыжница. Для более обстоятельной беседы мы встретились в гостинице, где царило чемоданное настроение - вся российская сборная готовилась к отъезду в Нагано.
-Тяжелая была трасса?
- Грязная. За лыжи постоянно цеплялись ветки, какой-то мусор. К тому же нелегко выступать сразу после сборов в австрийском Рамзау. Но у команды три недели не было соревновательной практики, и нас решили встряхнуть накануне Игр.
-Выставив членов олимпийской сборной на 30-километровую гонку?
- Если честно, то я была категорически против "тридцатки". Волне хватило бы и "пятнашки", тем более что половина девочек в сборной сейчас простужены.
-Можно сравнить трассу в Раменском с олимпийской лыжней?
- Раменское - это цветочки, здесь все подъемы и спуски просто игрушечные. В Нагано же, например, 5-километровая трасса - это 3 километра в гору, затем приличный спуск и финиш. Немаловажную роль будет играть и погода, которая нынешней зимой везде меняется с калейдоскопической скоростью. Например, в Рамзау на этапе Кубка мира я стартовала на 8 минут раньше норвежки Мартинсен по нормальному снегу, но по ходу гонки солнце скрылось, резко похолодало и финишировать пришлось уже по голому льду. В итоге на самом сложном участке я выиграла у Мартинсен 9 секунд, а на спуске к финишу она отыграла их плюс еще одну. Так что погода - весьма коварная особа, с ней надо быть очень осторожной.
-Падение в 10-километровой гонке преследования в Рамзау вас сильно расстроило?
- Видите ли, мы очень часто выступали на этапах Кубка мира, потом провели две гонки в Раменском, затем еще две - в Токсово, и такое обилие стартов привело к тому, что в Рамзау меня просто мутило при виде лыж. "Пятерку" еще выдержала, а вот гонку преследования... Позже тренеры говорили, что я бежала на редкость хорошо, и если бы не падение, сократить разрыв между мной и Стефанией Бельмондо было бы невозможно. На самом деле падение не играло никакой роли - Стефания все равно меня бы достала, и мы обе это прекрасно знали.
-Каким образом вы упали?
- Там был такой длиннющий спуск, и за несколько секунд до поворота я вдруг поняла, что не вписываюсь в него. Лыжа куда-то убежала из-под меня, и через мгновение я уселась в сугроб. Наверное, со стороны это выглядело очень забавно.
-В прошлом году вы не раз заявляли об уходе из лыжного спорта, но все же остались...
- Я ждала, когда вы затронете эту тему. Да, в прошлом году я была очень близка к тому, чтобы навсегда зачехлить лыжи. Результаты не росли, я вдруг совершенно потерялась на коньковых дистанциях. После 4 золотых медалей на чемпионате мира-95 в Тандер-Бее было очень тяжело плестись в хвосте. Апогеем моего депрессивного состояния стал чемпионат мира в Тронхейме, где я не выиграла ни одной индивидуальной гонки.
-Но вас тем не менее включили в состав российской эстафетной четверки, которая одержала в Тронхейме блестящую победу.
- Это лишь укрепило мое решение распрощаться с большим спортом. Победой в эстафете не исправить все поражения в сезоне. А состав нашей эстафетной команды и без меня был очень сильным. Любовь Егорова, которую я заменила, стала в Тронхейме чемпионкой мира всего за пару дней до знаменитого скандала с бромантаном. И если бы с ней не стряслась такая беда, то, уверена, она прекрасно бы пробежала свой этап в эстафете и скорее всего наша сборная все равно выиграла бы.
-Вас потрясло то, что случилось с Егоровой?
- Люба - знаменитая лыжница, которая много сделала для нашей страны, и я считаю, что наказание, которому подвергла ее Международная федерация - 3 года дисквалификации - было несправедливым и жестоким. Надеюсь, что после Олимпиады в Нагано в ее судьбе все изменится в лучшую сторону.
-Почему же все-таки вы решили остаться?
- После Тронхейма все обо мне благополучно забыли, я три месяца не тренировалась, весила 63 кг - была такая пухленькая и кругленькая, как колобок. Дочь к себе перевезла и уже примеряла кухонный фартук и привыкала к роли домохозяйки, как в конце весны ко мне приехали президент нашей федерации мой земляк Анатолий Акентьев и тренер по подготовке лыж Михаил Воронин. У нас состоялся серьезный "мужской" разговор. Они говорили, что эстафетная четверка за много лет совместных выступлений уже сложилась, а потеряв сразу Егорову и меня, она может развалиться. Мой личный тренер Александр Кравцов и мой муж Геннадий советовали мне остаться. Окончательное решение я приняла только в мае, когда АО "Сахалинморнефтегаз" согласилось стать моим спонсором и здорово выручило с деньгами для поездок на сборы и соревнования. В июне я уже приступила к полноценным тренировкам.
