ФУТБОЛ |
Штефан РОЙТЕР
ЗАБИВАЯ ГОЛ, ЧУВСТВУЮ, ЧТО СОВЕРШАЮ ПОДВИГ
Защитник - игрок, о котором меньше всего говорят комментаторы во время своих репортажей, игрок, которого больше всех критикует пресса за ошибку, вследствие которой был забит гол, но игрок, без которого не может обойтись ни одна команда. Таков и Штефан Ройтер. Родился и вырос один из лидеров сборной Германии в очень спортивной семье, хотел и мог стать легкоатлетом, но выбрал футбол и сейчас играет за дортмундскую "Боруссию". Были у него и прекрасные матчи, и полные провалы, играл он и за суперклубы и за середнячков низших дивизионов.
- Я надеюсь, что нам повезет во Франции и мы станем чемпионами мира. Главное, чтобы я и вся команда были в хорошей форме и здоровы. Германия против Бразилии. Это будет восхитительный финал!
-И в нем нужно будет победить...
- Для этого прежде всего необходимо желание выиграть его. А у нашей сборной оно есть. Немцы говорят: когда сборной что-то нужно, она добьется того, чего хочет. Я думаю, мы сможем доказать это летом во Франции, и искренне надеюсь быть среди победителей.
-Психология победителя у вас с детства?
- Я родился в Динкенсбюле, маленьком, но очень живописном городке, в котором прошло все мое детство. А родители, братья и сестры до сих пор там живут. Что касается психологии победителя... У меня очень спортивная семья. Отец был легкоатлетом, мать играла в гандбол. Когда мне исполнилось года три, старший брат, который был вдвое старше, взял меня с собой на поле, находившееся рядом с нашим домом. А в пять лет я стал полноправным членом футбольного клуба: наш сосед, тренировавший детскую команду города, взял меня к себе. С тех пор я постоянно играю в футбол - правда, поначалу совмещал его, следуя примеру отца, с легкой атлетикой, а также с баскетболом, волейболом, а зимой еще катался на горных лыжах.
Поворотным моментом в моей спортивной карьере стал год, когда мне исполнилось тринадцать лет. Я решил, наконец, окончательно выбрать, каким именно видом спорта буду заниматься, с чем будет связан мой успех и мои деньги. Совмещать все сразу, как я делал это раньше, стало тяжело - практически невозможно. Мой выбор пал на футбол - в команде играли все мои друзья, да и вообще там было веселее.
-То есть нынешнего Ройтера сотворило чувство юмора?
- Это - преувеличение. В школе у нас была отличная команда. В своем юношеском дивизионе мы звезд с неба не хватали, хотя практически каждый чемпионат заканчивали на третьем или четвертом месте. Выше всех же держался "Нюрнберг". Его руководство положило на меня глаз и пригласило на свои тренировки. Тут для меня наступили трудные деньки. Мне было только 15, а приходилось жить практически вне семьи. Ведь чтобы добраться до места тренировок, нужно было проехать 100 километров на поезде. Только после окончания школы я перебрался в Нюрнберг и начал играть за молодежный состав одноименного клуба.
- Наступило время стать профессионалом...
- Я сказал родителям, что хочу стать профессиональным игроком в "Нюрнберге", они дали согласие, и я заключил свой первый в жизни контракт, что для семнадцатилетнего подростка было без ложной скромности огромным успехом. Ну а в 88-м я перешел в "Баварию". Перешел вместе с Роланом Грюненбергом, с которым был знаком и дружил много лет. Мы довольно быстро адаптировались в новой команде и снискали удачу - выиграли чемпионат Германии.
-И тем не менее решили отправиться на юг, на Апеннинский полуостров.
- Предложение "Ювентуса" было сенсационным для меня. Чемпионат Италии был тогда классом куда выше, чем первенство бундеслиги, а приглашение шло от суперклуба, который к тому же предложил мне очень неплохой контракт. Как же можно было упустить такой шанс? Мы с женой переехали из Мюнхена в Турин. О, это был отличный год! К сожалению, следующий был значительно хуже - меня преследовали травмы: операция по удалению мениска, несколько серьезных мышечных травм, которые повлияли на мои выступления. В чемпионате мы были только вторыми и ничего не выиграли, и я решил вернуться на родину, в дортмундскую "Боруссию".
-И, наверное, сразу почувствовали спад интереса к своей персоне?
- Не сказал бы. В Дортмунде меня просто поразила всеобщая привязанность к футболу. Да, говорят, что итальянские тифози - самые безумные, шумные и преданные своей команде. Но посмотрите, в какой атмосфере проходят домашние игры "Боруссии", насколько заполняется наш стадион, и вы поймете, что это не так. У нас уже вошло в привычку выступать при переполненных трибунах, мы восхищаемся нашими болельщиками. Может быть, именно для них мы и создали такую хорошую команду, которая два года выигрывала первенство Германии, а в прошлом сезоне добавила к этому еще и Кубок чемпионов.
-Чтобы играть в такой команде, надо быть звездой.
- Для этого, во-первых, нужно быть удачливым, не иметь травм, быть в очень хорошей физической форме. Например, Андреас Меллер имеет все шансы на то, чтобы стать суперзвездой чемпионата мира. Он быстр и очень техничен. Ну и, во-вторых, очень важно выдержать конкуренцию - с Роналдо, например.
-Достоинства Меллера вы описали. А что скажете о своих собственных?
- Мне довольно трудно описать все свои качества. Пожалуй, главным моим козырем всегда была скорость, которая нередко выручала в самых трудных ситуациях. Хотя самое главное в игре, на мой взгляд, воля к победе. К ней нужно стремиться всегда. Любимой позиции у меня нет. Сейчас такой футбол, что я просто обязан быть универсалом и уметь играть по всему полю. Прежде всего я стараюсь предугадать действия соперника, затем пытаюсь отобрать мяч и сразу же отправить его вперед своим нападающим. Иногда мне тоже хочется забить гол, и когда это удается сделать, то приходит такое чувство, будто я совершил настоящий подвиг.
А самые лучшие моменты в футболе - в конце выигранного твоей командой матча. Прокинуть мяч между чьих-нибудь ног может быть красиво и приятно во время тренировки, в серьезных же матчах считаются только голы и победитель. Ну а такие игры, как финал чемпионата мира-90 в Италии и финал Лиги чемпионов-97, я, наверное, не забуду никогда. Не изгладится из памяти и еще одна великолепная игра на чемпионате Европы-96 в Англии. Полуфинальный матч с хозяевами турнира на "Уэмбли". Там была непередаваемая атмосфера. Моменты из той встречи до сих пор прокручиваются у меня в голове, как видеозапись. Это было потрясающе. Вот бы так и во Франции.
Редакция "СЭ" благодарит компанию Nike за помощь в организации этого интервью.