ФУТБОЛ |
ЕВРОКУБКИ-97/98 |
Александр ШИРКО
ОЧЕНЬ СТРАДАЮ, КОГДА ОСТАЮСЬ В ЗАПАСЕ
Едва ли не о каждом из спартаковцев много - и по праву - написано за последние годы. Но, листая подшивку "СЭ", я сделал открытие: ни одного подробного интервью с Александром Ширко, героем недавнего матча на амстердамской "Арене". И решил восполнить этот пробел.
Станислав ПАХОМОВ |
из Сочи |
ВСЕГДА ХОТЕЛ ИГРАТЬ В АТАКЕ
-Как начинался ваш футбольный путь?
- Отец в шесть лет привел меня в футбольную школу. Мне всегда нравилось забивать голы, поэтому с амплуа определился быстро - только нападающий. Среди моих сверстников по школе нашлись желающие встать в ворота, в защиту, но, конечно, больше всего было "форвардов". В то время я представить не мог, что стану футболистом команды мастеров. А уж о "Спартаке" грезил только в самых потаенных мечтах, хотя за красно-белых болел лет с пяти - отец приучил. Поэтому, когда наш тренер ушел в спартаковскую школу, я - за ним. Дальше - как по накатанному. Сначала стали обращать внимание тренеры юношеских сборных, одновременно дорос и дубля "Спартака". Понял - я на правильном пути.
-Специалисты относят вас к нападающим таранного типа. В чем особенность игры таких форвардов?
- В представлении многих это выглядит так: продрался с мячом сквозь защитников, первым ударом оглушил вратаря, а повторным порвал сетку ворот. Не думаю, что ко мне применимы подобные характеристики. В пас играю не реже, чем бью по воротам.
-Тем не менее ваш конкурент- Канищев, а не Бузникин.
- Я понимаю, но все же по своей мощи нахожусь где-то посередине между ними. Если говорить о конкуренции, то она сейчас в "Спартаке" серьезная, особенно в передней линии. Когда в команду пригласили Канищева и Писарева, на первых порах немного напрягся: люди пришли с именами, многое повидавшие, получу ли я шанс себя проявить? Но потом понял - вполне реально стать основным игроком.
-А герой Амстердама внутренне готов вновь оказаться на скамейке запасных?
- Все в жизни случается. Не дай Бог, травма - и в состав вернуться будет очень трудно. Но заранее сдаваться я не собираюсь, потому что, во-первых, есть честолюбие, во-вторых, привыкнуть к роли запасного невозможно. Я очень страдаю, когда не оказываюсь в числе одиннадцати. Неприятно, и это выбивает из колеи.
-Вы выделяетесь на поле большим объемом работы, с удовольствием двигаетесь. Природа многое вам дала?
- В большей степени это результат работы над собой. Сам не раз замечал: когда не стою на месте и действую агрессивно, то играю удачнее. Хотя никогда не отличался бессмысленной беготней по полю. Но пока есть силы - стараюсь не филонить.
-А на сколько хватает сил?
- Буду честен - не на весь матч. С другой стороны, глупо ожидать от футболиста, что в конце игры он будет действовать так же свежо, как и в начале.
- Как в "Спартаке" закладывают фундамент выносливости?
- В отличие от многих клубов мы просто так почти не бегаем. Нагрузка идет в основном через игровые упражнения. А бег на длинную дистанцию - не мой конек. В детстве приходилось наматывать километры, ведь слово тренера с юных лет для меня - закон. Всегда выполнял все "от и до". Как говорится, углы не срезал. А еще быть волевым и сильным мне помогает отец. Он не пропускал игры дубля, старается и сейчас посещать все матчи "Спартака". После игры даже пытается что-то мне объяснить, но обычно, когда матч закончился, ощущаешь опустошенность и слова даже близких людей трудно осмыслить. Зато на следующий день интересно обсудить матч, пролистать отчеты в газетах. Кстати, мнение журналистов для меня немаловажно, и резкие слова могут задеть. Хотя стараюсь не давать повода для нелицеприятных высказываний.
-Тем не менее некоторые относились к вам скептически: хороший нападающий, но голевые моменты транжирит.
- Мне об этом известно. Но я был уверен, что голы от меня не уйдут. Еще в юности заколачивал немало, становился лучшим бомбардиром в различных турнирах. Главное было - терпеливо ждать своего часа. И, похоже, я его дождался. Еще бы опыта набраться, и тогда я смогу играть сильнее.
-В 1996 году Георгий Ярцев решился на омоложение команды. И тогда у многих бывших дублеров появился шанс проявить себя. Будь по-другому, может быть, вы до сих пор оставались бы в дубле?
- Ярцев всем молодым футболистам предоставил фантастическую возможность для самовыражения. Многие ею воспользовались. Но я считаю, что мое время пришло бы при любых обстоятельствах. Правда, может быть, чуть позже.
"АЯКС" НАДЕЖД НЕ ПОТЕРЯЛ
-Сенсационная победа над "Аяксом" по-прежнему занимает мысли спартаковцев?
