ВОЛЕЙБОЛ |
Олег АНТРОПОВ
БУДЕМ СТАРАТЬСЯ ВЫИГРАТЬ ВСЕ, ЧТО МОЖНО
-Поскольку в России в последние годы имя Геннадия Шипулина гораздо более на слуху, чем имя олимпийского чемпиона 1968 года Олега Антропова, хочу попросить вас рассказать читателям "СЭ", чем занимались в последние годы. Отправной точкой возьмем 1989 год, когда под вашим руководством молодежная сборная СССР, в составе которой выступали Руслан Олихвер и Константин Ушаков, выиграла чемпионат мира в Греции.
- После этого до 92-го работал в Катаре. Вернулся, когда Союз уже распался. Поехал в Латвию, откуда, собственно, и уезжал на Восток. Некоторое время трудился там, помог одному клубу стать вторым в стране. В 1995 году отправился в Загреб, где в течение двух лет возглавлял клуб "Младость", а осенью прошлого года перебрался в Словакию и начал работать с клубом из Братиславы VKP "Нафта". И тут пришло приглашение из Москвы и Белгорода. Задачи, которые передо мной были поставлены руководством и хорватского, и словацкого клубов, я выполнил на все 100 процентов: в первый год работы в Загребе "Младость" пробилась в Лигу чемпионов, во второй попала в "Финал четырех" и заняла почетное третье место. Словацкий чемпион также оказался в числе лучших клубов Старого Света.
-Вы сразу согласились помогать Геннадию Шипулину в качестве старшего тренера российской сборной?
- Мы очень быстро нашли общий язык, потому что наши взгляды на волейбол во многом схожи. И пусть кое-кто считает, что мне досталась синекура. На самом деле работа нам предстоит тяжеленная, потому что в нынешней сборной существует масса нерешенных проблем: организация тренировочного процесса, дисциплина, материальное стимулирование, подбор игроков. И все это на фоне колоссальной конкуренции среди лидеров мирового волейбола. Я назвал только часть проблем, с которыми мы уже столкнулись. А сколько их еще появится, когда начнется непосредственная подготовка к главным соревнованиям сезона! При этом главная цель, стоящая перед российской сборной, та же, что и раньше: удачное выступление на Олимпиаде в Сиднее.
Сразу хочу подчеркнуть: подготовка игрока сборной основывается на его подготовке в клубе. То есть игрок сборной формируется в клубе. В сборной же мы должны больше уделять внимания наигрыванию тактических вариантов, доведению до совершенства взаимодействия отдельных звеньев, проверки готовности к конкретному турниру и матчу. Поэтому, делая с клубными тренерами общее дело, мы обязательно должны действовать в постоянном контакте и учитывать интересы не только главной команды, но и клуба. Наша игровая концепция базируется на следующих принципах: повышение универсализма каждого волейболиста, доведение до совершенства скоростных атак, усиление блока, умение вариативно менять позиции игроков. Думаю, надо отказаться от таких понятий, как "игрок первого темпа" или "игрок второго темпа". Им на смену должны прийти следующие понятия: нападающий с приемом и нападающий без приема.
- А какие-то собственные новые идеи вы собираетесь внедрять?
- Считаю, что нужно увеличить число игроков, атакующих из-за трехметровой линии. Ведь ту форму игры, которую в свое время предложили японцы, восприняли все команды. Потому соперники легко просчитывают многие тактические ходы друг друга. Исключением в этом плане, на мой взгляд, является сборная Югославии, в составе которой больше игроков умеют нападать с задней линии. Благодаря этому она и добилась быстрого прогресса, прочно заняв место в элите современного мужского волейбола. А еще я считаю крайне важными вещами дисциплину, желание игрока выступать за сборную и принести максимум пользы команде. То есть не игрок для сборной, а сборная для игрока. Насильно мы никого в команду тянуть не собираемся.
-От специалистов приходилось слышать, что система тренировок Антропова во многом отличается от общепринятых у нас и его команды гораздо быстрее достигают поставленной цели. Вы с этим согласны? И если да, то в чем конкретно отличие вашей системы?
- Да, у меня есть свои взгляды на построение тренировочного процесса. Считаю, что интенсивность занятий должна быть максимально приближена к интенсивности игровых ситуаций, и я стараюсь так построить тренировку, чтобы волейболист во время нее получил необходимую нагрузку без какого-либо простоя. При этом набор упражнений должен быть таким, чтобы человек оказался полностью сосредоточенным на игре. Одновременно стремлюсь свести к минимуму число замечаний, упреков, нравоучений, чтобы впустую не тратить время. Согласитесь, в любом матче не бывает атаки без блока, без защиты, без паса, в конце концов. И в процессе правильно построенной тренировки у игрока формируется столь необходимая психологическая устойчивость, которая при наличии эмоциональной и материальной мотивации должна привести к желаемому результату.
Важным представляется и вопрос физической подготовки. Напряженные матчи и постоянные переезды, иногда многочасовые, требуют самого серьезного отношения к реабилитации. В тренировочные микроциклы или мезациклы необходимо обязательно включать дни специальной общефизической подготовки. Так, кстати, работают не только в ведущих зарубежных клубах, но и есть рекомендации многих отечественных специалистов спортивной тренировки. И места проведения тренировочных сборов мы собираемся выбирать с учетом вышесказанного. Первый сбор мы решили организовать в хорватском городке Пореч на базе, где обычно готовятся сборные этой страны по футболу и баскетболу.
-Как уже говорилось, главным соревнованием сборной в сезоне будет чемпионат мира.
- Вне всякого сомнения. Ведь эти турниры проходят раз в четыре года.
-И какая задача будет стоять перед вами на нем?
- Давайте подождем до 20 апреля, когда в Токио пройдет жеребьевка чемпионата, мы узнаем наших соперников в групповом турнире и просчитаем вероятных конкурентов на следующих этапах. А пока могу сказать одно: постараемся выиграть все, что можно.