Газета Спорт-Экспресс от 5 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 марта 1998 | Футбол

ФУТБОЛ от "СЭ"

№74. Март'98

Группа С

ЮЖНАЯ АФРИКА

КЛИЧ ЗУЛУСОВ: "БАФАНА-БАФАНА"!

В футбол в Южной Африке начали играть английские колонисты в 60-х годах XIX века. Первый южноафриканский клуб "Питермарицбург Каунти" был образован в городе Наталь в 1879 году. Огромная популярность регби и крикета тем не менее не мешала футболу завоевывать своих поклонников, ,и уже в 1882 году пять футбольных клубов Наталя объединились в свою ассоциацию. Спустя 9 лет их примеру последовали команды Кейптауна. Через год эти автономные организации слились в единое целое, назвав себя Южноафриканской ассоциацией футбола (SAFA).

Первый официальный турнир - Currie Cup - состоялся в Кейптауне в 1892 году. А национальная сборная открыла свою историю в 1906 году матчем с аргентинцами. Южноафриканцы оказались сильнее - 4:1. Интересно, что следующего матча на уровне сборных жителям Южной Африки пришлось ждать 18 лет, а в период с 1924-го по 1958-й год национальная сборная провела лишь 28 матчей. Это был связано с тем, что у белого населения страны сердце к футболу особенно не лежало, а обожающие игру негры не имели никаких прав. Тем не менее в 1952 году SAFA была принята в ФИФА, а спустя четыре года южноафриканцы сделали попытку войти в состав Африканской конфедерации футбола. Однако последовал решительный отказ после того, как ее члены - Египет, Судан и Эфиопия - узнали, что федерация ЮАР не принимает в свои ряды клубы, составленные из темнокожих игроков. В середине 50-х годов Южная Африка последний раз перед грядущей изоляцией принимала гостей: сначала с четырехматчевой серией в Кейптаун и Йоханнесбург пожаловала сборная Австралии (поражение, победа, две ничьи), а в 1954 году приехали израильтяне, одержавшие победу - 3:1.

Следующие два десятилетия были самыми мрачными в истории Южной Африки. 1970 год - южноафриканцы выведены из Международного олимпийского комитета за политику апартеида по отношению к темнокожей расе. 1976 год - изгнание из ФИФА. Причем этот вопрос решался тайным голосованием. В итоге голоса распределились так: 78 - за исключение ЮАР, 9 - против, при 13 воздержавшихся. Вскоре Южноафриканский спортивный совет смягчил свою позицию в отношении черных игроков: теперь между черными и белыми командами были разрешены переходы максимум трех игроков противоположной расы. В сентябре 1976 года две альтернативные лиги страны - NFL (белая) и NPSL (черная) - договорились о совместных матчах, первый из которых был организован в апреле 1977 года на Rand Stadion в Йоханнесбурге. Представитель NFL "Кейптаун Сити" обыграл своего соперника "Ваал Профешионалз" - 3:0. Неожиданный результат, если учесть, что футбол в ЮАР считается черным видом спорта, хотя по платному телеканалу M-NET регулярно транслируются матчи английского первенства.

У белой части населения на первом месте регби и крикет. Особенно увлечены ими буры (по-другому - африканеры) - потомки переселенцев из Голландии, чья кровь давно смешалась с французской. Надо было видеть, как три года назад буры отмечали победу своей команды на Кубке мира по регби. По улицам Йоханнесбурга прошли грандиозные демонстрации, причем этот успех сблизил людей с разным цветом кожи, которые как ни в чем не бывало поздравляли друг друга, шутили и обнимались. Ко всеобщему безумию присоединились даже темнокожие южноафриканцы, которые в знак протеста против политики апартеида обычно всегда желали своей сборной поражения.

Свою лепту в смягчение расовых противоречий внес и крикет. Когда во время референдума 1993 года решалось, готовы ли белые граждане отказаться от апартеида, игроки сборной, отправлявшейся на чемпионат мира по крикету, выступили с заявлением: голосуйте за реформы.