- Разве такое забудешь. Громкая победа. Положительных эмоций она нам столько дала, что прошло вот уже больше недели, прилив сил - до сих пор. На тренировках все делается в охотку. Еще больше работаешь, больше стараешься. Все понимают, мы сделали только один шаг к полуфиналу Кубка УЕФА, и надо постараться сделать второй в Москве при поддержке своих болельщиков. Знаю, многие думают, что все уже решено. Отнюдь. Если мы с такими мыслями выйдем на матч, "Аякс" вернет нас на грешную землю.
-Значит, три мяча "Спартака" - это еще не победа?
- Давайте, не будем загадывать. У нас хорошие шансы, но и "Аякс" приедет в Москву, чтобы реабилитировать себя в глазах Европы.
ЗАБЫТЬ УПУЩЕННЫЕ МОМЕНТЫ ОЧЕНЬ ТРУДНО
-Прошлый сезон сложился для вас неровно. Не раз вы оставались в запасе. В некоторых матчах вообще не появлялись на поле. Трудно было?
- (Задумался.) Можно обойти эту тему? Она мне неприятна.
-Хорошо. Тогда, быть может, вы вспомните курьезный случай из вашей жизни?
- В прошлом году мы играли на выезде с "Локомотивом" в Нижнем Новгороде. И, представьте, уже в начале матча у меня появился прекрасный шанс забить, до ворот было метра два, и мне оставалось только попасть по мячу. И надо же - мяч сошел с ноги, отлетел к вратарю, который от радости чуть не запел. А ситуацию, которая произошла во втором матче со "Сьоном", когда Константен попросил измерить ворота, наверное, помнят все. Мяч катился к линии ворот, я летел к нему, и мы бы обязательно пересеклись, но в последние секунды мяч застрял в луже. Похожие ситуации, к сожалению, встречаются чуть ли не в каждой игре. Почти все они остаются в памяти.
-Это не мешает сосредоточиться на подготовке к следующим матчам?
- Как раз, наоборот, подстегивает, заставляет в следующий раз отнестись внимательнее к своему шансу.
НА ШИРЕРА ОБИЖАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ
-В "Спартаке" вас зовут Ширер. Не обижаетесь?
- По-моему, очень лестное прозвище. И обижаться тут не на что.
-Не помните, когда впервые вас так назвали?
- Мы сидели с ребятами в бане и стали придумывать друг другу новые "имена". Андрей Тихонов предложил назвать меня Ширером. С того момента это ко мне и приклеилось.
-Сколько вы забили важных мячей - не счесть. "Вальядолид", "Ротор", "Карлсруэ", теперь "Аякс". Что это - интуиция?
- Наверное, можно проще объяснить. В конце прошлого сезона я чаще выходил на поле и проводил матч целиком. Это добавляло уверенности, и к голевым моментам относился более хладнокровно.
-Но почему именно вы решали исход многих важных матчей?
- Я же нападающий и обязан забивать. Надеюсь на продолжение этой приятной традиции. Можно сказать высокопарно: дескать, для меня неважно кто забьет, главное, чтобы победила команда. Но я так не скажу. Для меня важно и то, и другое.
-Со стороны ваши голы кажутся достаточно простыми.
- В футболе что главное? Гол. Каким он будет - неважно.
-В "Спартаке" по сравнению с другими клубами нападающим приходится несладко. Отличиться может любой игрок, специально на форвардов здесь не играют. Поэтому вряд ли вы мечтаете стать лучшим бомбардиром чемпионата.
- Это трудно сделать. В других командах есть один игрок, которому все помогают. Нам же, спартаковским нападающим, очень часто приходится играть в подыгрыше, отходить назад, тащить мяч через все поле. Впрочем, в коллективизме - сила "Спартака". И, конечно, если кто-то находится в более выгодной позиции - я обязательно отдам мяч.
-Максимализм часто мешает проявить себя человеку. Не замечали?
- Нет. Только с таким отношением к футболу можно достичь высоких результатов. На мой взгляд, если чего-то сильно хочешь - обязательно добьешься. Цели на этот сезон ставлю самые большие. Но, пожалуйста, без конкретики, иначе многие мои слова могут принять за бахвальство.
-Голова от повышенного внимания в вашей персоне не закружится?
- Нет. Но могу предположить: если пару игр неудачно сыграю, сразу пойдут разговоры: зазнался. Хотя причина будет совсем в другом. Мой принцип в жизни - всего добиваться самому. Человек, который за счет большого труда достигает каких-то целей, никогда не зазнается, хотя бы потому, что не захочет все потерять в один миг.
-Со стороны вы кажетесь несколько флегматичным, немного замкнутым человеком.
- Обманчивое впечатление. Конечно, тамады из меня бы не получилось, но и молчуном себя не назову. Среди близких друзей я открытый для общения человек, хотя многое зависит от настроения.
-Из равновесия что может вывести?
- Предательство, ложь. А в себе замыкаюсь при неудачах. И все же считаю, у меня счастливая судьба. Если сбои и случаются, то ненадолго. Хотя хорошего всегда мало, хочется все больше и больше.
-То есть забили два мяча "Аяксу", а теперь хочется - четыре в ворота "Интера"?
- (Смеется.) Нет, конечно. Я реалист. Даже один мяч в ворота "Интера" - уже успех.
-Ваш звездный час пришел?
- Надеюсь, это была лишь звездная минута, а час - он еще впереди.