Газета Спорт-Экспресс от 10 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 10 марта 1998 | Баскетбол - НБА

БАСКЕТБОЛ

НБА

Тим ХАРДУЭЙ

В МАГАЗИН И ОБРАТНО - С БАСКЕТБОЛЬНЫМ МЯЧОМ

Его называют лучшим дриблером НБА. Пожалуй, на сегодняшний день он и лучший разыгрывающий Восточной конференции. Но прежде всего Тим Хардуэй - яркий пример того, как спортсмен может выйти на новый, более высокий уровень мастерства даже на закате карьеры. Если для этого будут благоприятные условия и если этого очень захочет он сам.

ДОСЬЕ "СЭ"

Тимоти Дуэйн ХАРДУЭЙ

Родился 1 сентября 1966 года в Чикаго (штат Иллинойс, США). Защитник. Рост - 183 см, вес - 88 кг.

В сезонах-85/86 - 88/89 выступал за команду университета "Техас-Эль Пасо" (12,8 очка, 4,5 передачи и 2,6 подбора в среднем за игру). Лучший игрок конференции Western Athletic NCAA по итогам 1989 года. Признан лучшим игроком в истории NCAA среди тех, чей рост не превышает 6 футов (183 см).

В драфте-89 под №14 был выбран клубом НБА "Голден Стэйт Уорриорз", где провел шесть неполных сезонов - 89/90 -92/93, 94/95 и 95/96 (сезон-93/94 пропустил из-за травмы колена). 22 февраля 1996 года вместе с Крисом Гэтлингом был обменен на Кевина Уиллиса и Бимбо Коулза в "Майами", где выступает до сих пор.

За 8 сезонов в регулярных чемпионатах НБА набирал в среднем за игру по 19,6 очка, Делал 9,1 голевой передачи, 3,6 подбора и 1,9 перехвата. В плей-офф сыграл 33 матча (21,1 очка, 8,1 передачи, 3,7 подбора и 2,2 перехвата в среднем за игру). Пять раз участвовал в матчах "Всех звезд". Среднестатистические показатели - 10,6 очка, 4,6 передачи и 2,6 подбора за игру.

Стал пятым игроком в истории НБА, кому удавалось два или более (три) сезона подряд набирать больше 20 очков и делать больше 10 результативных передач за игру. По итогам сезона-96/97 выбран в первую символическую пятерку НБА. Рекордсмен всех времен по числу перехватов в одном матче плей-офф (8).

• В память о школьном тренере Бобе Уолтерсе, скончавшемся от рака в 1987 году, перечисляет по 10 долларов за каждую свою голевую передачу в пользу общества American Cancer Society, занимающегося борьбой с этим заболеванием.

• Любимые цвета: красный с черным или белым.

Любимый праздник: Рождество.

• Любимая еда: спагетти, лосось, креветки.

Любимое мороженое: ванильное, апельсиновый шербет.

• Любимые актеры: Брюс Уиллис, Сэмюэл Л. Джексон, Морган Фримэн.

Любимая музыка: хип-хоп, рэп, ритм-эндблюз, джаз.

Любимые кроссовки: Nike.

Первая машина: Mazda.

Последняя машина: Mercedes.

Любимое прозвище: Тим-Баг (Тим-Жук). Его придумал двоюродный брат Хардуэя, когда тот еще не умел ходить и ползал по квартире кругами.

Владимир ДИМИТРОВ

из Торонто

Владимир ДИМИТРОВ - собственный корреспондент "СЭ" в Канаде.

-В конце 80-х - начале 90-х была в НБА замечательная команда "Голден Стэйт Уорриорз", игравшая в уникальный ажурно-комбинационный баскетбол. Ее главной силой была реактивная тройка Митч Ричмонд - Крис Маллин - Тим Хардуэй...

- У нас действительно была великолепная команда. Но потом обменяли Ричмонда, получили травмы мы с Маллином и Шарунас Марчюленис - все это плохо сказалось на результатах. Наконец, был уволен наш тренер Дон Нельсон, и "Уорриорз" постепенно скатились в подвал турнирной таблицы, где и находятся до сих пор.