ФУТБОЛ СМОТРЯТ ДАЖЕ В ТЮРЬМАХ

А вот любимое занятие южноафриканцев с темной кожей - удобно расположиться на трибуне футбольного стадиона и, кося глаза на поле, увлеченно жевать билтонг (сушеное мясо антилоп. - Прим. Ю.Б.) и покуривать "дахха" (марихуана. - Прим. Ю.Б.) . Футбол везде идет на ура. Даже в тюрьмах. К примеру, во время Кубка Африки-96, который проходил в ЮАР, некоторых заключенных йоханнесбургской тюрьмы "Сан-Сити" под конвоем даже отпускали на матчи. Остальные нарушители закона на три недели забыли о карточных играх и целыми днями просиживали у телевизора. Среди них был и бывший президент Южноафриканской футбольной лиги Абдул Бхамжи, который в свое время приложил руку к строительству стадиона "Соккер Сити", а теперь мотает 14-летний срок за хищение примерно 2,5 миллиона долларов из бюджета лиги.

БАРКЕРУ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ПАМЯТНИК

Значительным событием в футбольной истории страны стало объединение под крылом SAFA в феврале 1991 года четырех разрозненных организаций: для белых, черных, метисов и индийцев. Через год Южная Африка восстановила свое членство в ФИФА и Африканской конфедерации футбола. А в июле 1992 года сборная ЮАР отметила свое второе рождение тремя товарищескими играми с Камеруном: ничья, победа и поражение. Однако первый же официальный матч, проигранный - 1:4 - сборной Зимбабве, показал, что южноафриканцы еще не готовы на равных соперничать даже с соседями. Не случайно они пропустили и финал Кубка Африки-94 и чемпионат мира в США.

Картина резко изменилась с приходом на пост главного тренера сборной Клайва Баркера. 54-летний специалист получил известность еще в период работы с южноафриканскими клубами "Умтата Буш Бакс" и "Амазуло". Интересно; что после завершения игроцкой карьеры Баркер на некоторое время отошел от футбола и открыл свою фирму по торговле автомобилями. Однако вскоре молодой бизнесмен разорился и вынужден был вернуться к прежней профессии. Приняв предложение южноафриканской федерации, Баркер сразу же разработал четырехлетний план по формированию боеспособной команды. Ее пик по замыслу тренера должен был прийтись на Кубок мира-98 и мировое первенство во Франции. Однако сроки неожиданно сократились вдвое из-за отказа Кении принять Кубок Африки-96. Оставшийся без страны-организатора турнир "подобрала" ЮАР.

Естественно, что у себя дома подопечные Баркера не имели права ударить в грязь лицом. Оптимизм в сердца болельщиков вселял и тот факт, что их команда добилась удачной серии из 13 беспроигрышных матчей. Среди них были и почетные ничьи с Аргентиной (1:1) и ФРГ (0:0). Кроме того, в декабре 95-го сборная Южной Африки вышла победителем однокругового турнира с участием Египта, Замбии и Зимбабве. В тот же год, кстати, ведущий клуб страны "Орландо Пайрэтс" выиграл Кубок африканских чемпионов.

На этой успешной волне Баркер сумел подвести сборную к Кубку Африки-96 в боевой форме. Не слишком удачно стартовав, южноафриканцы прибавляли от матча к матчу и в финале расправились со сборной Туниса - 2:0. Это была первая победа ЮАР на форуме лучших команд Черного континента. На радостях федерация выписала игрокам невиданную по африканским меркам денежную премию в размере 2,5 миллиона рандов (700 тысяч долларов).

ФЕДЕРАЦИЯ БЫЛА ПРОТИВ "БАФАНА-БАФАНА"

Неофициальное название сборной ЮАР - "Бафана-Бафана". В переводе с зулусского языка это словосочетание переводится как "мальчики" (допускаются также любые синонимы - "парни", "ребята"! и т.д.). Кроме того, сюда вкладываемся и эмоцинальный оттенок: не просто "ребята", а "молодцы, ребята". Человек, придумавший это имя, не известен. Скорее всего оно пришло в голову одновременно сотням болельщиков, потому что впервые клич "Бафана-Бафана" прозвучал на трибунах во время матча с Камеруном, с которого и началась новая история национальной сборной. Игра проходила в Дурбане, где среди жителей преобладают зулусы. И вот все 90 минут они, не жалея голосовых связок, горланили: "Бафана-Бафана". Внимательные журналисты тут же расписали этот девиз в своих репортажах. Слово за слово - и вскоре прозвище "вперед, мальчики" прочно приклеилось к команде. Однако руководство федерации было категорически против, считая, что имя должно вселять ужас в соперника. Как, например, "Неукротимые львы", "Черные пантеры", "Воины пустыни", "Слоны". А "Мальчики" - это несерьезно. Был даже объявлен конкурс на самое удачное название с денежным призом 300 долларов, но народ высказался за "Бафана-Бафана". А вот гимном сборной считается песня шахтеров "Шошолоза", что в переводе означает "толкай". Видимо, подразумевается "толкай вагонетку".