-С каким настроением едете в Нагано?
- Для меня это третьи по счету Олимпийские игры, и просто не солидно прыгать от восторга, словно какая-то юниорка. Но я очень рада, что попаду в Нагано - путь туда был нелегким. Рассчитываю успешно выступить и попасть в олимпийскую эстафету. Думаю, этого хочет каждая из наших девочек, так что я не слишком оригинальна. Было
время, когда нашу команду раздирали внутренние противоречия, ссоры и скандалы. Сейчас все хотят только одного - спокойствия.
- Вопрос на засыпку: что собираетесь делать с тем ковриком, который вам только что вручили?
- (Смеется.) Я еще не разворачивала его - сразу после гонки отдала тренеру. Позже посмотрим, что он собой представляет, и решим, куда его пристроить. Наверное, в машину положу, чтобы теплее было.
Мария САВЧЕНКО
Елена ВЯЛЬБЕ
БОРЮСЬ С ПРОСТУДОЙ И НАСТРАИВАЮСЬ НА ПЕРВУЮ ОЛИМПИЙСКУЮ ГОНКУ
Начало олимпийской зимы у лучшей лыжницы мира в сезоне-96/97 сложилось не самым удачным образом: в ноябре накануне старта Кубка мира Вяльбе заболела - и все пошло наперекосяк. Была лишь 19-й в первой кубковой гонке на 5 км, на втором этапе в начале декабря в итальянской Санта-Катерине выступала только в эстафете, потом было 10-е место на "пятерке", 7-е - на дистанции 15 км и лишь в Давосе Елена сумела, наконец, выиграть первую индивидуальную гонку - на 15 км классическим стилем. А потом она опять заболела...
Собственно, в Раменском, где перед отъездом в Нагано в последний раз соревновались лыжники сборной, выступление Вяльбе не планировалось до самого вторника. Но за полчаса до старта она вдруг появилась на лыжне, пробуя снег.
- Да, я действительно не собиралась участвовать в соревнованиях, - сказала Лена после того, как финишировала, пробежав лишь 15 км вместо объявленных для лыжниц-олимпийцев 30. - Чувствую себя совсем неважно. Первый раз простудилась в ноябре, на сборе в Финляндии, и до сих пор не могу прийти в себя. Сначала очень долго держалась высокая температура, потом ее удалось сбить до 37,1. Вроде бы и не болит ничего, а нагружаться врачи запрещают.
-Тем не менее вы выступали практически во всех этапах Кубка мира.
- Мне казалось, что еще чуть-чуть - и простуда пройдет. В соревнованиях вообще быстрее набираешь форму, а я к тому же старалась наверстать упущенное. Однако в начале этого года снова пришлось пропускать тренировки. Мы даже обращались за помощью к австрийским гомеопатам во время сбора в Рамзау.
-Тогда тем более, наверное, не стоило выступать в Раменском?
- Без соревнований тоже плохо. Организм застаивается. Да и чувствовать себя хронически больной неприятно.
-Судя по результату, бежать было тяжело?
- Было тяжело дышать. Думаю, я и в себя никак не приду в силу специфики нашего вида спорта. Глотнешь на лыжне холодного воздуха - и все по новой начинается. А делать нечего. Стараюсь, конечно, бежать так, чтобы не захлебываться, но не всегда получается.
-Из-за болезни вам сильно пришлось менять планы подготовки?
- Конечно. Я же пропустила в общей сложности больше месяца тренировок. Да и в начале сезона у нас был сбой из-за того, что в Норвегии, где планировалось провести первый сбор, не оказалось снега. Мы и в Финляндию из-за этого уехали. Когда я в хорошей форме, как, например, в прошлом сезоне, мне практически безразлично, на какой дистанции стартовать. И в спринте, и на длинных трассах чувствую себя абсолютно уверенно. А сейчас думаю только о том, чтобы успеть подготовиться и максимально хорошо выступить на первой олимпийской дистанции - 15 км. Потому что на основании ее результатов тренеры будут решать, кто из нас побежит остальные гонки.
-Этот отбор будет обязательным для всех членов сборной?
