Газета Спорт-Экспресс от 2 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 февраля 1998 | Футбол - «Пас из-за границы»

ФУТБОЛ

Сергей ЮРАН

ЖАЛЕЮ, ЧТО УЕХАЛ В АНГЛИЮ

-Судя по последним сообщениям немецкой прессы, ваш переход в турецкий "Трабзонспор" сорвался. Это так? - спросил я у нападающего сборной России и немецкого клуба "Бохум" Сергея Юрана.

- Клубы не договорились друг с другом, поэтому сезон я уже точно доиграю в Германии. Если мы вылетим во вторую лигу, буду подыскивать себе новый клуб, так как мой четырехлетний контракт с "Бохумом" уже утратит силу.

-Когда вы впервые уезжали играть на Запад, вас не страшила неизвестность?

- Я был одним из первых, кому довелось уехать за рубеж, но все же первопроходцами были другие футболисты. Перед поездкой я, естественно, обратился к ним за советом, и они проинструктировали меня о правилах поведения в чужой стране. И тем не менее, конечно, волновался. Летел в Португалию с опаской, ведь не знал иностранных языков. Надо было оставаться в киевском "Динамо", говорил я себе в трудные моменты, где все привычно и знакомо. Однако стоило начать забивать, настроение резко улучшилось.

- Почему, когда представилась возможность вернуться, стали выступать за "Спартак"?

- Ностальгия по Родине тут ни при чем. В тот момент у меня завершились все отношения с "Бенфикой" и "Порту", поэтому пришлось искать новое пристанище, но ни с одним зарубежным клубом договориться не удалось. В этот сложный для меня момент, к счастью, поступило предложение от "Спартака". Привлекало то, что команда с именем, а самое главное - москвичи попали в Лигу чемпионов, где я мечтал себя проявить. Но, честно говоря, задерживаться долго в Москве не собирался. Нужно было решать бытовые проблемы. Например, хотелось иметь квартиру в Москве, но "Спартак" в данном вопросе не пошел мне навстречу. Да и платят в Европе побольше, чем в России. Вот и отправился в Англию. И прогадал: на родине футбола было отлично в финансовом плане, а в остальном - полная катастрофа. Было такое ощущение, что я лишний в команде. С тоской вспоминал "Спартак", где чувствовал свою пользу. В Москве также было полно друзей, а в Англии, да и в других странах, своим меня никто не считал. Английский футбол мне явно противопоказан. Там играют слишком грубо, поэтому я вздохнул с облегчением, когда снова оказался в Москве. Стал тренироваться и ждать нового зарубежного предложения. Была возможность выступать за московское "Динамо" или снова за "Спартак", но я был настроен попасть в более сильную футбольную державу, поэтому продолжал поиски. Уже все ведущие европейские лиги, кроме германской, закрылись для переходов, а я не терял надежды. И когда казалось, что придется согласиться на российский клуб, поступило приглашение из дюссельдорфской "Фортуны".

-Довольны ли тем, что пришлось помотаться по свету. Или вы предпочли бы играть в одном, но солидном клубе?

- Какой-то злой рок преследует команды, которые меня покупают. Я очень переживаю по поводу того, что произошло с "Фортуной". Сейчас "Бохум", который прошлый сезон завершил на пятом месте, скатился в конец турнирной таблицы. И все же были у меня и радостные моменты. Большое удовольствие получил, играя в Португалии, где становился чемпионом страны. С восторгом вспоминаю месяцы, проведенные в "Спартаке".

-Какие советы вы теперь могли бы дать футболистам, которым придется играть в зарубежных клубах?

- Прежде всего не надо спешить. Не следует соглашаться на любое предложение. Это в наше время, когда только-только открывались границы, мы имели право не смотреть на уровень тех клубов, которые приглашали нас. Сегодня ситуация иная. Я вижу, что зарплата в ряде российских клубов мало в чем уступает тем деньгам, которые платят нам. Ах, если бы вернуть все назад! Я бы, например, не поехал в Англию, а остался в "Спартаке". Получать удовольствие, от игры, которую показывает эта команда, - вот от чего я отказался тогда. Пожалуй, "Спартак" - самое яркое событие в моей жизни. С ним сравнимо разве что выступление за киевское "Динамо", в составе которого я стал чемпионом СССР. С завистью недавно смотрел по телевидению награждение "Спартака", ставшего чемпионом России. Думал, а ведь на этой сцене Кремлевского дворца мог стоять и я.

- Можете назвать самую большую проблему легионеров?

- Меня раздражает, что в проигрыше команды в первую очередь винят иностранцев. И не только в Германии. Разговаривал с Игорем Колывановым: в его клубе такая же ситуация. До слез обидно, но как объяснить руководству, что дело вовсе не в приезжих, а в низком уровне подготовки многих местных игроков.

-Российские легионеры стали вкладывать деньги в недвижимость. Вы не исключение?

- У меня есть дом в Португалии, я иногда наведываюсь туда. Думаю, когда подрастет сын, будет там отдыхать. Сам же за рубежом планирую поиграть еще года четыре, а затем хочу вернуться и завершить карьеру в одном из российских клубов. И потом порывать с футболом не собираюсь. Буду рад, если мне найдется место тренера в какой-нибудь команде.

Борис ТОСУНЯН