ФУТБОЛ |
Йорг ХАЙНРИХ
ЕСЛИ НЕМЕЦ НЕ УВЕРЕН В ВЫХОДЕ В ФИНАЛ, ЕМУ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ ВО ФРАНЦИИ
Еще совсем недавно футбольную Германию на всевозможных турнирах представляли две команды - ФРГ и ГДР. Последняя с историческим падением Берлинской стены канула в Лету, оставив после себя на сегодня лишь одного клубного представителя в объединенной бундеслиге - ростокскую "Ганзу". Но несмотря на неконкурентоспособность большинства восточногерманских команд, игрокам, прошедшим футбольную школу в социалистическом лагере, отведена вполне заметная роль в одной из сильнейших в мире лиг. Некоторым из них предстоит отстаивать честь объединенной Германии на ЧМ-98. Среди таковых и полузащитник дортмундской "Боруссии" Йорг Хайнрих.
- Кто способен выиграть чемпионат мира?
- По-моему, таких команд только две - Бразилия и Германия.
-Почему так?
- Мне сложно сформулировать, в чем сила тетракампеонов, а вот почему фаворит - наша команда, объяснить попробую. Вспомним, например, наше выступление на Еиго-96 - мы ведь не были лучшей командой на том турнире! Но мы были очень крепко связаны единой целью - стать чемпионами Европы во что бы то ни стало и поэтому победили даже тех, кто был потенциально сильнее нас.
- То есть вы исключаете возможность сюрприза во Франции со стороны какой-нибудь "темной лошадки"?
- В принципе нет. До мундиаля еще есть время, и вполне может быть, что появится команда, которую раньше никто не принимал в расчет.
-Например, Франция?
- Да нет, хозяева первенства - тоже явные фавориты, и если нам выпадет судьба сыграть в финале именно с ними, то, возможно, это будет наиболее захватывающим матчем первенства. Лично я хотел бы видеть соперниками Германии в финале именно французов или бразильцев.
-А вы уверены в том, что Германия вообще попадет в финал?
- Если немец не будет в этом уверен, то ему нечего делать во Франции, к тому же, наверное, любой игрок мечтает об этом титуле - я даже уверен, что нет более ценного личного трофея, чем золотая медаль чемпиона мира.
-Это ваша детская мечта?
- Да что вы! Я ведь родился в ГДР, в Ратенау, и поэтому для меня это не представлялось возможным. Правда, мы ловили западногерманское ТВ и каждую неделю смотрели матчи бундеслиги. Хотелось, конечно, поиграть среди сильнейших, но до объединения Германии об этом даже мечтать не приходилось.
- А после?
- Объединение открыло большие возможности. А для меня оно вообще, пожалуй, стало переломом в судьбе. У восточногерманских клубов совсем не было денег, и когда меня вместе с еще двумя ребятами приметили скауты эмденского "Киккерса", я без раздумий согласился попытать счастья в их клубе. Приехав на Запад, я был поражен увиденным - там было практически все... Я провел два сезона в третьем дивизионе, где, по-моему, заметно прибавил в мастерстве. Затем меня позвали во второй, и это вселило в меня уверенность, что при старании я вскоре попаду на самый верх.
-Вы всегда были так честолюбивы?
- Вообще-то все начиналось как детское увлечение. Лет в шесть мой приятель позвал меня поиграть в футбол, и с тех пор мы с мячом неразлучны!
Но в детстве мне просто было очень интересно, и я всякий раз с нетерпением ждал следующей тренировки. Но стать профессионалом тогда и не думал.
-Как назывался ваш первый клуб?
- БСГ "Ратенау". Он никогда не был особенно знаменитым, а затем, когда мне исполнилось 12 лет, меня определили в футбольную школу во Франкфурте-на-Одере. И хотя это две с половиной сотни километров от моего дома, я был очень счастлив, поскольку получил возможность тренироваться дважды в день и проводить меньше времени в школе.
-И долго это счастье продолжалось?