-Однако аутсайдеры получают право на высокие номера драфтов. "Голден Стэйт" дважды выбирал первым, получил сначала Криса Уэббера, затем Джо Смита, но в плей-офф по-прежнему не попадает.

- На мой взгляд, дело здесь в отсутствии дисциплины и в слабой подготовке баскетболистов. Когда командой руководил Нельсон, игроки приходили в зал задолго до начала тренировки, занимались сами, потом в охотку выполняли все упражнения, которые давал нам Дон, и задерживались еще на часок, чтобы побросать по кольцу. Мы хотели работать! В дальнейшем подобной атмосферы в команде не стало. Чему удивляться, если при новом тренере Рике Адельмане для каждого игрока были свои правила и законы?! Не могу судить, насколько изменилась ситуация после прихода Карлесимо (нынешний главный тренер "Голден Стэйт". - В.Д.), но, судя по инциденту со Спрюэллом (имеется в виду случай, когда Лэттрэлл Спрюэлл ударил Карлесимо на одной из тренировок. - В.Д.), вряд ли она улучшилась.

-Получается, что Маллин, последним из вашей тройки покинувший Окленд, сделал это весьма своевременно?

- Крис давно хотел уйти из "Уорриорз", но ему чинили всевозможные препятствия: сначала просто не меняли, потом вроде бы соглашались, но взамен требовали слишком многого. Это было вопиющей несправедливостью по отношению к человеку, который провел в "Голден Стэйт" лучшие годы карьеры. Маллин заслужил право играть в команде чемпионского калибра. Я очень рад, что Крис в конце концов оказался в "Индиане", которая в этом чемпионате смотрится столь мощно.

-В чем заключался ваш конфликт с Адельманом, из-за которого вы два года назад перешли в "Майами"?

- Рик поставил на мне крест. Большой и жирный. Журналистам он это объяснял моим травмированным коленом и слабой игрой в защите. Со мной Адельман разговаривать не хотел - просто держал на скамейке. Я же чувствовал, что способен на большее, чем роль запасного плеймейкера, и, думаю, игрой в "Майами" доказал свою правоту.

-Последние полтора сезона - лучшие в вашей карьере?

- Да. Я сбросил лишний вес, играю за команду, которая знает себе цену, под руководством одного из величайших тренеров в истории баскетбола. У меня есть возможность отдать передачу под кольцо Алонзо Моурнингу, который привлекает повышенное внимание обороны и тем самым развязывает мне руки. С другой стороны, у Зо (прозвище Моурнинга. - В.Д.) есть приличный разыгрывающий, который здорово облегчает ему жизнь на площадке! (Смеется.)

-За счет чего "Майами" добился в последние два года столь большого прогресса?

- Прежде всего это самоотдача и зашита. В нападении особых проблем у нас нет и не было: каждый знает свою роль, у команды неплохой процент попаданий, но большинство матчей мы выиграли за счет обороны. С приходом Райли состав "Майами" поменялся практически полностью. Нам пришлось не только сыгрываться, но и привыкать к новым тренерским концепциям. В нападении мы быстро нашли общий язык - все-таки уровень мастерства у Моурнинга, Джамала Машбэрна, Дэна Марли очень высок. А вот в защите поначалу не все ладилось. Понадобилось некоторое время, чтобы разобраться в оборонительной философии Райли. Тренеры команд Западной конференции меняют стратегию чуть ли не в каждом матче, а Пэт предпочитает постоянство: у всех игроков есть свое место на площадке, и каждый страхует каждого. Мне такой вариант нравится значительно больше.

-Какое влияние Райли оказал на вашу игру?

- Именно благодаря ему я стал по-настоящему дисциплинированным игроком. Можно сказать, что при Райли я заново полюбил баскетбол. В "Майами" дисциплина прежде всего! Если кто-то опоздал на тренировку, он будет обязательно оштрафован. И раз уж ты действительно хочешь добиться успеха в "Майами", то должен принять правила игры Райли. Он может остановить тренировку и объяснить тебе, что ты делаешь неверно, а потом будет часами держать тебя на площадке - до тех пор, пока этот элемент не "будет "отскакивать от зубов". Это не садизм, просто Райли хочет блага и игрокам, и команде.

