Газета Спорт-Экспресс от 12 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 февраля 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ ОТ "СЭ"

№ 72. Февраль'98

ИСТОРИЯ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА

УРУГВАЙ - 1930

Начало. Продолжение на стр. 15

Несмотря на то, что на первый чемпионат мира в Уругвае собралось "несчастливое" число участников - 13, а стартовал турнир 13 июля, мундиаль-первенец получился удачным, а финал Уругвай - Аргентина стал его настоящим украшением. Из-за некратного цифре "4" числа участников группы получились из разного количества сборных:

Группа 1. Франция, Мексика, Чили, Аргентина.

Группа 2. Бразилия, Боливия, Югославия.

Группа 3. Уругвай, Перу, Румыния.

Группа 4. США, Парагвай, Бельгия.

Только победители групп сохраняли возможность бороться за титул чемпиона. Если на современных чемпионатах мира по представительству явно доминирует Европа, то в 1930-м более чем на две трети контингент участников состоял из представителей Нового Света. Это объяснялось в первую очередь экономическими причинами. Только четыре сборные рискнули отправиться в трансатлантическое путешествие. Французы, бельгийцы и румыны для сокращения расходов сняли один лайнер на троих - Conte Verde, тогда как югославы за компанию с Жюлем Римэ и "Золотой Богиней" переправились за океан отдельно - на лайнере Florida.

ГРУППА 1

ЦЫГАН НАСТРАИВАЛ МЕКСИКАНЦЕВ НА ВОЙНУ

Первый матч в истории чемпионатов мира начался 13 июня 1930 года в 15.00 по уругвайскому времени. Это не был, однако, матч открытия в привычном понимании этого выражения - ему не предшествовала торжественная церемония с шествием делегацией. Парад состоялся много позже, только 18 июля, перед игрой Уругвай - Перу, что выглядело как нонсенс, ибо чуть ли не половина команд к тому времени уже выбыла из борьбы.

Честь выйти на поле первыми выпала Франции и Мексике. Фаворитом в этой паре не признавался никто. У мексиканцев семь игроков из одиннадцати ни разу до этого не играли за сборную, и тренер команды Хосе Луке де Серралонго пытался компенсировать недостаток опыта у его подопечных гигантской самоотдачей и чувством патриотизма. Учитывая, что Серралонго был цыган по национальности, это выглядело необычно: он заставил игроков, многие из которых были неграмотны, спеть мексиканский гимн. Его установка на игру настолько походила на инструктаж перед боем, что присутствовавший при этом уругвайский массажист не выдержал и сделал замечание: "Дорогие друзья, вы приехали сюда для того, чтобы играть в футбол, а не для того, чтобы вести войну!"

Кроме настроя на борьбу в арсенале у мексиканцев, как вскоре выяснилось, не было ничего. Более искушенные в тактике французы предпочли избежать излишнего риска и избрали необычную для того времени расстановку 4-3-3. (Ее они придерживались и в последующих играх) Сборная Франции быстро навязала сопернику свою игру, и на 19-й минуте распечатала его ворота. Исторический гол, первый в истории чемпионатов мира, забил Лосьен Лоран: прямым ударом из пределов штрафной площади после передачи с правого фланга Эрнеста Либерати.

Но вскоре французов подстерегла неудача. На 26-й минуте правый край стороны Мексики Иларио Лопес подал мяч в штрафную, там в борьбу за него вступили центрфорвард "Ничо" Мехия и вратарь Алексис Тепо. После столкновения голкипер скорчился от боли и не смог продолжать игру. Поскольку замены тогда не разрешались, Франция была обречена полтора тайма играть вдесятером. На место травмированного Тепо встал защитник Огюстен Шантрель, а на его позицию, в свою очередь, оттянулся хавбек Эдмон Дельфур.