- Два года. Потом я вернулся домой и продолжил учебу в обычной школе, а по окончании десятого класса еще два года учился на механика. Во время занятий в техникуме я тренировался только по вечерам, но когда получил диплом, окончательно решил стать профессиональным футболистом. И стал им.
-Первую свою игру в бундеслиге помните?
- Такое забывается с трудом... Мы проигрывали со счетом 0:1 в Карлсруэ, я вышел на замену, и меня угораздило отдать неточный пас в направлении наших ворот. Защитнику пришлось прервать выход нападающего соперников ценой красной карточки. В итоге мы проиграли - 0:2, и я подумал про себя: "Что же ты наделал?" Помнится, я тогда сильно засомневался в своих способностях играть на этом уровне.
-Это, слава Богу, уже дело прошлое. В дальнейшем вам посчастливилось пережить и более приятные моменты.
- Да, конечно, и самые запоминающиеся из них - первая игра за сборную против итальянцев в 1995 году и победа в финале Лиги чемпионов над "Ювентусом". Разве мог я представить себе нечто подобное десять лет назад.
-Еще совсем недавно вы были практически не известны широкому кругу любителей футбола. Теперь вы - основной игрок одного из лучших в мире клубов, вас приглашает в сборную Берти Фогтс. В чем, по-вашему, секрет такого прогресса?
- Мне кажется, что дело в моей исполнительности - я стараюсь делать все, что от меня требует тренер. Это выгодно и ему и мне - ведь я постоянно чему-то учусь. В футболе нет предела совершенству, и тот, кто постоянно развивается, в конце концов многого добьется. По большому счету, я только третий сезон являюсь профессионалом, так что мне еще многому предстоит научиться.
-Неужели достаточно одного желания учиться?
- Нет, с самого детства надо трудиться не покладая рук и быть страстно влюбленным в футбол. И тогда, возможно, у вас появится шанс стать классным игроком. Кроме того, конечно, не помешают техника, сила, тактическая грамотность, ну и еще огромное желание побеждать.
-И этого достаточно?
- Как правило, да. Но иногда в игре все зависит не от логичного, а от нестандартного хода в той, или иной ситуации. Нужно суметь изменить свое решение в долю секунды. Зачастую матчи именно так и выигрываются - классами исполнителя" вдруг мгновенно делает то, чего от него никто не ожидал. Это раньше игрок мог получить мяч, а потом уже думать, что с ним делать. Мы же лишены этой возможности - нам необходимо еще до приема мяча обдумать дальнейшие действия.
-А что для вас самое приятное в футболе?
- Лично мне наибольшее удовольствие доставляет забивать голы. Впрочем, это не самоцель, пусть это сделаю не я, а мой партнер, главное - чтоб мяч был решающим. А уж когда этот гол приносит команде какой-то титул - это вообще неописуемо!
-Однако вам нечасто удается поражать ворота соперников...
- Моя позиция крайнего полузащитника не очень к этому располагает. Я - командный игрок, и в мои обязанности прежде всего входит снабжение мячами форвардов. Да и сам я весьма зависим от своих партнеров.
- И вас это устраивает?
- Целиком и полностью. В юности я играл защитником, но когда подрос, ситуация изменилась. Никто не хотел видеть 18-летнего парня с "десяткой" на спине в обороне, и я сменил амплуа. По-моему, у каждого игрока есть любимое место на поле. Мое - слева, в полузащите - ведь там я провел все свои лучшие матчи и был весьма полезен команде.
Редакция "СЭ" выражает благодарность фирме NIKE за содействие в организации этого интервью.
СИМВОЛИЧЕСКАЯ СБОРНАЯ БУНДЕСЛИГИ ВЫХОДЦЕВ ИЗ БЫВШЕЙ ГДР. Вариант "СЭ" |
БРОЙТИГАМГанза,КРАХТБохум,ЗАММЕРБоруссия Д,Д. ШУСТЕРКельн,ШТАММАННВольфсбург,РАЙХКарлсруэ,КМЕЧГамбург,ХАЙНРИХБоруссия Д,КИРСТЕНБайер,ВОШБохум,МАРШАЛЛКайзерслаутерн.