ФУТБОЛ |
Кристиан ВЬЕРИ
В МОИХ ЖИЛАХ ТЕЧЕТ ФУТБОЛЬНАЯ КРОВЬ
Российским любителям футбола этот нападающий сборной Италии и мадридского "Атлетико" наверняка памятен. Ведь именно он забил гол в ворота нашей национальной команды в Москве, а также вывел из строя капитана россиян Виктора Онопко во время первого стыкового матча к ЧМ-98. Но примечателен он не только "немилостью" к россиянам - всего лишь за два сезона он превратился из "гадкого утенка" в одного из лучших нападающих Европы.
-Вы сравнительно недавно выступаете за "Скуадру Адзурру", но уже зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Поэтому первый вопрос о сборной: каковы ее шансы на предстоящем мундиале?
- Она станет чемпионом мира. Устраивает вас такой ответ? Мне понятна ваша ироническая улыбка, но если бы я думал иначе, то в сборной мне не место. Конечно же, нельзя быть уверенным в успехе на все сто процентов, но мы отдадим борьбе все силы.
-А что еще нужно итальянцам для победы во Франции?
- Нам, как, впрочем, и всем остальным соискателям кубка мира нужно многое: мастерство, хорошее физическое состояние игроков, удача, наконец. Последняя особенно важна - при ее наличии все будет в порядке.
-Футбол за прошедшие годы заметно изменился. В чем, на ваш взгляд, это наиболее ярко проявится во Франции?
- Сейчас уже практически невозможна ситуация, когда даже самый классный футболист может в одиночку решить исход матча. Во Франции многое будет зависеть от сплоченности сборных, от командной игры. Но и в этих, более сложных условиях, весьма не помешает наличие высокого исполнительского мастерства, всегда способствующего хорошему результату. Словом, один мастер - хорошо, а команда мастеров - лучше.
-Понятно, к чему вы клоните - у Италии такая команда есть. А что может помешать команде мастеров выступить удачно?
- Длительность турнира. Игры в течение месяца могут повлечь за собой травмы, дисквалификации и много других отрицательных моментов, но я надеюсь на лучшее. Иначе, повторяю, во Франции делать нечего.
-Что вы ощущаете, надевая синюю футболку сборной?
- Огромную радость. Ведь в первом же матче за "Адзурру" - а это была игра против Молдавии, я забил гол. Представляете, что я почувствовал в тот момент? Особенно учитывая то, что этот гол стал тысячным в истории сборной. За все годы, проведенные мною в футболе, я не испытывал ничего подобного. Это сравнимо разве что с моим прошлогодним дебютом в составе "Ювентуса", когда я тоже забил.
-Забивать - это самое главное для вас?
- Конечно. Я нападающий, и это моя основная обязанность. Я весьма доволен своим амплуа и очень радуюсь каждому забитому голу, как, впрочем, и мои партнеры. Без них, создающих мне хорошие условия для взятия ворот, я бы вряд ли преуспел в своем ремесле. Но не только это важно для меня: самое приятное - ощущение победы. Оно совершенно необыкновенно!
-Как, например, в прошлом году на "Сан-Сиро"?
- Да, тогда произошло нечто фантастическое. Мы обыграли "Милан" на его поле со счетом 6:1, а я забил два гола! На моей памяти такого унизительного разгрома красно-черные не переживали никогда.
-Почему вы стали именно нападающим?
- Наверное, потому, что забивать голы - дело непростое, но мне удающееся. К тому же сознание того, что твои голы приносят команде очки, титулы, кубки, очень приятно. Не забывайте, что не без моего участия "Ювентус" выиграл в прошлом сезоне скудетто, Межконтинентальный кубок, Суперкубок. Нам не покорилась лишь высшая европейская вершина - Лига чемпионов, но в финальном матче с "Боруссией" я, к сожалению, не играл.
-Какие качества помогли вам стать хорошим футболистом?
- Желание бороться до последнего, полная отдача на тренировках и в играх и, самое главное, постоянное стремление к совершенствованию. Последнее качество, на мой взгляд, способно сделать практически любого человека поистине великим.
-А что бы вы отнесли к своим чисто футбольным достоинствам?
- Благодаря своему почти двухметровому росту я неплохо играю головой. Кроме того, я умею прессинговать соперника на его половине поля и тем самым давать некоторую передышку своим партнерам. Ну, и, наконец, забивать.
-Кто-нибудь из партнеров по сборной вдохновляет вас своим примером?