Потеря игрока не только не ослабила французов, но, напротив, заставила, их мобилизоваться, и уже к перерыву, в ходе которого уругвайская капелла исполнила гимны двух противоборствующих стран, счет был 3:0. Шантрель неожиданно очень удачно проявил себя как голкипер. После перерыва "ацтеки" смогли отыграть один мяч, но под занавес получили ответ в свои ворота - 4:1 в пользу Франции.

ЗРИТЕЛИ ДОВЕЛИ ИГРОКА ДО НЕРВНОГО ШОКА

Уже через два дня, 15 июля, французам пришлось войти на поле стадиона в Центральном парке Монтевидео на игру с Аргентиной. Этот соперник был несопоставим по силе с Мексикой, и к тому же уже на 2-й минуте известный своей жесткостью (а порой и грубостью) Луис Монти нанес травму Люсьену Лорану, чем обрек его на роль статиста. Вновь практически весь матч Франции пришлось выступать, имея на одного полноценного игрока меньше. С потерей Лорана у нее осталось лишь два форварда.

Аргентинские футболисты заметно превосходили французов в технике, но грамотные тактические построения европейцев оказались большой проблемой и для южноамериканцев. Блистал в воротах "оживший" Алексис Тепо. В какой-то мере восполняли французам потерю игрока уругвайские зрители, для которых аргентинцы за 25 лет (столько времени насчитывало на тот момент соперничество двух этих стран за лидерство в Южной Америке) успели стать заклятыми врагами. В лице сборной Аргентины местные болельщики совершенно справедливо видели самого грозного конкурента в борьбе за чемпионский титул и поэтому горячо поддерживали французов.

Только за 9 минут до конца "Бастилия" наконец была взята: Луис Монти реализовал штрафной удар. Вскоре произошел курьез: бразильский судья Жилберто Рего совершенно неожиданно дал финальный свисток, когда оставалось играть еще... 6 минут! Все дружно подсказали ему, что он ошибается - лайнсмены, зрители, игроки французской сборной, которой нужно было отыгрываться. И тогда Рего отменил свое первоначальное решение и продолжил игру.

Французы под занавес матча устроили штурм ворот соперников, но не преуспели в нем. Счет так и остался без изменений - 1:0 в пользу Аргентины. Травля зрителями победителей достигла на последней минуте такого накала, что у одного из аргентинских игроков - Роберто Черро - после игры врачи констатировали нервный шок, и его госпитализировали. А ведь он не зеленым новичком был, брал, между прочим, Кубок Америки в 1929-м, аза год до этого становился вице-чемпионом Олимпийских игр. Больше на чемпионате мира Черро в составе своей сборной уже не появлялся.

РЕКОРДСМЕН ПО ПРОЗВИЩУ РЕКОРД

Качество судейства на первом мундиале было не на высоте. В следующем матче группы А Чили - Мексика (3:0) арбитр Анри Кристоф из Бельгии проморгал игру рукой у чилийца Карлоса Шнебергера, благодаря чему его партнер Карлос Видал уже на 4-й минуте открыл счет. (В оправдание уругвайского чемпионата мира можно заметить, правда, что в более поздние времена судьи вытворяли номера и похлеще - чего стоит пресловутая "рука божья" Марадоны. Этот матч был характерен еще двумя обстоятельствами. Во-первых, состоялся первый автогол в истории чемпионатов мира (и единственный на ЧМ-30): его автором стал мексиканский защитник Мануэль Росас. Это был классический автогол. Центрфорвард Чили Эдуарде Вильялобос бил издали на 51-й минуте, Росас подставил голову, надеясь защитить свои ворота, но добился прямо противоположного. Мяч полетел по такой траектории, что у вратаря Исидоро Соты уже не было ни малейших шансов спасти команду.

Во-вторых, в этом матче приняли участие единственные два игрока на чемпионате, достигшие 33-летнего возраста. Трудно поверить, но возраст старейших игроков на первом мундиале составлял всего-навсего 33 года. Это при том, что тогдашние скорости позволяли играть на приличном уровне и людям гораздо более старшего возраста.