СОНО ОПОЛЧИЛСЯ НА "СТАРИКОВ"

Скептики утверждают, что успех сборной ЮАР на Кубке Африки-96 был случайным, что все за игроков сделало высокогорье. (Йоханнесбург расположен на высоте 1750 метров над уровнем моря.) Как же они торжествовали, когда в конце прошлого года их теория отчасти подтвердилась: сборная ЮАР неудачно выступила на Кубке конфедераций в Саудовской Аравии. Может, и не стоило бы заострять внимание на этой локальной неудаче в ничего не значащем турнире, если бы не сенсационное решение Клайва Баркера сложить с себя полномочия. Свой шаг Баркер так и не объяснил: возможно, взыграли эмоции, а может, на него надавили из вышестоящих инстанций. Уж слишком странно повела себя федерация после отставки тренера, которого боготворила вся страна. На январь - февраль исполняющим обязанности главного тренера был назначен Джомо Соно, а непосредственно к чемпионату мира команду будет готовить Филипп Труссье.

Назначение Соно болельщики восприняли без особого энтузиазма. Этого человека в Южной Африке недолюбливают за его жестокие методы работы. Говорят, например, что он может оскорбить футболиста, если тот опоздает на тренировку. А если под рукой окажется ремень, может и побить. Соно - создатель, владелец и тренер клуба первого дивизиона "Джомо Космос" (первая часть названия - его собственное имя, вторая - популярного в 70-х годах американского клуба "Космос", где Соно играл вместе с Пеле и Беккенбауэром) - вопреки ожиданиям взялся за дело слишком рьяно и за два месяца разрушил ту команду, которую Баркер создавал в течение четырех лет.

После Кубка конфедераций Соно вывел из состава семь основных игроков - "Доктора" Кумало, Джона Мошеу, Эрика Тинклера, Андре Арендсе, Нила Тови, Сизве Мотаунга и Шона Бартлетта с формулировкой: "Надо срочно омолодить сборную". Хотя самому старому из этой семерки капитану сборной Тови 35 лет. И уж совсем непонятно, как в этот список попал 25-летний Бартлетт. Без своих лидеров команда оконфузилась в первом же матче Cosafa Cup, проиграв слабеньким намибийцам - 2:3. После этого Соно понял, что погорячился, и вернул в сборную Мошеу. С ним дела пошли получше, и на Кубке Африки-98 "Бафана-Бафана" дошла до финала, где, правда, уступила Египту - 0:2. И тем не менее выступление сборной было признано успешным. Не дожидаясь финального матча, свои поздравления команде направил президент ЮАР, большой поклонник футбола Нельсон Мандела.

БЕЛЫЙ ШАМАН ТВОРИТ ЧУДЕСА

Филипп Труссье позже всех приступил к работе со сборной - участницей ЧМ-98. Его контракт с федерацией начал действовать 1 марта. Труссье уже шестой тренер сборной Южной Африки после возвращения команды на международную арену шесть лет назад. Этот французский специалист - очень популярная личность в африканском футболе. Впервые он заявил о себе шесть лет назад, когда сделал клуб АСЕК из Кот-д'Ивуара одним из сильнейших на Черном континенте, а сборная этой страны под его руководством победила на Кубке Африки-92. Однако вскоре его уволили, якобы за то, что, устав от бесконечных "подсказок" от своих работодателей, он сгоряча наговорил им много некрасивых вещей.

В 94-м в течение девяти месяцев Труссье работал с южноафриканским клубом "Кайзер Чифс". И там тоже все закончилось скандальной отставкой. Причиной тому, по словам очевидцев, стал гордый характер француза, который не терпит даже малейшего вмешательства в свои дела. За последние четыре года Труссье разругался с федерациями Марокко и Нигерии. Причем "Суперорлов" он успел вывести на ЧМ-98.

Труссье имеет репутацию удачливого тренера, который способен вытащить слабую команду на приличный уровень. За это качество африканцы прозвали его Белым Шаманом. В очередной раз Белый Шаман подтвердил свой класс на нынешнем Кубке Африки, где сборная Буркина-Фасо, которую возглавлял Труссье, неожиданно пробилась в полуфинал.