- На все дистанции, насколько я знаю, пока стопроцентно планируют только Ларису Лазутину. Она - единственная, кому удалось уберечься от болезни, и поэтому является лидером команды. Мне же пока приходится только догонять.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Юлия ЧЕПАЛОВА
В НАГАНО ВЕЗУ ДЕВЯТЬ ПАР ЛЫЖ И ЧЕМОДАН МАЗЕЙ
После победы на этапе Кубка мира в Токсово 21-летняя Юлия Чепалова внезапно оказалась среди тех лыжниц, кого считают фаворитами Белой Олимпиады в Нагано.
В гонке на 30 км на Кубке Центра России в Раменском Юлия заняла только 6-е место. Но самая юная лыжница олимпийской сборной страны не выглядела расстроенной. По ее словам, главные баталии еще впереди, а эти соревнования были скорее парадным смотром нашей команды перед отъездом в Нагано.
- Лыжи сегодня абсолютно не катили, - сказала Чепалова после финиша. - Наверное, мазь подобрали неудачную. Когда выяснилось, что на таких лыжах можно передвигаться только пешком, пропало всякое желание соревноваться. Утешаю себя тем, что никто "е давал установки выкладываться на 100 процентов.
-А когда дадут?
- Естественно, на Олимпиаде. Я еще ни разу не выступала в Японии, но видела местную трассу по телевизору. Ничего себе тропинка - вверх-вниз, как на американских горках, а виражи там такие, что дух захватывает. Как будто специально для меня проложили.
-Вы любите трудные трассы?
- Обожаю! Бежишь и знаешь, что соперницам за твоей спиной тоже несладко. Но в остальном Олимпиада мало чем отличается от обычных стартов - разве что народу бежит поменьше и ответственность побольше.
-Расскажите о себе.
- Я родилась в Комсомольске-на-Амуре, в 9 лет начала серьезно заниматься лыжным спортом, а в 16 уже выступала за сборную страны. Тренирует меня отец - Анатолий Михайлович Чепалов. Это, если честно, удобно. На правах дочери я могу прикрикнуть на него накануне важной гонки, поэтому он старается не попадаться мне на глаза перед стартом.
-Притчей во языцех стали ваши выступления на этапах Кубка мира в Токсово, где на вас однажды якобы напала злая собака.
- Нет, собаки не было, но в 1995 году какой-то мужчина перебежал мне дорогу за 300 метров до финиша. И ведь кричала ему, чтобы он не стоял на лыжне как вкопанный, однако, по-моему, он меня не понял. Я на большой скорости врезалась в этого дядьку, больно ударилась и лыжи чуть не сломала. Через год история повторилась: те же 300 метров до финиша и снова какой-то субъект на лыжне. Опять мы с ним барахтались в сугробе после столкновения. А вот в этом сезоне все обошлось. Я без приключений провела гонку преследования на 10 км, умудрившись не только не споткнуться о какой-нибудь пенек, но даже выиграть.
-После победы в Токсово отношение к вам изменилось?
- Конечно. Из "подающих надежды" я вдруг превратилась в реальную угрозу для соперниц. Все понимают, что если Чепалова однажды смогла выиграть у сильнейших лыжниц мира, то, значит, при определенных условиях она способна сделать это вновь. В Нагано я очень хочу выступить в эстафете и в гонке на 30 км свободным стилем. Чтобы застраховаться от случайностей и капризов погоды, повезу с собой 9 пар классических и коньковых лыж и целый чемодан мазей.
-Кто кроме отца будет переживать за вас, когда вы побежите в Нагано?
- Мама, бабушка и старший брат. Когда бабушка смотрит по телевизору соревнования с моим участием, она все таблетки в доме съедает. К сожалению, ни в Комсомольске-на-Амуре, ни в новой служебной квартире в Москве у меня до сих пор нет телефона, поэтому после Токсово все друзья и родственники прислали поздравительные телеграммы. Хранить их неудобно, а выбрасывать жалко, так что я их пока в коробку складываю. Но в случае успешного выступления в Нагано первым делом куплю себе телефон.
-Вы упомянули, что живете в Москве. Где же тренируетесь?
- В Красногорске есть неплохие трассы. Мы с отцом, посоветовавшись; решили тренироваться отдельно от сборной по индивидуальному графику. Так легче физически и психологически. Ведь в команде - один тренер, и он не может разорваться, чтобы уделить необходимое внимание всем лыжницам. С папой же мы все проблемы решаем посемейному.
-Сколько километров в день пробегаете?
- 60 без учета соревнований. Вот сейчас, например, я с вами поболтаю, спортивный костюм просушу и - на тренировку.
Мария САВЧЕНКО