Старейшинами чемпионата были чилиец Улисес Пуарье и мексиканец Рафаэль Гарса Гутьеррес. Последний носил оригинальную кличку Рекорд. И действительно являлся рекордсменом по возрасту, поскольку родился на несколько месяцев раньше Пуарье.

ПЕРВЫЙ ОТРАЖЕННЫЙ ПЕНАЛЬТИ

Французский голкипер Тепо, который героически защищал свои ворота в матче с Аргентиной, совершил подвиг и в последней для своей команды встрече группового турнира - против Чили. Тепо вошел в историю чемпионатов мира как первый вратарь, отразивший пенальти. На 35-й минуте он выиграл единоборство у Карлоса Видала. Правда, французам личное достижение вратаря не помогло: позже, на 65-й минуте, они пропустили гол с игры и лишились шансов выйти в полуфинал. Наверное, если бы смогли сыграть против чилийцев их лидеры - Люсьен Лоран и Андре Машино (оба были травмированы), результат был бы для французов более благоприятным. Что касается сборной Чили, то удачной игрой в обороне (ни одного пропущенного мяча в двух первых матчах) она была обязана сыгранности своих футболистов: шесть из них, в том числе весь квартет защитников, представляли клуб "Коло-Коло".

МАТЧ РЕКОРДОВ

Матч Аргентина - Мексика, состоявшийся на стадионе "Сентенарио" сразу после окончания игры Чили - Франция, стал, наверное, самым колоритным на турнире (не считая разве что финала Уругвай - Аргентина). Мало того, что он оказался самым результативным (аргентинцы победили 6:3), вокруг него долгое время существовала легенда: во многих справочниках приводилось невероятное число назначенных в игре пенальти - пять. На самом деле, как показало проведенное Международной федерацией истории и статистики футбола расследование, 11-метровые назначались только трижды. Но и это впечатляет, учитывая, что судьи в Уругвае избегали применения крайней меры. Во всех остальных матчах подобное наказание было назначено лишь однажды - в уже упоминавшейся встрече Чили - Франция (день 19 июля стал, таким образом, "днем пенальти").

Впрочем, нестандартным получился не только сам матч, но и предматчевая разминка. Команды готовились, как обычно, начать игру, но вдруг неожиданно заиграли гимны. Мексиканцы, с воспитанием патриотизма у которых, как мы видели раньше, случались перегибы, прервали, услышав свой гимн, разминку и застыли как вкопанные, что выглядело довольно глупо.

Аргентинские тренеры, справедливо недовольные беззубостью своей команды в игре с Францией, радикально заменили состав. Появились восемь новых футболистов, а свои места сохранили только трое - вратарь Анкель Боссио, защитник Хосе Делла Торре и нападающий Франсиско Антонио Варальо. Среди дебютантов отметим взрывного форварда Шльермо Стабиле по прозвищу Эль Фильтрадор, который начал с хет-трика, и затем продолжил в том же духе, став лучшим бомбардиром турнира с 8 голами. Уже к 17-й минуте аргентинцы "отгрузили" сопернику три сухих мяча, после чего забавлялись с ним игрой в догонялки.

Все три пенальти были назначены боливийцем Ульрико Сауседо за игру рукой. На 23-й минуте Варальо пробил по воротам, мексиканский голкипер Оскар Бонфильо удар парировал, но затем мяч попал в руку Рекорду Гутьерресу. Это произошло неумышленно, но Сауседо не пощадил Рекорда. В те времена 11-метровой отметки еще не существовало, и судьи сами отмеряли дистанцию. В Сауседо было 185 см роста, и он своими длинными ногами отмерил 14 шагов, фактически превратив 11-метровый в... 15-метровый. Неудивительно, что Фернандо Патермастер не смог забить Бонфильо - счет остался 3:0.

Через 14 минут уже аргентинец Альберто Кивидини сыграл рукой в свежей штрафной, и Мануэль Росас в отличие от Патерностера удар выполнил точно. Кстати, в составе мексиканцев выступало сразу две пары братьев - Росасы (Мануэль и Фелипе) и Гутьерресы (Франческо и Рекорд Рафаэль).