-У каждого баскетболиста есть фирменный почерк, коронные приемы и трюки, которым никакой, даже самый гениальный тренер не научит. У вас это фантастическая скорость и феноменальный дриблинг. Откуда они взялись?

- Ну, высокая скорость была у меня всегда - наверное, таким родился. А потом, нельзя научиться играть быстрее - можно научиться играть умнее. Что же касается дриблинга, то над ним я много работал с детских лет. Частенько спорил с ребятами из других дворов, что пройду целый квартал, при каждом шаге переводя мяч с руки на руку с ударом о землю между ног. Прохожу квартал - получаю доллар, прохожу два раза - два доллара, и так далее.

-И много таким образом зарабатывали?

- На мороженое хватало. Кстати, в магазин по соседству я ходил тоже с мячом - стучал им об асфальт всю дорогу туда и обратно. А дороги и тротуары были далеко не в блестящем состоянии: трещины, дыры. Так что приходилось быть чрезвычайно внимательным: куда ставишь ногу, куда посылаешь мяч. Это тоже пригодилось.

-По телевидению сейчас активно крутят рекламный ролик компании Nike, в котором вы под звуки танго красиво обыгрываете своего соперника по схеме: шагнул налево - ушел направо. При этом мяч дважды переводится из одной руки в другую. Это, похоже, ваш фирменный прием?

- Да, и называется он crossover. Именно с помощью этого трюка раньше дурачил своих опекунов Пэрл Вашингтон. Но я выполняю crossover несколько иначе, чем он: сначала перевожу мяч в левую руку между ног, а потом - обратно в правую, но уже прямо перед собой. Как правило, соперники не ожидают такой наглости, и, пока они соображают, что к чему, резко ухожу вправо.

-Многие считают, что визитная карточка НБА - бросок сверху. Вы можете забить сверху?

- Могу, но только на разминке. Никогда не стану делать этого в реальном матче. Броски сверху - это не мое.

-А сверхдальние броски?

- А вот они как раз входят в мои прямые обязанности. На каждой тренировке я обязательно отрабатываю броски с середины площадки, со своей половины, даже из своей трехсекундной зоны - в общем, из всех мыслимых и немыслимых положений. Никогда не знаешь, откуда придется атаковать в конце матча, когда секундомер отсчитывает последние мгновения. Нужно быть готовым ко всему.

-Что для вас утомительнее: 100 раз бросить по кольцу или дать 100 автографов?

- О, это, пожалуй, самая сложная часть жизни профессионального баскетболиста! Кажется, что все тебя знают, все за тобой наблюдают, все стараются с тобой поговорить, дотронуться. Не успеваешь в ресторане раскрыть меню, как обязательно появляется какой-нибудь, охотник за автографами. Иногда, так хочется быть просто самим собой, но ты не можешь себе этого позволить, потому что постоянно находишься как бы под микроскопом. Нужно следить за каждым поступком, словом и реакцией, иначе могут быть неприятности. Причем в Окленде справляться с общественным вниманием было все-таки попроще, чем в Майами.

-Во Флориде из вас сделали этакого положительного героя, образец для подражания для американских мальчишек.

- Таких героев пытаются сделать из всех баскетболистов НБА. Знаю, что многим это не нравится, но мне льстит, что молодые люди пытаются мне подражать. В общем, я принял правила игры, по которым живет НБА, и особого дискомфорта не испытываю.

-Чем бы вы хотели заняться после окончания баскетбольной карьеры?

- Прежде всего отдохнуть от сумасшедших тренировок Райли. А потом можно будет подумать и о будущем. Конкретных идей еще нет, однако точно знаю, что тренером не буду. Это очень тяжелая работа, она требует совершенно специфического таланта. У меня его нет.