- Наибольшее впечатление на меня производит Паоло Мальдини. Он настоящий феномен, у него нет слабых сторон ни на поле, ни в жизни. Мальдини-младший является абсолютно универсальным футболистом, такие, как он, рождаются один раз в десять тысяч лет. Его простота в общении снискала ему всеобщую любовь, и, по-моему, он - пример для всех.
-Ваш отец - Роберто Вьери - был довольно известным футболистом. Значит, и у вас династия, как и в семье Мальдини...
- Между прочим, футболистом был и мой дедушка. Да и брат, выступающий в серии С за фарм-клуб "Ювентуса", также подает некоторые надежды.
-Футбольная семья - это хорошо или плохо?
- Конечно, хорошо - ведь у нас есть общая тема для разговора, и отец часто помогает мне полезными советами. Я счастлив, что у нас одно дело.
-Роберто Вьери на своем веку поиграл в разных клубах - в "Роме", "Сампдории", "Болонье", "Ювентусе". Ваша семья тоже вела кочевой образ жизни?
- В общем, да. Судите сами: я родился в 1973 году в Болонье, но пожить там мне практически не довелось. Уже через три года отец получил предложение продолжить карьеру в Австралии, и мы перебрались в Сидней. Там я и вырос. У нас была шикарная огромная вилла с бассейном и садом, а в километре от нашего дома находилась школа, которую мы с братом и с сестрой посещали. Мы прожили на Зеленом континенте десять лет и, вернувшись оттуда, поселились в Прато.
-Наверное, очутившись на родине, вы сразу пошли на футбол, не так ли?
Угадали. Встречались "Фиорентина" и "Пескара", и мне никогда не забыть того людского моря, которое захлестнуло в тот день трибуны стадиона. Это было великолепно.
-Практически у каждого итальянского мальчишки есть свой футбольный идол. Кто был вашим?
- Джанлука Виалли. Правда, подражать ему было весьма сложно. Да и вообще я не думаю, что возможно скопировать Виалли.
-А кроме футбола вы занимались еще какими-нибудь видами спорта?
- Да, но ни один не вызывал у меня такого восторга. В моих жилах течет футбольная кровь.
-И где это началось?
- Поначалу я играл в футбол, как и все, на улице. По прибытии из Австралии меня взяли в детскую команду "Санта Лючия". Потом "Прато", а моя взрослая карьера началась в Турине. Для приобретения игрового опыта меня одалживали в разные команды, а когда я достиг уровня серии А, меня взяли сначала в "Аталанту", а уже оттуда - в "Юве".
-Вероятно, нелегок был этот путь из глубинки на самый верх?
- Конечно, но у меня всегда было желание достичь определенных вершин в футболе, и ради этого я был готов страдать, тренироваться, совершенствоваться .
-Что вы вкладываете в понятие "страдать"?
- Особенно тяжело было вначале - меня одолевала тоска по дому. Но я пересилил себя, и через несколько лет она отступила, сменившись радостью от достигнутой цели. К тому же теперь я могу видеть своих близких, когда мне заблагорассудится.
-Когда вы поняли, что достигли соответствующего уровня и сможете закрепиться в серии А?
- Я дебютировал в составе "Ювентуса" против "Фиорентины" в матче, закончившемся 2:0 в нашу пользу. Побыв на поле всего лишь полчаса, я понял, что смогу играть на этом уровне. Конечно, в игре я очень много суетился, но в целом все было неплохо. В тот день я сказал себе: "Я уже здесь, я хочу быть здесь и дальше и сделаю для этого все возможное".
-А в детстве вы мечтали играть за какую-то конкретную команду?
- Конечно. За "Ювентус". И вообще мне кажется, что любой итальянский подросток грезит и о футболке сборной, и о выступлениях за одного из грандов - либо за "Юве", либо за "Милан", либо за "Интер". Пока что в моей жизни не было ничего радостнее игры за туринский суперклуб.
-Возможно, еще большее удовольствие вам доставит французский мундиаль. А помните, какой чемпионат мира был первым из вами увиденных?
- Испанский, 1982 года, когда Италия победила. Я был совсем маленьким и видел только три матча, но и они произвели на меня неизгладимое впечатление. Мы тогда жили в Австралии, где в момент нашей победы в финале было четыре часа утра. Можно догадаться, что на следующий день я прогулял школу!
Редакция "СЭ" благодарит фирму Nike за помощь в организации этого интервью.