На 72-й минуте, когда счет уже был 5:1, мяч в очередной раз попал в руку защитнику (на сей раз аргентинцу Хосе Делла Торре), и педантичный - возможно, чересчур - рефери снова назначил пенальти, причем опять установил мяч чуть ли не у границ штрафной площади. Все тот же Мануэль Росас пробил достаточно сильно, но до ворот было слишком далеко, и вратарь Боссио среагировал. Росас, однако, первым успел к отбитому мячу и дослал его в сетку.

50 000 зрителей получили громадное удовольствие от этой игры. Количество голов в ней могло достичь двузначного, а интрига - стать еще более закрученной, если бы мексиканец "Моко" Лопес, когда его команда проигрывала - 3:5, попал не в штангу, а в ворота. Мексиканцы проиграли все три матча в группе, и их цыган-тренер Хосе Луке так тяжело переживал случившееся, что не только моментально подал в отставку, но и уехал из Мексики, причем навсегда!

СДАЧА ЭКЗАМЕНА ВО ВРЕМЯ ЧЕМПИОНАТА МИРА

Последний матч в группе Аргентина - Чили приобрел статус финального: победитель получал право продолжать борьбу. Аргентинцы, как и в предыдущей встрече с Мексикой, не стали откладывать дело в долгий ящик, и к 14-й минуте провели два быстрых гола (оба - на счету Стабиле), предопределив тем самым свою победу.

А капитан победителей Мануэль Феррейра внес свой мазок в яркую палитру чемпионата. Он ухитрился во время группового турнира съездить в Буэнос-Айрес, чтобы сдать университетский экзамен, и вернуться обратно! Он уехал после первого матча с Францией, и в заключительном, с Чили, вышел на поле, уже будучи дипломированным нотариусом.

ГРУППА 2

ЮГОСЛАВЫ БЕЗ ХОРВАТОВ ОКАЗАЛИСЬ СИЛЬНЕЕ БРАЗИЛЬЦЕВ БЕЗ "ПАУЛИСТОВ"

Организаторы чемпионата подошли к составлению календаря не слишком ответственно. Как иначе можно расценить то, что два фаворита второй группы - Бразилия и Югославия - встретились между собой уже в первом туре? Обе эти страны, а точнее, футбольные федерации, роднили внутренние распри, из-за которых сборные отправились в Уругвай в ослабленном составе. В Бразилии "паулисты" (представители штата Сан-Паулу) конфликтовали с "кариоками" (представителями Рио), из-за чего "паулисты", среди которых было много сильных игроков, объявили бойкот. В Югославии же склока возникла между сербами и хорватами, и последние также в знак протеста не отпустил своих игроков в команду.

Бразилия в то время в основном варилась в собственном котле, избегая участвовать в международных соревнованиях. Достаточно сказать, что начиная с 1925 года, когда сборная страны заняла второе место на Кубке Америки, она не провела ни одной встречи! Лишь один футболист из тех, кто вышел играть против Югославии, имел опыт международных встреч - правый инсайд Нило. Тем не менее бразильский футбол уже тогда высоко котировался, и югославы, несмотря на то, что и среди них были признанные звезды - выступающие в сильнейших французских клубах Любиша Стефанович, Бранислав Шекулич и Иван Бек, - относились к бразильцам, как ученики к учителям. Возможно, недооценка собственных сил пошла им на пользу: югославы вышли на поле предельно мобилизованными, чего нельзя было сказать о бразильцах. Пока те раскачивались, Тирнанич и Бек забили два мяча, и к перерыву Югославия вела 2:0.

Во втором тайме Бразилию было уже не узнать. Ворота югославов (читай: сербов) подверглись нешуточному давлению, и, если бы не вратарь Милован Якшич, они бы пропустили больше, чем один ответный гол. Благодаря Якшичу, который после этого матча приобрел широкую известность и прозвище Эль Гран Милован (Великий Милован), югославы сумели отстоять победу - 2:1.