Поклонники "Бафана-Бафана", похоже, признали Труссье. В глубине души они надеются, что француз вернет в команду их "репрессированных" любимцев. Возможно, что замолвит за них словечко и сам Нельсон Мандела. Ведь не случайно же президент ЮАР на церемонии вручения Кубка Африки-96 был одет в футболку с девятым номером, в которой играл капитан той сборной Нил Тови. Что касается Труссье, то пока Белый Шаман уходит от прямого ответа: "Дорога в сборную открыта для всех. Поверьте, ни один футболист, способный принести пользу команде, не останется" за ее бортом".

ЮЖНОАФРИКАНЦЫ СЧИТАЮТ ДАНДИ ПРЕДАТЕЛЕМ

Если к "жертвам" политики Соно простой народ в Южной Африке относится с сочувствием, то небезызвестного Шона Данди болельщики считают предателем и при каждом удобном случае готовы полить его имя грязью. Напомним, что этот нападающий два года назад был в заявке "Бафана-Бафана" на Кубке Африки, но в последний момент вместо Данди в Йоханнесбург через прессу пришло его заявление, в котором игрок отказался играть за сборную, соблазнившись заманчивой возможностью в короткий срок получить немецкое гражданство. Своим коварным поступком Данди, по-видимому, прогневил Бога. Стоило Берти Фогтсу пригласить его под знамена сборной Германии, как форвард тут же получил серьезную травму. А затем с каждым днем играл все хуже и хуже и наконец даже перестал попадать в основной состав "Карлсруэ". В итоге сейчас южноафриканцы едут во Францию, а Данди, поди, кусает с досады локти. Кстати, теоретически еще есть возможность, что "крокодил" вернется - ведь за немецкую сборную он так до сих пор и не заиграл. Но она настолько ничтожна, что этот вопрос даже не поднимается. Скорее всего Данди уже отрезанный ломоть. И виноват в этом только он сам.

"РЫБА", КОТОРАЯ СОЧИНЯЕТ СТИХИ

Центральная фигура в команде Труссье - это, безусловно, Марк Фиш (прозвище Рыба), выступающий в английском "Болтоне", который выиграл за него борьбу у "Манчестер Юнайтед" и "Рейнджерс". Фиша не зря называют "южноафриканским Беккенбауэром". Он очень надежен на месте либеро, здорово играет головой, хорош в отборе и любит подключаться к атакам. Интересно, что Фиш начинал профессиональную карьеру нападающим, но из-за травм был вынужден переквалифицироваться в защитника. У него очень обширный круг интересов. Фиш закончил университет по двум специальностям - психологии и менеджменту и рассчитывает после футбола либо заняться бизнесом, либо стать спортивным психологом. А еще он пишет стихи и не прочь выпить лишнего после матча.

На левом краю обороны нет равных Дэвиду Ньяти. Этот защитник швейцарского "Санкт-Галлена" по стилю игры очень похож на Роберто Карлоса, разве что не обладает таким пушечным ударом. Еще в прошлом году Ньяти играл в "Тенерифе", а недавно участвовал в матче сборной Европы и остального мира, посвященном жеребьевке мирового первенства во Франции. Ньяти обычно закрывает всю левую бровку, успевая отработать сзади и поучаствовать в голевых комбинациях.

В нападении "Бафана-Бафана" взошла звезда Бенедикта Маккарти. Этот 20-летний форвард стал настоящим открытием недавнего Кубка Африки и не случайно был включен в символическую сборную турнира. Ему принадлежит всеафриканский рекорд скорострельности - покер за 12 минут в матче с Намибией. Маккарти родился в бандитском районе Кейптауна и еще два года назад прозябал в одном из клубов второго дивизиона. Там его заметили разведчики "Аякса". Амстердамский клуб не пожалел миллиона долларов, словно предчувствуя, что этот парень принесет ему ни с чем не сравнимую пользу. При всех достоинствах Маккарти у него есть один минус - необузданный темперамент. На поле Бенни часто несдержан в эмоциях и собирает желтые карточки.

На что может рассчитывать сборная Южной Африки во Франции? Группа не из легких - хозяева турнира, Саудовская Аравия, Дания. Впрочем, главный тренер "Бафана-Бафана" Филипп Труссье настроен оптимистично: "Это команда многое умеет. Я думаю, ей по силам как минимум преодолеть групповой барьер. Многое будет зависеть от того, как мы сыграем во втором туре с датчанами".

Юрий БУТНЕВ